ВЫСТАВКИ

В недавно открывшемся на внешней границе МКАД выставочном центре "Крокус-Сити" в мае проходила международная специализированная выставка "Аэропорт-2004". Она еще раз показала парадокс развития российской гражданской авиации: после распада СССР, когда поток авиапассажиров снизился почти в три раза, инвестиции в развитие крупных аэропортов стали расти как на дрожжах. В них вкладываются огромные средства, которые довольно быстро окупаются. А ведь пассажиропоток на российских авиалиниях начал увеличиваться только в последние два-три года.

В чем же причина столь резкой активизации инвестиций в реконструкцию российских аэропортов? Ведь построены они в советские времена и представляют собой простое промежуточное звено между самолетом и авиапассажиром. Да и сервис в них минимальный: только оформление билетов и багажа, не считая досмотра.

Но билеты на авиаперевозки сильно вздорожали, и услугами авиалиний пользуются теперь в основном состоятельные граждане, готовые платить деньги за хорошее обслуживание "не только на борту, но и в аэропорту".

К этому надо прибавить передачу в ведение гражданской авиации многих военных аэродромов, которые, кроме бетонированных взлетно-посадочных полос, ничего не имели. Там надо было строить с нуля все аэровокзальные комплексы.

Пока что основные инвестиции вкладываются в московский авиаузел (годовой объем перевозок через него в прошлом году возрос почти на 20%) и петербургский. Еще реконструируются аэропорты в нескольких крупных областных центрах, расположенных в основном на транссибирских международных маршрутах.

По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Нерадько, в 2003 г. российские авиакомпании перевезли столько же пассажиров, сколько в 1995-м. А вот количество воздушных происшествий при одинаковых объемах перевозок снизилось с пятидесяти в 1995 г. до девяти в прошлом. И это на фоне катастрофического старения самолетного парка.

Свой вклад в повышение безопасности полетов внесли и новые средства связи, как разработанные отечественными производителями, так и импортированные из-за рубежа. На выставке "Aэропорт-2004" московское предприятие "Лотес ТМ" представило систему "Набат". Это - универсальная платформа связи и передачи данных. Спроектированная по заказу МВД в 1987 г., она в 2003-м прошла модернизацию, суть которой состоит в использовании новых решений, расширяющих возможности построения интегрированных систем связи и передачи данных, а также в усовершенствовании интерфейса оператора. "Набат" обеспечивает развертывание до 32 пультов прямой оперативной связи и обслуживание до 192 абонентов в режиме прямых соединений с пультами и автоматических телефонных - между собой.

Основными потребителями "Набата" в гражданской авиации выступают службы управления полетами и потоками воздушного движения, а также хозяйственные службы аэропортов Шереметьево, Пулково и Внуково. Но главным заказчиком являются ВВС, где система установлена во всех зональных и районных центрах воздушного движения.

Вторая система, "Рубеж", представляет собой комплекс автоматизации учета и контроля за перемещением средств перевозки грузов по территории аэропорта. Скрытно установленные в контейнерах датчики позволяют собирать и накапливать данные о температуре окружающей среды, а также определять моменты открытия-закрытия дверцы (время этих действий точно фиксируется, благодаря чему можно обнаружить несанкционированное проникновение в контейнер, который, к примеру, перевозит багаж на борт самолета). По беспроводному приемопередающему устройству данные передаются на центральный компьютер, где полученная информация высвечивается в виде графиков и таблиц с возможностью селективного поиска.

Московская компания "РЭЙ -Защита информации" показала широкую гамму приборов и устройств отечественного и зарубежного производства, используемых для обеспечения безопасности в аэропортах. Среди них защищенные телефонные модули SI-2060 (предотвращение прослушивания телефонных разговоров от аппарата до АТС), SI-2002 (защита переговоров по четырем телефонным линиям) и контроллер КТЛ-400 (обнаружение прослушивающих устройств с питанием от линии).

В связи с возрастающей проблемой терроризма в аэропортах компания предлагает службам безопасности импортные носимые блокираторы сотовых телефонов модельного ряда C-Guard с радиусом действия до нескольких десятков метров и ценой от 500 до 1350 долл.

Среди новинок средств связи следует выделить авиационный абонентский терминал (ААТ) производства ГосНИИАС (НИИ авиационных систем) (www.gosniias.ru). Предназначенный для работы с глобальной мобильной спутниковой системой связи Globalstar, он позволяет как пилотам, так и пассажирам воздушного судна передавать на землю во время полета речевую информацию, осуществлять асинхронную и пакетную передачу данных со скоростью 9,6 кбит/с.

ААТ состоит из блока приемопередатчика со встроенным источником питания, авиационной ненаправленной антенны и специально сконструированного для этого терминала телефонного аппарата. Для пассажиров, желающих воспользоваться в полете услугами АТТ, Globalstar предоставляет специальный пониженный тариф.

В настоящее время ААТ проходит испытания в летающей лаборатории, хотя на него уже есть довольно много заказов от владельцев самолетов с VIP-салонами. Цена терминала - $11 500, специальной телефонной трубки - $1000. Правда, заказчик волен использовать и другую трубку, но разработанная в ГосНИИАС рассчитана именно на условия воздушного судна. Сравнение с зарубежными аналогами показывает, что подобный по качеству и габаритам (3,4 кг без трубки) терминал стоит $60 000-70 000.

ГосНИИАС продемонстрировал также широкую гамму конструкций кабельных сборок и элементов для установки авионики, включая TCAS (Traffic Conflict Alerting System), на борту российских самолетов.