ОБЗОР

В минувшем году продолжался динамичный рост всех секторов отечественного рынка ГИС. По расчету ГИС-Ассоциации, объем продаж программного обеспечения, специализированного оборудования, геодезических и навигационных приборов и услуг в области ГИС вырос по сравнению с 2002 г. на 29% и достиг 566 млн. долл., опередив рост рынка ИТ в России, который, по разным оценкам, составил в 2003 г. 19-25%. Распределение объема продаж в различных секторах показано на рис. 1.    

Рис. 1. Объем продаж в различных секторах рынка геоинформатики в 2002-2003 гг. (млн. долл.)

Государство оставалось наиболее крупным потребителем продукции рынка геоинформатики. Объем государственного бюджетного финансирования увеличился с 22% в 2002 г. до 29% в 2003-м. Но в сфере землеустройства основным покупателем услуг в области технической инвентаризации и изысканий по-прежнему является негосударственный сектор: 80-90%.

Более контрастные формы приобретает ситуация по распределению объема работ на рынке геоинформатики между государственными, муниципальными и частными предприятиями. Растет доля работ, выполняемых негосударственными предприятиями. Их численность (25 тыс. человек) уже почти в 1,2 раза превосходит штат сотрудников государственных учреждений. Это очередное свидетельство того, что несмотря на попытки "Роскартографии" ограничить конкурентные возможности негосударственных организаций отрасль готова эффективно работать в рыночных условиях. Но "Роскартография" по-прежнему не намерена поступиться ни одной из функций распределения государственного заказа, выполнения и контроля за проведением работ, тормозя развитие отрасли.

Если принципы государственного регулирования рынка геоинформатики России почти не претерпели изменений, то технологический прогресс, достигнутый в прошлом году, очевиден и характеризуется:

- развитием средств персональной навигации (GPS, ГЛОНАСС, Galileo);

- рождением рынка локализованного сервиса (Local Based Services, LBS);

- созданием в России сети постоянно действующих базовых GPS-станций ("Навгеоком" с партнерами - пять станций; "Росземкадастр" с партнерами - Спутниковая система межевания земель в Московской области и северо-западном регионе) и появлением сервиса дифференциальных поправок;

- началом эффективного использования технологий трехмерного лазерного сканирования;

- активизацией в секторе предложения данных высокого разрешения дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в России (космических и полученных с помощью мультиспектральной цифровой аэрофотокамеры);

- переходом к использованию объектно-ориентированных систем хранения пространственных данных в СУБД.

В результате технологического прогресса и как следствие технического перевооружения обеспечивается эффективная работа на рынке геоинформатики небольших мобильных коллективов численностью до 15 человек.

Соотношение затрат на различные составляющие крупных геоинформационных проектов, по экспертной оценке ГИС-Ассоциации, мало изменилось по сравнению с 2002 г. (рис. 2). Некоторое увеличение доли накладных расходов объясняется ростом арендных платежей и платы за пользование материалами федерального картографо-геодезического фонда. Последнее является обязательным для лицензированных в области геодезической и картографической деятельности организаций и регулируется только государством ("Роскартографией"). Нерешенность вопросов авторских и имущественных прав на пространственные данные значительно сдерживает рост рынка.    

Рис. 2. Распределение затрат при реализации геоинформационных проектов в России в 2003 г.

Пространственные данные

Сектор предложения пространственных данных можно оценить как наиболее динамично развивающийся. Именно здесь заметна тенденция к демонополизации. На долю коммерческих структур, по оценке ГИС-Ассоциации, приходится не менее 30% стоимости услуг.

Основным источником пространственных данных являются непосредственно геодезические измерения (50%), далее следуют картографические материалы (30%) и данные ДЗЗ (20%), причем доля последних неуклонно растет.

По оценке ГИС-Ассоциации, лишь около 15% потребителей имеют возможность сразу приобрести необходимые цифровые карты или базы пространственных данных. Остальные вынуждены создавать их самостоятельно. Это связано с крайне низкой развитостью рынка цифровых пространственных данных.

