КРУГЛЫЙ СТОЛ
Грядет автоматизация аптечной торговли
Активность предприятий торговли (особенно крупных современных форматов типа супермаркета) на поприще ИТ, наблюдающаяся в последние годы, кажется, достигла и таких специфических видов розницы, как аптеки и аптечные сети. Собственно, они и раньше понемногу автоматизировались, однако был ряд причин, не позволявший широко развернуть этот процесс (не в последнюю очередь на масштабы автоматизации влияли небольшие размеры этих предприятий розничной торговли). Обо всем этом, а также о других проблемах и перспективах развития ИТ в данной области говорили участники круглого стола "Проблемы автоматизации розничной торговли малых и средних предприятий. Особенности автоматизации фармацевтического розничного рынка", среди которых были компании "Штрих-М", "Аптека-Холдинг", "1С: Аналит", "Фарма Консалтинг" и "Регард Софт".
Эти фирмы не случайно собрались вместе - каждая из них имеет опыт работы с аптеками, чем они и поделились.
Учет и контроль в аптеках
Как справедливо отметил руководитель отдела внедрения "Штрих-М" Михаил Коршунов, деятельность аптек очень строго регламентирована законодательством, ведомственными и нормативными документами, поэтому даже небольшие нарушения (в частности, в размере наценки) могут привести к существенным штрафным санкциям. Такая ситуация делает автоматизацию учета в аптеках даже более актуальной, чем в обычной (к примеру, продуктовой) рознице. А потому соответствующие программные и аппаратные средства должны отбираться особо тщательно: здесь требуются интеллектуальные кассовые аппараты (POS-терминалы), позволяющие вести и суммовой, и количественный учет проданного товара, обеспечивать возможность применения разнообразных скидок и льготных продаж и пр. "Для информирования покупателей, - рассказал г-н Коршунов, - мы предлагаем аптекам различные устройства типа информационных киосков, которые содержат сведения о товарах, имеющихся в наличии, их ценах, аналогах лекарственных средств и заменителях, тем более что сегодня уже имеются необходимые электронные базы данных. Они, кстати, могут быть состыкованы с бэк-офисными системами".
Об одной из подобных информационных систем - "Фармацевтической ИС Аптечные товары" (ФИСАТ) рассказал Николай Преферанский, главный консультант по автоматизации аптечных предприятий компании "1С: Аналит". Эта система включает в себя:
- классификатор АТ (построен с использованием образовательных стандартов, нормативных документов Минздрава РФ и сложившейся практики работы на фармацевтическом рынке);
- номенклатуру АТ (включает в себя, на принципах максимальной полноты, действующие реестры и товары аптечных предприятий);
- описания АТ (официальная информация о них от фирм-производителей, доступная в интерактивном производственном процессе и как самостоятельная информационно-поисковая система);
- правовой блок (включает в себя те правовые акты, которые реально применяются при формировании ФИСАТ);
- дидактический блок (предполагает возможность использования учебно-методических и дополнительных информационных материалов для проведения постоянного последипломного усовершенствования специалистов аптечных предприятий по актуальным вопросам фармации с элементами дистанционного образования и самотестирования).
Особенности программного комплекса "ИнфоАптека" |
- Единый классификатор товаров (более 65 тыс. товарных наименований) поддерживается и обновляется профессиональными провизорами-маркетологами компании "Аптека-Холдинг". - Еженедельное обновление классификатора и справочника забракованных серий товаров. - В аптечной системе используются технологии и алгоритмы, разработанные дистрибьютором при автоматизации собственных бизнес-процессов (оригинальный алгоритм расчета текущей потребности в заказе товара, мощный аналитический модуль на основе технологии "OLAP - кубы данных"). - Своевременное обновление ПО в связи с изменениями в законодательстве и ценообразовании; доработка ПО под региональную специфику. |
Николай Преферанский также высказал мысль о том, что аптечные предприятия, как правило, невелики, а следовательно, при стоимости проекта в среднем от 8 тыс. до 20 тыс. долл. для них наиболее подходящим остается модульный (поэтапный) подход к внедрению ИС. Однако при этом должен быть создан некий информационный стержень, на который будут затем нанизываться все остальные блоки и модули. Таким стержнем может стать номенклатура товаров, обращающихся в аптеке, и ФИСАТ в данном случае может стать основой, поскольку исходными источниками для ее создания являются официальные документы: государственные реестры лекарственных средств, медицинских изделий, цен на лекарственные средства, а также Федеральный реестр биологически активных добавок к пище.
Интересен был и небольшой видеоролик, продемонстрированный Николаем Преферанским и показавший уровень автоматизации аптек в Германии: фармацевт за прилавком набирает на компьютере код лекарства, которое нужно покупателю, и автоматизированный комплекс, установленный на небольшом складе за стенкой, самостоятельно находит нужную коробочку на полке и с помощью транспортера подает в окошко фармацевту; вся процедура поиска и доставки занимает 15 с.
