РЕЦЕНЗИИ
Надо победить страх, источивший души.
Булат Окуджава Бёрд Киви. Гигабайты власти. М.: Бестселлер (www.sharebook.ru), 2004. - 352 с.
Однажды цыганка остановила моего бывшего начальника, человека с очень сильной психикой, и попыталась применить к нему наработанные этим племенем приемы. Однако, как она ни старалась, перехватить его самоконтроль на себя ей не удалось, и женщина его отпустила, с уважением сказав вслед: "Самостоятельный!". Эта история всякий раз вспоминается мне, когда средства масс-медиа, как та цыганка, пытаются навесить населению очередную лапшу. И я весьма порадовался, взяв в руки очередную книгу Бёрда Киви "Гигабайты власти" (рецензию на его "Книгу о странном", см. PC Week/RE, N 13/2003, с. 44). "Самостоятельный", - подумал я, пробежав первые ее страницы.
"Река не видит, как меняются берега, в которых она бежит, это узнают другие воды, которые потекут в них впоследствии", - так мой учитель пояснял мне глубокую причинную связь между формой и содержанием. Похожим образом и мы, повседневно развивая компьютерные технологии, можем только в общих чертах вообразить себе, куда потечет река ИТ и какими будут очертания ее берегов. Однако истинная мудрость состоит в том, чтобы предвидеть не плюсы информатизации, а ее опасности. А они, увы, как пороги на бурных горных реках, подстерегают социум на каждом повороте. Поэтому я считаю, что книгу "Гигабайты власти" следует прочитать всем. Она не о компьютерах и компьютерных технологиях, а о том, как они могут быть использованы против каждого из нас. (В качестве примера, вспоминается начало 1990-х годов в России. На одной из компьютерных выставок в Санкт-Петербурге я спросил представителя фирмы, демонстрировавшего сверхминиатюрные микрофоны для прослушки, как идет торговля ими. "Покупают не штуками, а килограммами", - похвастался тот.) Через всю книгу красной нитью проходит история жизни главы ФБР Джона Эдгара Гувера с описанием методов, используемых им и его ведомством для удержания власти. Методы эти иллюстрируются современным фактическим материалом. Обычно в каждой главе автор рассматривает три-четыре связанные общим стержнем темы.
Книга состоит из 11 глав, пронумерованных с нуля.
Глава 0 знакомит с Д. Э Гувером, "пересидевшем на своем посту 8 президентов и 18 министров юстиции", и с широко используемым в дезинформации методом "обман и отрицание".
Американским проектам интеграции баз данных различных государственных ведомств и социальным последствиям таких проектов посвящена глава 1. Понятно, что, хотя автор и пользуется западными источниками как более доступными, суть вопроса практически не меняется и для любой другой части света. Автор пишет: "...Можно, как показывает практика, весьма долго заставлять людей видеть лишь "то, что надо", и абсолютно не замечать "то, что не надо". И хотя вокруг в изобилии происходят вещи, воистину достойные сильнейшего удивления и серьезных размышлений, публика реально ничего не замечает". Почему же большинство населения с готовностью воспринимает версии событий, навязываемые СМИ? Вопрос больше к психологам. Дело здесь еще и в том, что это некоторая удобная для субъекта позиция - если твое мнение расходится с общепринятым, то дальше-то что? Нужно думать, а это немалые затраты нервной энергии, большой риск оказаться в изгоях.
Глава 2 посвящена тайным рычагам власти в США. No comments!
В главе 3 рассмотрена проблема фальсификации истории путем удаления или изменения документов. По мере наступления цифровых технологий она становится все более и более актуальной и переходит в ранг государственных в том плане, что ряду правительственных агентств, служб и организаций, а также НИИ и исследовательских центров, не говоря уже о рядовых гражданах, необходимо иметь доступ к нескомпрометированному архиву версий документов, публиковавшихся в Интернете. Организация подобных архивов требует определенных вложений, но, на мой взгляд, может вполне окупиться, в частности при расследовании случаев так называемого "воровства личности", для противодействия ряду методов информационной войны, повышения качества работы разного уровня систем обеспечения принятия решений, для задач коммерческой разведки и т. д. Характерно, что понимание необходимости этого на Западе есть - в прошлом году о создании таких архивов в США сообщалось в нашей компьютерной прессе.
Отмечу, что в советские времена подобная "историческая проблема" решалась за счет помещения книг и периодических изданий неугодного власти содержания в центральных библиотеках в металлические шкафы и введения ранжирования и специального учета доступа к ним. Мне в молодости повезло успеть прочитать в исторической библиотеке в Москве подшивки многих журналов и газет первых лет советской власти, когда опьяненные успехом революции авторы статей были более чем откровенны. Буквально несколькими месяцами позже эти издания убрали из общего доступа. Нечто похожее, но в другой форме, мы наблюдаем сейчас в Сети: сообщения о неугодных событиях вымарываются из электронных архивов. Здесь я вижу большое поле деятельности как для юристов-международников, так и для правозащитных организаций.
В главе 4 обсуждаются вопросы фальсификации событий средствами кино и телевидения.
Замечу, что самостоятельность мышления никого не гарантирует от ошибок, - в случае, когда отсутствует существенная информация, выводы могут быть более чем ошибочными. Например, до того как я под Талдомом впервые лично не увидел одну из форм НЛО, я считал, что эта тема просто служила индикаторным признаком для институтов, занимающихся изучением общественного мнения, поскольку она легко выделяется в разговорах, переписке и т. д. Убедившись, что феномен существует, и обратившись за разъяснениями в Институт космических исследований, я понял, что всё далеко не так просто, и... поменял свои представления о предмете.
В последующих четырех главах обсуждаются плюсы и минусы перехвата сообщений; поясняется, к чему может привести глобальный контроль перемещения людей и машин; рассматриваются опасности фальсификации результатов электронных выборов и биометрической идентификации личности.
Глава 9 описывает часть современных разработок в области слежки за гражданами: беспилотные полицеские летательные аппараты, проекты использования управляемого поведения насекомых и животных, сети камер наблюдения. Упоминаются только те разработки, о которых в последние годы писала американская пресса. Думаю, что возможна масса направлений, информация о которых полностью отсутствует, поскольку в США часто практикуется сообщать только о побочных исследованиях, оказавшихся непригодными для реального (боевого) применения.
Глава 10 повествует о проектах, обеспечивающих свободный (анонимный) обмен информацией в Интернете, - о так называемых "технологиях умной толпы".
Книга, местами далеко не бесспорная, больше ставит вопросы, чем на них отвечает. Во всяком случае, совет, которым Бёрд Киви заключает свой труд, - всемерно развивать общественный доступ к повсеместно распространяющимся средствам слежения за властью как инструмент контроля за ее действиями - мера конструктивная, но, жаль, малодейственная.
С чем не могу полностью согласиться, так это с цитируемым автором высказыванием Линуса Торвальдса: "Технологии не изменяют общество - это общество изменяет технологии". Как в любой полной системе, в данном случае стрелки идут в обе стороны: и технологии способствуют изменению общества (пример - книгопечатание!), и общественная востребованность изменяет направление развития технологий. (Говоря о полноте системы, напомню, что требуется не менее трех составляющих, чтобы система развивалась. Третьей - замыкающей две упомянутые - является среда, в которой осуществляется действие.) В динамике это выражается известным китайским значком взаимодействия энергий Инь и Ян.
Подытоживая, хочу отметить, что рецензируемая книга, безусловно, является в определенном смысле уникальной и будет весьма полезной и интересной самому широкому кругу читателей.