Основные события года:

- анонсирование "Госгисцентром" продажи цифровых карт масштабов 1:25 000 и 1:50 000, предназначенных для открытого использования, на территории ряда субъектов РФ европейской части страны;

- решение "Роскартографии" о "...переходе от контроля тиражей рекламной продукции, содержащей картографическую продукцию, к передаче неисключительных имущественных прав на конкретную картографическую продукцию предприятиям - изготовителям рекламной продукции на конкретный календарный период (квартал, год)". Хотя это решение осталось мало замеченным широкой общественностью, его значение для развития рынка цифровой картографической продукции является кардинальным. По сути при сохранении авторских прав на картографическую основу и отсутствии нормативных документов по ценообразованию оно означает полную свободу выбора только для предприятий "Роскартографии", в чьем ведении находятся территориальные картографо-геодезические фонды. Право выполнения государственных функций (ведение государственного фонда) коммерческими предприятиями (ФГУП "Роскартография") в настоящее время оспаривается ГИС-Ассоциацией.

Весьма высокими темпами развивается рынок данных ДЗЗ, в первую очередь космических. Согласно оценкам ведущих американских экспертов, объем их мировых продаж возрастет с 3 млрд. долл. в 2003 г. до 6 млрд. долл. - в 2012-м. В России, по оценке ГИС-Ассоциации, прирост объема продаж в 2003 г. составил 63%.

Следует отметить значительный успех в продвижении в 2003 г. на российский рынок данных, полученных с помощью космических аппаратов (КА) IRS (Индия), IKONOS (США) и QuickBird (США). При этом оперативная съемка среднего и высокого разрешения с российских КА практически полностью отсутствовала.

Необходимо сказать о запусках индийского спутника дистанционного зондирования ResourceSat-1 (17 октября 2003 г.) и спутника OrbView 3 американской компании OrbImage, составляющих реальную конкуренцию проектам IKONOS и QuickBird (26 июня 2003 г.).

Из событий на отечественном рынке нельзя обойти вниманием создание мобильного автономного комплекса для приема и обработки спутниковой информации ИТЦ "СканЭкс" (28 августа 2003 г.).

Главные ожидания 2004 г. связаны с запуском отечественных спутников ДЗЗ "Монитор" и "Ресурс". Планируется, что в нынешнем году впервые в отечественной истории объем продаж космических данных превысит объем работ по аэрофотосъемке.

Аппаратное обеспечение

Рынок аппаратного обеспечения состоит из трех секторов: устройства для точного определения геодезических координат, навигационное оборудование и средства специализированной компьютерной периферии ввода-вывода пространственных данных.

Рост высокоточного геодезического оборудования в 2003 г. по отношению к 2002-му, по разным оценкам составивший от 35 до 65%, во многом достигнут благодаря спросу на приборы спутникового позиционирования. Все большую долю сектора геодезических спутниковых приемников завоевывают приборы Trimble Navigation (США). В области электронных тахеометров конкурентная ситуация более ровная: отрыв от Trimble у Nikon (Япония), Topcon Positioning Systems (Япония) и Leica Geosystems (Швейцария) не столь значителен. Радует динамика роста продаж в 2003 г. отечественного поставщика - Уральского оптико-механического завода.

В прошлом году в России начались продажи оборудования трехмерного лазерного сканирования: реализовано восемь сканеров. Объем оказанных услуг по проведению работ с использованием этой технологии составил 5,5 млн. долл. По прогнозу, в 2004 г. будет продано около 20 приборов и предоставлено услуг на сумму около 7,5 млн. долл.

Оценить объем продаж навигационного оборудования в нашей стране весьма сложно. По данным ГИС-Ассоциации, для непрофессионального спутникового навигационного оборудования эта сумма составляет около 5,25 млн. долл., а рост продаж по сравнению с 2002 г. - от 40 до 50%. Лидирующая позиция в этом классе оборудования принадлежит Garmin: 75-85%.

Безусловно, рост продаж непрофессионального спутникового оборудования сдерживается существующими ограничениями по точности позиционирования (30 м) и отсутствием рынка навигационных картографических материалов и баз данных. Из положительных явлений 2003 г. следует отметить отмену необходимости получать разрешения на торговлю приемниками GPS, которая, к сожалению, не решила главной проблемы - секретности. В итоге получается довольно интересная ситуация, когда продавцы вынуждены формально "загрублять" точность приемников (иначе их не сертифицируют), а потребители - осуществлять обратный процесс, чтобы пользоваться картами и обмениваться данными.

Программное обеспечение

По оценкам ведущих продавцов ПО по обработке пространственных данных, в 2003 г. рост продаж составил 25-30%. Наиболее высоким спросом пользовалось ПО для первичной обработки геодезических измерений.

