НОВАЯ ЭКОНОМИКА

В конце апреля Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ, www.nauet.ru) представила свои оценки российского рынка электронной торговли (ЭТ) за I квартал 2004 г. Суммарный объем торгов, проведенных по электронным каналам, за этот период составил 1,093 млрд. долл., что больше аналогичных показателей за весь 2003 г. (937 млн. долл.). Успешно развивались все сегменты рынка ЭТ - в государственной сфере (B2G), в корпоративной (B2B) и в потребительской (B2C), но основной прирост обеспечил сегмент B2G (в основном электронные госзакупки). Его оборот в I квартале был почти впятеро больше, чем за весь прошлый год (655 млн. долл. против 147 млн.). На площадках B2B было продано продуктов и услуг на сумму 173 млн. долл. и в розничных Интернет-магазинах - на 264 млн.долл.

Столь положительная динамика не должна служить поводом для самоуспокоенности, она скорее свидетельствует о гигантском потенциале электронной торговли в нашей стране. К примеру, самый большой оборот за прошлый год в сегменте B2C был зафиксирован в торговле бытовой техникой (96 млн. долл.), но он составил лишь 2% от всего объема продаж этой категории товаров. По мнению президента НАУЭТ Александра Киселева, главный сдерживающий фактор - слабое развитие инфраструктуры ЭТ. Под ней понимается как технологическая база ИКТ в регионах и доступность Интернета для широких слоев населения, так и нормативно-правовое обеспечение электронной торговли. Большие надежды г-н Киселев возлагает на общефедеральные проекты "Кибер-почта" и "Кибер-деньги". Первый из них должен обеспечить работу с ресурсами Интернета любому гражданину страны через пункты коллективного доступа, которые будут созданы во всех 42 тыс. почтовых отделений России (пока введено в строй только 3000 таких пунктов). Реализация второго позволит сократить время перевода денег с нескольких суток до 72 ч. Основой для национальной инфраструктуры ЭТ должна стать сеть информационно-маркетинговых центров, которые планируется открыть во всех субъектах федерации.    

 Александр Киселев убежден,

 что в первую очередь в нашей стране

 следует развивать инфраструктуру электронной торговли

Как известно, в апреле Государственная дума отклонила проект закона об электронной торговле, мотивируя свое решение тем, что деятельность такого рода должна регулироваться Гражданским кодексом и иными уже существующими законами. По мнению председателя правления НАУЭТ Дмитрия Черешкина, имеющейся нормативной базы все-таки недостаточно. В связи с этим ассоциация вступила в контакты с комитетом информационной политики Госдумы и Торгово-промышленной палатой РФ и приняла участие в ряде совещаний, проведенных данными организациями. На одном из них было решено создать рабочую группу по вопросам регулирования законодательства в сфере ЭТ. К 5 мая НАУЭТ пообещала представить на рассмотрение рабочей группы свой проект закона об электронном документообороте в торговле. Кроме того, придется вносить изменения в Гражданский кодекс, в законы об ЭЦП, арбитражном суде и другие нормативные акты. Корректировка законодательства потребуется еще и для того, чтобы гармонизировать его с недавно принятыми международными правовыми актами, в частности с конвенцией ООН об электронной коммерции.

Огромный потенциал имеет развитие системы электронных госзакупок, которая наряду с экономией бюджетных средств может способствовать снижению уровня коррупции и формированию конкурентной бизнес-среды. Даже отмеченный выше гигантский рост сегмента B2G в I квартале был достигнут весьма скромными средствами. По данным НАУЭТ, в настоящее время только в 27 субъектах РФ на официальных Web-сайтах просто публикуется информация о предстоящих конкурсах и тендерах и лишь в семи из них развернуты автоматизированные системы электронных госзакупок (полный цикл поддерживают только две подобные системы). В стадии разработки находятся соответствующие проекты в 15 субъектах РФ, причем в девяти из них они реализуются в рамках ФЦП "Электронная Россия" и в шести - на собственные средства регионов.

Версия для печати