ФОРУМЫ

Не случайно для проведения первого российского форума "Программные миры HP 2004" было выбрано время, когда на главную ИКТ-выставку года "Связь-Экспокомм-2004" в Москву собралась элита телекоммуникационной отрасли. Основной целью форума стало знакомство потенциальных заказчиков с ключевыми программными решениями HP - семействами продуктов OpenView и OpenCall, а также обмен опытом внедрения передовых разработок в области ПО.

По названию этот форум походит на выставку-конференцию HP Software Universe - крупнейшее ежегодное мероприятие корпорации в Европе и Северной Америке. (О последней, 11-й европейской конференции, прошедшей в Гамбурге, см. PC Week/RE, N 48/2003, с. 46). В Москве послушать о решениях HP в области управления ИТ-инфраструктурой собралось около 700 руководителей ИТ-подразделений, занимающихся эксплуатацией информационных ресурсов предприятий (для сравнения: конференция в Гамбурге собрала 2300 участников).

Свое выступление на пресс-конференции вице-президент HP и генеральный директор "HP Россия" Оуэн Кемп начал с заявления о том, что корпорация НР хорошо известна как поставщик аппаратных решений, мощная сервисная и консалтинговая компания. Менее известно, что HP входит в пятерку крупнейших разработчиков ПО.    

Оуэн Кемп:

 "Разработка ПО - самый быстрорастущий бизнес HP"

"Это сейчас наиболее быстрорастущий и прибыльный бизнес, - заявил он, - и мы активно расширяем данное направление. За первое финансовое полугодие HP (а новый финансовый год у корпорации начинается 1 ноября) приобрела 40 компаний - разработчиков ПО, и мы продолжим эту политику для того, чтобы расширить спектр предлагаемых продуктов за пределы известных семейств продуктов OpenView и OpenCall".

На форуме было объявлено, что HP открывает в России центр решений, возглавляемый Марко Буркхардтом, в котором заказчики из России и зарубежья смогут познакомиться со всем спектром программных и аппаратных решений корпорации.

Говоря о назначениях, нельзя не упомянуть о представлении в новом качестве Хилмара Лоренца - он возглавил подразделение, созданное в рамках внутренней реорганизации корпорации, затеянной с целью упрощения заказчикам работы с HP. Это подразделение станет единой точкой контакта заказчиков с корпорацией. Подробную информацию о реорганизации руководство компании обещало раскрыть позже.

Директор департамента программных решений подразделения корпоративных систем Сергей Лобов рассказал журналистам о том, что в общем бизнесе ПО компании HP на семейство продуктов OpenView приходится менее половины оборота - главная его часть обеспечивается за счет пакета OpenCall. Именно этому пакету в ближайшее время представительство HP в России будет уделять особое внимание. OpenCall представляет собой уникальное вендоронезависимое семейство продуктов для управления бизнес-услугами в сетях передачи голоса и данных. Сегодня 70% мирового SMS-трафика проходит через платформы на базе OpenCall. Например, в одном из английских таксомоторных предприятий реализовано решение, позволяющее по звонку клиента автоматически определить его местоположение и направить на вызов ближайшую свободную машину.

Из приобретенных 40 компаний лишь около десятка работало в направлениях, связанных с OpenView и OpenCall. Остальные занимались созданием приложений для ОС, драйверов и т. п.

Главными приобретениями среди средств управления ИТ-инфраструктурой остаются продукты бывшей компании Novadigm, которая выпускала продукты управления настольными ПК. Управление изменениями и конфигурациями на сегодняшний день очень критично для заказчиков: перед ними постоянно встают проблемы модернизации ПО, установки "заплаток" одновременно на полторы-две тысячи компьютеров организации. Провести ее надо быстро и эффективно, не нарушая при этом работы бизнес-подразделений.

Другое значительное приобретение - покупка у компании Baltimor технологии Select Access для управления идентификацией. HP долго критиковали за отсутствие в составе пакета OpenView решений в области безопасности. Сейчас оно есть - это так называемое управление идентификацией. Типовой задачей для предприятий является заведение для нового сотрудника среды доступа, состоящей из различных информационных ресурсов, паролей, почтового ящика и т. п. Select Access позволяет легко справиться с этим. Не менее важна с точки зрения безопасности и обратная процедура - быстрое прекращение доступа ко всем ресурсам при увольнении человека, которая также выполняется просто и эффективно.    

