Первые впечатления участников CeBIT’а

ВЫСТАВКИ

Имеет ли смысл российской ИТ-компании организовывать собственную экспозицию на такой крупной международной выставке, как CeBIT? Может ли она при этом надеяться на поддержку со стороны государства? Оправдывают ли себя большие объединенные стенды? Обо всем этом шла речь на пресс-конференции, устроенной отечественными участниками CeBIT’а и представителями правительства. Впрочем, из-за того, что в правительстве сейчас идет известная всем реорганизация, мнения руководителей Минпромнауки и Минэкономразвития узнать так и не удалось.

По мнению Валентина Макарова, организацию наших

коллективных стендов на CeBIT’е следует поручить АПКИТ

Российская ИТ-отрасль была представлена на ганноверском форуме двумя коллективными стендами, а также отдельными экспозициями нескольких софтверных компаний. О стенде Минпромнауки должен был рассказать руководитель департамента перспективных технологий Владимир Нечипоренко, но поскольку он отсутствовал, пришлось довольствоваться впечатлениями тех, кто выставлялся на другом коллективном стенде, организованном консорциумом "Форт Росс" (www.fort-ross.ru) при поддержке ассоциации АПКИТ (www.apkit.ru) и администрации Санкт-Петербурга. По их мнению, на площадке Минпромнауки доминировали государственные предприятия и НИИ, участие которых практически полностью финансировалось из бюджета. Экспоненты стенда "Форт Росс", фигурировавшего на CeBIT’е под названием Russian Software Pavilion, хотя и получили поддержку администрации Санкт-Петербурга, 80% расходов вынуждены были взять на себя.

Поскольку это сравнительно небольшие компании, предлагающие малоизвестные программные продукты или услуги ИТ-аутсорсинга, коллективный стенд для них - реальное решение финансовой проблемы. Ведь, по оценке руководителя информационной и рекламной службы компании ABBYY Настасьи Савиной, отдельный стенд разумных размеров обойдется примерно в 100 тыс. долл. Хотя выставочные площади стоят на CeBIT’е не дороже, чем в Москве, необходимо принимать в расчет и накладные расходы (транспортировка экспонатов, командировочные персонала и т. д.). Наши компании, представившие собственные стенды, хорошо известны на международном рынке и участвуют в CeBIT’е не в первый раз. И они не сомневаются в полезности подобных мероприятий.

Алексей Рыбаков: "Бренд России как страны, имеющей высокий

потенциал на международном ИТ-рынке, нуждается в улучшении"

Как пояснил руководитель информационной службы "Лаборатории Касперского" Денис Зенкин, ганноверская выставка дает уникальную возможность всем участникам провести в сжатые сроки массу встреч с потенциальными партнерами и заказчиками и даже подписать долгосрочные соглашения, не выезжая к каждому из них отдельно. В этом смысле для тех, кто ведет активную международную деятельность, по эффективности CeBIT намного опережает все отечественные выставки. Ну а компаниям, нацеленным на предоставление услуг ИТ-аутсорсинга за рубежом, таким, как "Аурига", по мнению ее директора по развитию Алексея Рыбакова, присутствовать на локальных российских выставках вообще сегодня не имеет большого смысла.

Президент консорциума "Форт Росс" и член правления АПКИТ Валентин Макаров считает, что для 21 фирмы из России, Украины и Белоруссии, сплотивших свои ряды на стенде Russian Software Pavilion, участие в CeBIT’е было достаточно успешным. Их экспозиции посетило более тысячи гостей выставки. Состоялись встречи с коллегами из Норвегии, Канады, Кореи, Великобритании, США и Финляндии, но, пожалуй, наиболее важным событием стал второй российско-германский ИТ-форум, в ходе которого было подписано соглашение о сотрудничестве между крупнейшей немецкой ассоциацией BITKOM (www.bitkom.org) и нашей АПКИТ.

Когда же на пресс-конференции речь зашла о возможных способах содействия экспортной деятельности наших фирм со стороны государства, наиболее популярным пожеланием было: "Пусть просто не мешает". И действительно, уж сколько лет все жалуются, к примеру, на драконовскую придирчивость таможенных служб при попытках вывезти на зарубежную выставку коробку с демонстрационными компакт-дисками, а ничего в этом деле не меняется. По мнению г-на Макарова, правительство совсем не помогает отечественным коммерческим компаниям в их попытках пробиться на внешние рынки. Если в большинстве зарубежных стран субсидии государства и затраты самой фирмы на участие в подобных выставках соотносятся как 5:1, то у нас данное соотношение в точности обратное. Это тем более удивительно, что по правилам ВТО, куда мы собираемся вступать, финансирование выставочной деятельности является чуть ли не единственным способом для государства спонсировать коммерческие организации, избегая при этом обвинений в протекционизме.

Алексей Рыбаков напомнил, что наряду с корпоративными брендами есть еще и бренд страны в целом как среды, благоприятной для инноваций, развития ИТ и бизнеса. Только при наличии подобного имиджа к российским ИТ-компаниям на мировом рынке будут относиться с настоящим интересом. Г-н Рыбаков призвал госчиновников по сути "пиарить" нашу ИТ-отрасль за рубежом. Западные политические деятели, например, не гнушаются посещать стенды своих вендоров, зная, что это привлечет к ним внимание и прессы, и потенциальных заказчиков. Вряд ли министры и депутаты будут делать это, если не уверены в высоком уровне разработок своих соотечественников. По мнению г-на Макарова, роль своеобразного экспертного совета, дающего обоснованные рекомендации "пиар-агентам" от правительства относительно того, кого и как следует поддержать в первую очередь, могла бы играть самая крупная российская ИТ-ассоциация АПКИТ. Другие ассоциации на правах коллективных членов АПКИТ могли бы тоже участвовать в выработке подобных рекомендаций.

Версия для печати