ПРОЕКТЫ    

А в планировании и разработке стратегии страховщикам поможет Cognos

В российском страховом бизнесе сегодня складывается интересная ситуация. С одной стороны, как и во всем мире, наблюдается тенденция укрупнения бизнеса: слияния, поглощения и объединения в этом сегменте рынка в последние годы стали обычным делом. С другой, как отмечают аналитики, - отечественная страховая индустрия с недавних пор переживает бум: после многолетнего преобладания корпоративных клиентов резко пошли в гору розничные продажи - "проснулся" массовый клиент, разбуженный то ли введением обязательных видов страхования (типа "автогражданки"), то ли грустными размышлениями о бренности жизни в нашем полном техногенных опасностей мире, то ли, напротив, радостным звоном лишней копейки в своем кармане (а не полечиться ли в хорошей клинике, раз это теперь можно с помощью программ ДМС*1)? Впрочем, не так важно, отчего он, клиент, проснулся, главное, что событие, о котором так долго мечтали страховщики, совершилось. И потянуло за собой цепочку следствий, в том числе касающихся информационных технологий: именно сегодня мы видим, как из вспомогательных инструментов для отдельных подразделений (например, бухгалтерии) они превращаются в один из главнейших ресурсов, без которого невозможно нормальное функционирование и развитие компании.

_____

*1  Добровольное медицинское страхование.

Для клиентов - оперативность, для акционеров - прозрачность

У проекта автоматизации страховой компании РОСНО (www.rosno.ru), помимо развития отечественного рынка был еще один первотолчок: два года назад владельцем крупного пакета акций компании стал немецкий страховой концерн Allianz AG (www.allianz.de). Вместе с иностранным акционером подоспели и неизбежность ведения учета по международным стандартам финотчетности (МСФО), и потребность в прозрачности бизнеса, и необходимость эффективного менеджмента и стратегического планирования. Для обеспечения МСФО и прозрачности был развернут проект по внедрению Oracle E-Business Suite, а последнее - менеджмент и бюджетное планирование - решено было поддержать другими программными средствами.    

Компания РОСНО

ОАО РОСНО существует с 1992 г. В настоящее время основные акционеры - АФК "Система" (47%) и германский концерн Allianz AG (45%).

Сегодня РОСНО имеет лицензии на право осуществления 92 видов добровольного и обязательного страхования. Клиентами компании являются более 6 млн. человек и свыше 22 тыс. предприятий и организаций.

Региональная сеть РОСНО насчитывает более 100 филиалов и территориальных агентств.

Основные финансовые показатели страховой деятельности по итогам работы за 9 месяцев 2003 г. выглядят следующим образом:

- размер оплаченного уставного капитала - 432 млн. руб.;

- собственные средства - 1436 млн. руб.;

- общий объем собранной страховой премии - 7477 млн. руб., в том числе по страхованию иному, чем жизнь, - 5 878 млн. руб.;

- чистая прибыль за 9 месяцев 2003 г. - 1,1 млн. руб.

Параллельно в компании работали консультанты (ЗАО "ЛАНИТ"), проводившие экспресс-обследование сложившегося здесь процесса бюджетирования и места автоматизированной системы бюджетного планирования в информационной инфраструктуре компании. Основной задачей было выбрать такую систему, которая могла бы учесть особенности бюджетного планирования в РОСНО. В компании существуют профит-центры по каждой линии бизнеса, продающие подразделения (работающие как собственные брокеры), центры затрат в главном офисе и широкая региональная сеть в филиалах. "Кроме того, - подчеркнул финансовый директор РОСНО Михаил Хабаров, - следует помнить, что в информационной структуре любой компании система бюджетного планирования играет двоякую роль: с одной стороны, она использует данные учетных систем и электронных таблиц для сбора информации по фактическому исполнению бюджета, а с другой - сама может выступать в качестве источника для систем консолидации, управленческой отчетности и т. д. Поэтому важно, чтобы как источник информации ИС для бюджетного планирования обеспечивала достаточный уровень открытости, т. е. обладала средствами экспорта в файлы фиксированной структуры (электронные таблицы, текстовые и пр.); и тогда ее данные можно будет полноценно использовать в других приложениях. Желательно также иметь возможность построения запросов к базе данных системы бюджетирования (ODBC)". В результате сопоставления всех сформулированных в РОСНО внутренних требований со свойствами систем, имеющихся на рынке, предпочтение было отдано системе финансового планирования и бюджетирования Cognos Planning 7.1, поставщиком которой стала компания Robertson & Blums.

Проект Cognos

Он стартовал в сентябре 2002 г. "Обычно мы начинаем с того, что проводим для ключевых сотрудников заказчика (которые будут иметь дело с Cognos Planning) курс обучения методам работы в программной среде Cognos, - рассказал Евгений Литвиненко, старший консультант отдела Cognos. - Это необходимо для создания совместно с клиентом конкретной модели бюджетирования и формирования технического задания (ТЗ) на настройку ИС. Основной проблемой на этапе обучения было собрать в одном месте и в одно время специалистов, отвечающих в РОСНО за бюджетный процесс. Всем известно, что такие специалисты никогда не сидят без дела, особенно в крупных, регионально распределенных компаниях, какой является РОСНО. В данном случае эта проблема была решена за счет некоторого увеличения сроков обучения".