Анализ продаж ПО, выполненный в конце 2003 г., не показал революционных изменений в этом секторе рынка (рис. 3). Стабильно продаются продукты ESRI (США) и MapInfo (США), несколько снизился темп продаж у дилеров Autodesk (США), укрепляют позиции отечественные разработчики - ЮРКЦ "Земля" (Таганрог), "Интерсофт" (Рязань), ЦСИ "Интегро" (Уфа).    

Рис. 3. Программное обеспечение ГИС в России в 2001-2003 гг.

 (процентное соотношение к общему числу рабочих мест - около 35 тыс.)

Основной технологической тенденцией прошлого года является продолжение интеграции ГИС с другими информационными системами (СУБД, ERP и т. п.) и использование ГИС в качестве главного интерфейса информационных комплексов, связывающего на основе пространственного компонента данные из разных источников.

Рынок профессиональных трудовых ресурсов

Анализ объявлений о вакансиях показал, что наиболее востребованной в 2003 г. оказалась специальность инженера-геодезиста. Число предложений на каждую объявленную фирмами вакансию составляет в среднем два-три человека на место. Средняя заработная плата по предложениям фирм приблизительно равна 350 долл.

Основные проблемы развития рынка

Следует отметить две главные причины, сдерживающие развитие отрасли: во-первых, в стране нет рынка цифровых пространственных данных, а во-вторых, не разработан механизм совершенствования законодательной, нормативной и правовой базы.

По-прежнему поиск высококачественных пространственных данных - задача почти неразрешимая. Это связано с отсутствием метаданных и обновленных государственных топографических карт, а также с жесткой государственной политикой в области имущественных и авторских прав на создание государственной картографической основы. Рост рынка также сдерживается действующим режимом секретности на использование карт.

Официальные государственные цифровые топографические карты можно приобрести только через систему ГИС-центров "Роскартографии". Последняя на средства бюджетного финансирования предпринимает попытку создания базы метаданных, которую с большой долей вероятности будут использовать в коммерческих целях лишь ее предприятия.

Государственное управление и государственный бизнес неразрывно слились в мировозрении руководства "Роскартографии". Вместо четкого разграничения этих понятий, как того требуют программные выступления Президента РФ и стратегический план действий Правительства РФ, делается максимум возможного, чтобы систему управления отраслью заморозить на социалистическом уровне. Рыночные отношения "разрешены" только предприятиям "Роскартографии", неправомочно наделенным функциями ведения территориальных фондов и распоряжения хранящейся в них государственной собственностью. Получается, что эти предприятия имеют гарантированный объем работы в виде государственного заказа, больший по объему финансирования блок договорных работ и при этом контролируют использование фондов.

Для развития рынка необходимо соблюдение принципа минимальной стоимости картографической основы и ее максимальной доступности, которая осложняется из-за наличия авторских прав на нее. Между тем топографо-геодезическая основа создана на средства налогоплательщиков, граждане и хозяйствующие субъекты РФ должны иметь к ней неограниченный доступ.

Требует коренного пересмотра подход к обновлению базовых картографических материалов. В связи с переходом на цифровые технологии измерений и обновлений становится реальным процесс ведения дежурства не по картографической основе, а по специально разработанной базе пространственных объектов.

В настоящее время основная часть пространственных данных, по оценке ГИС-Ассоциации, создается именно в сфере учета земли и недвижимости, но из-за межведомственной разобщенности эта информация практически не используется для обновления картографических материалов. Из этого следует, что пора объединить в одном федеральном ведомстве все структуры, определяющие создание базовых пространственных данных в России - данных, на основании которых можно создавать любую тематическую информацию.

До сих пор не решен вопрос ведения единого адресного реестра. Почему-то в области географических наименований ни у кого не возникает сомнения в необходимости жесткого государственного регулирования и контроля, и тем не менее вопрос единства адресного пространства полностью отдан на откуп органам местного самоуправления без методической поддержки государства.

Главной причиной, сдерживающей прогресс в отрасли, остается отсутствие механизма качественного совершенствования законодательной, нормативной и правовой документации. Сегодня в стране насчитывается более 5 тыс. организаций, получивших лицензии на геодезическую и картографическую деятельность. Однако стратегия развития отрасли определяется по старой схеме нормотворчества: к процессу допущен ограниченный круг сотрудников центрального аппарата "Роскартографии", в лучшем случае с привлечением работников головных предприятий. Вести диалог с общественными объединениями, в частности с ГИС-Ассоциацией, руководство "Роскартографии" не желает.    