О некоторых особенностях рынка
Среди особенностей фармацевтического рынка вообще и аптек Московской области - в частности Константин Будко, директор компании "Фарма Консалтинг", отметил следующие. Основной проблемой для аптек (для муниципальных - в большей степени) является нехватка оборотных средств, которая зачастую тормозит процесс автоматизации. Поэтому сегодня полностью автоматизированных среди них насчитывается в столичной области, по мнению г-на Будко, не более 20% (хотя по одному компьютеру стоит практически в каждой). Поправить эту ситуацию можно путем более активного привлечения банковских кредитов и других заемных средств - такой подход поможет сразу внедрить полноценное решение.
Другой сложностью является строго партионный учет лекарственных средств, обязывающий аптеки не только применять штриховое кодирование по кодам производителя, но и дополнительно использовать собственные внутренние коды, что несколько усложняет и процедуру оприходования, и учет в целом. Кроме того, здесь имеется такая особенность, как учет льготных рецептов, объем которых трудно спрогнозировать, а учет приходится вести в автономном программном комплексе компании "Юнико", который представляет собой закрытую систему (не интегрируется с другим ПО), а потому вынуждает дублировать ввод данных. Льготные рецепты, кстати, в немалой степени усложняют и ведение бухгалтерского учета.
Еще одну проблему составляет квалификация персонала аптек, затрудняющая автоматизацию, а порой и препятствующая ей, сюда же можно отнести инерционность сотрудников, зачастую не желающих обучаться новым технологиям.
ЗАО "Аптека-Холдинг" |
Основано в 1997 г. По совокупному рейтингу (ноябрь 2003 г.) среди фармдистрибьюторов относится к категории национальных дистрибьюторов и входит в первую пятерку. Основной акционер - инвестиционный фонд "Группа Карлайл". Компания имеет 20 филиалов и 34 представительства, работает в 63 регионах России. Клиентская база - 14 000 клиентов (имеющих право на самостоятельные закупки). За четыре последних года (2000-2003) объем продаж вырос в пять раз. |
Однако за аптечный персонал активно заступилась Ольга Кучерова, ведущий специалист компании "Регард Софт", которая продвигает специализированное ПО для аптек. Фирма накопила немалый опыт работы в данном сегменте рынка. При обучении персонала своих клиентов специалисты стараются по-разному построить обучение, подразделяя пользователей на три большие группы по характеру решаемых ими задач: операторы (выполняют повторяющиеся операции), управляющие (с помощью ИС имеют возможность влиять на деятельность компании) и ИТ-специалисты (способны самостоятельно настраивать новые бизнес-процедуры). Если для первых достаточно тренинга в течение нескольких дней или даже часов, то вторым приходится уделять больше внимания как во время обучения, так и при дальнейшем консультировании; третьи же во имя успеха проекта должны с самого начала участвовать во всех стадиях внедрения ИС.
"Аптека-холдинг": особый подход к проблеме
Интересно, что проблема автоматизации фармацевтической розницы (в отличие от розничных предприятий других сфер торговли) занимает не только владельцев и руководителей данных предприятий (аптек и их сетей) и фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением соответствующих ИС. В данном сегменте ИТ-рынка складывается такая ситуация, что активность начинают проявлять крупные дистрибьюторы. Это довольно уникальное явление, пожалуй, не имеющее аналогов в торговой отрасли в целом. Причиной его, как считает Валерия Николаева, начальник отдела автоматизации аптек компании "Аптека-Холдинг", в немалой степени является растущая конкуренция. "Поддержка аптечного предприятия должна входить в сферу жизненных интересов дистрибьютора медикаментов, - считает г-жа Николаева. - Сегодня борьба за удержание и увеличение доли в закупках аптеки стимулирует дистрибьютора заниматься подобными проектами, которые уже не укладываются в традиционную схему товар - деньги - товар и представляют собой дополнительную услугу. Это - не сегодняшнее изобретение, подобные проекты по автоматизации аптек существуют и за рубежом; примерами могут служить крупнейший немецкий фармдистрибьютор GEHE, американская корпорация McKesson, аналогичная практика есть в Турции, Польше и других странах".
Таким образом, фармдистрибьютор в данном случае выступает в двух лицах: и как потребитель ИТ ("Аптека-Холдинг" использует в учете и управлении собственной деятельностью систему Platinum), и как их производитель - разработчик системы комплексной автоматизации аптечных предприятий "ИнфоАптека".
"Предлагая нашим клиентам ПО и услуги по его внедрению, - рассказала Валерия Николаева, - мы предоставляем им неплохие условия по кредитованию и обучению персонала, по поддержке системы, тем более что к предоставлению этих услуг подключаются и наши филиалы в регионах: они помогают и с обучением, и с консультированием сотрудников аптек на местах. Таким образом аптеки получают решение, максимально приближенное к их потребностям, технологии и алгоритмы которого сходны с таковыми у дистрибьютора; а вдобавок к этому - льготные условия его реализации и поддержки, единый классификатор товаров и высокий уровень сервиса. Мы же взамен получаем улучшение бизнеса у нашего клиента, что, в частности, находит отражение в партнерском договоре о поддержании и увеличении уровня закупок медикаментов у ЗАО "Аптека-Холдинг". Что ж, вполне современная позиция, это вам не "разделяй и властвуй", скорее - "отдавая, объединяй". Для коммерческой фирмы весьма плодотворная и вызывающая уважение стратегия.