Следующий этап, длившийся с октября до середины декабря 2002 г., включал в себя составление ТЗ, адаптацию и внедрение системы. По свидетельству специалистов, наиболее важным и продолжительным при внедрении системы Cognos является именно составление ТЗ. "Это связано с тем, - считает г-н Литвиненко, - что изначально в данном продукте не заложена бизнес-логика процесса бюджетирования (в отличие от параметрически настраиваемых систем). На этом этапе возникла стандартная проблема, которую мы называем проблемой Excel. Не секрет, что зачастую основным инструментом при бюджетировании выступает Excel. Привыкнув к двумерному представлению бюджетных форм в Excel, экономисты не сразу могут перейти к объемному представлению бюджетных моделей. Смысл такого представления заключается в том, что бюджетные формы, разнесенные по разным листам Excel или даже по разным файлам, необходимо свести в единую форму. При этом группировка аналитик бюджетных форм не должна приводить к появлению нереализуемых областей данных, т. е. таких, которые никогда не будут заполнены из-за отсутствия экономического смысла. Оптимизация данного представления заняла основное время, выделенное на составление ТЗ. Другой проблемой можно назвать формализацию требований к рабочим местам конечных пользователей, что было связано с отсутствием опыта у представителей заказчика, привыкших работать в отдельных файлах Excel. Ее удалось решить после создания небольшой тестовой модели на данных заказчика. При качественно составленном ТЗ этап реализации бюджетной модели в системе Cognos Planning не вызывает проблем. Не стал исключением и проект в РОСНО".

Добавим, что при разработке отчетных форм было установлено максимальное количество возможных отчетов (в рамках данного проекта оно не превышало трех десятков). В феврале 2003 г. этап внедрения был завершен и проект запущен в промышленную эксплуатацию.

Однако через некоторое время вследствие развития бизнеса и изменения принципов работы компании понадобилось внести некоторые коррективы в систему финансового планирования. Эту задачу руководство РОСНО поставило перед консультантами Robertson & Blums Corporation в июле 2003-го. "Основным изменением в деятельности РОСНО в тот период явился переход с управленческих видов бюджетирования на планирование в разрезе страховых продуктов, - рассказал г-н Хабаров. - Помимо реализации насущных задач руководство РОСНО пришло к выводу о необходимости увеличить число пользовательских лицензий и удвоить количество сотрудников, вовлеченных в бюджетное планирование".    

Компания Robertson & Blums Corporation

Компания Robertson & Blums Corporation, основанная в 1990 г., поставляет современные решения для управления предприятиями крупного и среднего бизнеса. Приоритетными направлениями ее деятельности являются представление в России, других странах СНГ и Балтии систем управления предприятием, признанных в международной практике (SunSystems, PeopleSoft Enterprise One, Cognos), внедрение информационных систем, их локализация и поддержка, разработка собственных программных продуктов (HRB/управление персоналом и расчет заработной платы).

На сегодняшний день клиентами компании являются более 500 компаний.

Летом 2003 г. был заключен дополнительный договор на модификацию бюджетной модели в соответствии с изменениями в Едином регламенте бюджетирования на 2004 г., который предусматривал:

- переход на попродуктное планирование;

- внедрение процедуры согласования бюджетных данных, формируемых по принципам "сверху вниз" и "снизу вверх" в среде Cognos Planning; Проект был успешно завершен в установленные сроки, и система Cognos активно использовалась центрами страхования и центрами продаж для согласования показателей на всех этапах составления бюджета на 2004 г.

Некоторые результаты

В настоящее время в РОСНО работают два модуля системы Cognos Planning - Analyst и Contributor. Первый обеспечивает финансовых менеджеров и экономистов возможностями для создания интерактивных моделей бизнеса, используемых при планировании, бюджетировании и прогнозировании, а также позволяет осуществлять эффективный обмен информацией между участниками процесса планирования. Contributor предоставляет средства Web-технологий для оперативного сбора и передачи информации между подразделениями компании, независимо от их удаленности друг от друга. Подразделения компании с помощью Contributor могут отрабатывать различные версии бюджетов, основанные на различных предположениях, рассчитывать одни и те же показатели разными методами. Полученные в системе данные используются при подготовке и корректировках бюджета компании.

"Разумеется, не обошлось без некоторых трудностей, - вспоминает Евгений Литвиненко. - Так, на первом этапе эксплуатации системы были задержки с передачей данных между различными подразделениями компании, это было связано с необходимостью перевода системы в режим off-line (приостановкой работы пользователей). После выхода новой версии системы Cognos Planning в начале 2003 г. появилась возможность передачи данных между подразделениями без отключения системы, что привело к снижению сроков формирования бюджетов".

В настоящее время в компании РОСНО реализованы следующие бюджетные процедуры:

- сбор бюджетных данных из распределенных источников;

- согласование бюджетов различных уровней;

- консолидация бюджета на высшем уровне.

В результате внедрения системы Cognos Planning значительно сократилось время на приведение бюджетов подразделений к единому формату; снизились затраты на изменение бюджетных моделей, так как все производимые изменения практически мгновенно отражаются на всех рабочих местах. Кроме того, у компании РОСНО появился инструмент для сбора различной информации из территориально распределенных источников в едином формате с моментальной агрегацией. "Нам важно, - подчеркивает Михаил Хабаров, - что система Cognos Planning позволяет проводить анализ в более детальных разрезах - по продуктам, по каналам продаж и линиям бизнеса. Что же касается экономического эффекта, то в силу специфики своей деятельности мы не можем выразить его в процентах сокращения складских запасов, прямой экономии на материалах или транспортных расходах. Для нас важнейший эффект, достигнутый при внедрении системы Cognos Planning, - это повышение управляемости и экономия времени в ходе бюджетирования, а также структуризация данных в подразделениях и автоматический расчет показателей, не требующий дополнительных проверок. Это существенно для нас еще и потому, что через два-три года наша компания планирует выход на мировые фондовые биржи".