Перспективы на 2004 год

В нынешнем году согласно планам Правительства РФ должен быть принят федеральный закон "О государственном кадастре объектов недвижимости". Пока наше правительство придерживается позиции, что государственный кадастр должны вести государственные учреждения.

С учетом передачи земельного и имущественного налогов на уровень местного самоуправления следует ожидать роста интереса со стороны городских властей к созданию на базе кадастра недвижимости территориальных информационных систем, которые позволят решить задачи эффективного управления недвижимостью и планировать развитие территории.

Эти процессы будут проходить на фоне революционной перестройки бюро технической инвентаризации (БТИ), которые скорее всего на первом этапе разделятся на два крупных класса: в одном останется лишь государственный учет, а второй, в ранге коммерческих предприятий, займется инвентаризацией, т. е. формированием и описанием объектов недвижимости. А в 2005 г. государственный учет земли и сооружений, вероятно, будет объединен. Последствия этой модернизации могут быть решающими для рынка: значительно возрастет конкуренция в борьбе за право осуществления работ по подготовке данных для постановки на государственный кадастровый учет (к существующим частным землеустроительным организациям добавится почти столько же из числа модернизируемых БТИ). С одной стороны, это должно неизбежно привести к снижению стоимости работ, с другой - к увеличению спроса на геодезическое и спутниковое измерительное оборудование в низшей и средней ценовой группах.

Активно пропагандируемая позиция "Росземкадастра" и Минэкономразвития России о необходимости контролировать работы по формированию объектов недвижимости с помощью саморегулируемой организации (СРО), вероятнее всего, к концу 2004 г. приведет к более решительным действиям в этом направлении (проект закона о СРО уже прошел первое слушание в Государственной Думе). По замыслу инициаторов создание СРО, а также контроль за деятельностью специалистов и организаций, входящих в ее состав, позволяет дать потребителю дополнительные гарантии качества работ. Создание СРО и введение в действие федерального закона "О техническом регулировании" ознаменуют новый этап развития рынка: частные предприятия будут почти в равной степени ответственны за формирование правового и нормативного пространства и соответственно за создание условий для развития рынка.

ГИС-Ассоциация неоднократно выступала за объединение в одном ведомстве функций "Росземкадастра", "Роскартографии" и той части Госстроя России, которая курирует вопросы государственного технического учета зданий, сооружений и градостроительного кадастра. Если это произойдет, то упростится решение очень многих проблем.

Одной из наиболее важных концептуальных задач геоинформационного сообщества России в ближайшие годы будет построение национальной инфраструктуры пространственных данных (ИПД), которая станет основой для ряда систем:

- базовых пространственных данных, по которым организуется государственное дежурство;

- баз метаданных, жестко привязанных к базовым пространственным данным;

- стандартов и форматов обмена пространственными данными.

Идея ИПД предполагает выделение общего для территории ядра - базовых пространственных данных, к которым в дальнейшем должны быть привязаны все пространственные и атрибутивные базы, независимо от цели их создания, источника получения и финансирования, а также исполнителя работ. Развитие компьютерных технологий позволяет отказаться от картографического изображения модели местности как единственной формы моделирования территории и перейти к понятию баз пространственных данных. Этого требует уровень технологического развития. Основной принцип создания любой карты не менялся с давних времен и заключался в том, что на ограниченном по размерам твердом носителе (папирус, глиняная табличка, бумага) изображается максимально читаемое количество объектов местности. Отсюда родились понятия масштаба, условных обозначений, объектового состава.

Понятие базовых пространственных данных предусматривает диаметрально противоположный подход: из многообразия объектов выделяются главные, к которым можно привязать любую тематическую информацию. Таким образом карта становится не главным источником информации, а лишь одним, хотя и основным из способов визуализации баз пространственных данных. Непременным следствием такого подхода станет реализация принципов открытости и широкой доступности базовых пространственных данных, что потребует неизбежного пересмотра механизма сохранения государственной тайны в этой области. Очевидно, что придется "раскрыть" координатное пространство страны и перейти к защите информации об объектах.

По плану основные принципы создания ИПД будут сформулированы в виде соответствующей концепции и согласно решению Государственной комиссии по информатизации при Минсвязи России (от 20 февраля 2004 г.) доложены на заседании Правительства РФ в течение 2004 г. 4 С Сергеем Миллером, президентом ГИС-Ассоциации России, можно связаться по адресу: gisa@gubkin.ru.