КОНФЕРЕНЦИИ

Гражданину нужны не министерства и ведомства, он нуждается во вполне определенных услугах, оказываемых государством в целом. Об этом участникам прошедшей в начале апреля в Москве второй ежегодной конференции "Государство в XXI веке" напомнили в своем совместном пленарном докладе директор фирмы Project Botticelli Рафаэль Луковецки и директор департамента Hewlett-Packard по работе с государственными организациями в странах Центральной и Восточной Европы Руди Рихтер. Конференция, организованная корпорацией Microsoft (www.microsoft.com/rus) при поддержке Hewlett-Packard (www.hp.ru), привлекла внимание более 700 руководителей и специалистов органов власти разного уровня и игроков ИТ-рынка.

Андрей Кошкин: "Испытания правительственного

портала РФ в Сети начнутся этим летом"

Хотя из восьми секций конференции лишь две - "Технологии и решения Microsoft" и "Решения Microsoft и Hewlett-Packard для электронного правительства" - были явным образом ориентированы на пропаганду технологических платформ спонсоров, на всех остальных по понятным причинам тоже преобладали прикладные системы, базирующиеся на продуктах Microsoft. Московское представительство корпорации давно ведет целенаправленную работу с госсектором: с 2000 г. публикуется ее ежемесячный информационный бюллетень для государственных служащих, посвященный применению информационных технологий в этой сфере, а накануне конференции вышла из печати монография "Электронные государственные услуги и административные регламенты", автором которой является Александр Данилин, менеджер Microsoft, отвечающий за взаимодействие с органами власти. Ее вместе с последними номерами информационного бюллетеня получили все участники форума. Значение и перспективность данного сегмента рынка сознают и конкуренты Microsoft: чуть ли не в день конференции представительство "Oracle СНГ" объявило о создании у себя специального департамента по работе с государственным сектором.

Леонид Ухлинов: "Логика "Электронной таможни"

 строится на анализе рисков и управлении ими"

Остальные секционные заседания были посвящены архитектуре электронного правительства, обеспечению информационной безопасности, электронному документообороту, аналитическим системам, а также применению CRM- и ERP-решений в органах государственной власти. Иногда было удивительно наблюдать, как похожи современные тенденции развития ИТ и методов государственного управления. И там и там на передний план выходит концепция услуги, лежащая в основе сервис-ориентированных ИТ-архитектур, а "государственный" аналог широко пропагандируемой компанией Hewlett-Packard концепции адаптивного предприятия - Adaptive Government - выглядит сегодня, в дни коренной реорганизации правительства, как никогда актуально. Поскольку государственная услуга, получаемая гражданином через "одно окно", на самом деле охватывает множество ведомств и деловых процедур, ее реализация в форме электронного сервиса невозможна без широкой опоры на открытые стандарты. Тема стандартизации была одной из центральных на форуме.

Самой представительной оказалась секция "Проекты в федеральных, региональных и муниципальных органах власти РФ". На ней обсуждались реально создаваемые решения. Как заявил в своем приветственном слове руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Церен Церенов, главная наша проблема - ведомственный характер информатизации: 95% информационных ресурсов госаппарата недоступны для общего пользования. Один из путей ее решения - построение правительственного портала Российской Федерации, о котором рассказал директор отделения Интернет-решений компании IBS Юрий Самойлов. Призванный стать единой точкой входа в порталы министерств и ведомств, этот портал наряду со стандартными функциями поиска, обеспечения безопасности, публикации, обратной связи и т. д. предусматривает поддержку интерактивных услуг.

Как заявил директор Департамента правительственной информации РФ Андрей Кошкин, основная цель, поставленная правительством перед разработчиками, - создание работающих онлайновых сервисов для граждан и бизнеса. Он выразил уверенность, что заложенные в портал формальные механизмы будут мотивировать ведомства более четко выполнять все нужные клиентам процедуры. Думается все же, что более надежным "мотивационным рычагом" могли бы стать хорошо продуманные административные регламенты, которые в свою очередь следует реализовать в ИС электронного правительства. Пока что указанный портал находится в опытной эксплуатации и даже не подключен к Интернету, но, по-видимому, уже летом общественность сможет познакомиться с его работой и высказать свои критические замечания.

Еще об одном важном для страны проекте под названием "Электронная таможня", охватывающем все таможенные службы в федеральном центре и регионах, рассказал начальник главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК РФ Леонид Ухлинов. Существенного ускорения операций таможенной обработки грузов и снижения уровня коррупции здесь собираются добиться путем тщательного анализа рисков и управления ими. Для этого потребуется мощная аналитическая подсистема, способная консолидировать информацию из ведомственных и внешних источников и на ее основе принимать решение о более тщательной проверке каких-то отдельных подозрительных партий товаров. Предполагается, что к 2008 г. досмотру будет подвергаться лишь 10% всех пересекающих границу грузов. Руководство ГТК надеется, что, поскольку многие процедуры будут выполняться в автоматическом режиме, снизится и уровень коррупции. Проект выполняется на средства госбюджета и Всемирного банка, выдавшего кредит до 2008 г.

Работы по информатизации госсектора предстоит еще немало. Прежде всего следует поскорее решить общие для страны законодательные и инфраструктурные проблемы: нужны реально действующие удостоверяющие центры, поддерживающие ЭЦП, государственные инфраструктуры управления открытыми ключами, службы электронного нотариата, позволяющие интегрировать электронный документооборот с бумажным, и т. д. Что ж, если подобные проблемы ставятся на конференции, значит, они уже осознаны, а следовательно, мы можем надеяться на их скорейшее решение.

Версия для печати