На выставке демонстрировались уникальные решения,

 которые не стыдно было бы показать и на европейском форуме "Software Universe"

На стенде HP можно было увидеть действие системы оперативного управления оборудованием OpenView TeMIP, разработанной еще компанией DEC по заказу агентства DARPA и перешедшей в HP через Compaq. Платформа TeMIP построена по объектно-ориентированной идеологии, и любое устройство управляется с помощью специализированного модуля, который знает, на каком языке, с помощью каких команд с ним "разговаривать". Для TeMIP’a существуют наборы инструментальных средств, позволяющих без глубинных знаний программирования создавать модули, поддерживающие протоколы SNMP, командную строку, CORBA, OSI/Q3 и т. д. Возможности платформы не ограничиваются сектором телекоммуникаций, она может применяться в любой отрасли. Например, в Италии TeMIP используется для отслеживания состояния генераторов электроэнергии в объединенной энергосистеме страны. Но традиционно именно в телекоме наблюдается большое разнообразие устройств - от аналоговых АТС до современных станций, передающих мультимедиа и обеспечивающих современные сервисы. Каждое такое устройство управляется с помощью собственного ПО, и задача TeMIP - свести средства управления в единый центр.

Партнеры

Важной стороной деятельности корпорации в сфере ПО является взаимодействие с партнерами, что продемонстрировала работавшая на форуме выставка решений. В ней кроме HP приняли участие 11 фирм, представивших свои проекты и решения. Любопытно отметить, что российские интеграторы стараются использовать OpenView как базовое средство при построении решений для управления процессами, выходящими за рамки непосредственно ИТ-инфраструктуры предприятия, расширяя ее на область управления технологическими процессами (АСУ ТП), транспортом и т. п. Два характерных примера можно было увидеть на стендах i-Teco и "Аквариус Консалтинга".

Компания i-Teco (www.i-teco.ru) представила средство мониторинга технологических и бизнес-процессов i-Teco Business Observer. Об этой системе рассказал руководитель направления "системы управления ИТ-инфраструктурой" Андрей Гришкин: - История появления Business Obser-ver такова. Мы занимались созданием ПО управления и мониторинга для одной из региональных республиканских платежных систем ЦБ РФ и использовали стандартный пакет OpenView, обеспечивающий мониторинг ресурсов, сервисов, приложений, сетей и серверов. Получился серьезный продукт, позволяющий вести мониторинг 5000 элементов, размещенных по всей территории республики, и управлять ими с единой консоли. После завершения мы поинтересовались у заказчика - может ли он быть уверен, что все инциденты и внештатные ситуации с высокой вероятностью будут обнаружены и ни одна проблема не останется без внимания. Заказчик признал, что полной уверенности у него нет, - ведь даже если все серверы, диски и т. п. работают нормально, основные бизнес-процессы могут функционировать неэффективно либо полностью остановиться. Это связано с тем, что между множеством используемых подсистем существуют потоки обмена информацией, и если случается межсистемный сбой, то его оказывается очень трудно выявить штатными средствами. Так возникла идея создания средства мониторинга технологических и бизнес-процессов более высокоуровневых систем.

Первый вариант решения был ориентирован на банки. В его основу легла методология WfMC (Workflow Management Coalition), которая прелагает подходы к автоматизации бизнес-процессов, осуществляет их формальное описание и определяет, каким образом их нужно контролировать. Для оценки качества функционирования бизнес-процессов в решение была заложена концепция Six Sigma ("Шесть сигм"). На основе результатов этих работ мы создали клиент-серверное решение, в котором OpenView выступает как средство сбора первичной информации о выполняемых системой действиях, транзакциях и операциях. Затем эта информация поступает в наш программный продукт для анализа данных с точки зрения бизнес-логики и проверки правильности выполнения бизнес-процессов с фокусом на производительности.    

Сейчас заказчики хотят быть уверенными не только в том, как работают процессоры, серверы, сети и т. п., но и в том, что у них нормально текут бизнес-процессы - из состояния A в состояние B и за заданное время.

 

А. Гришкин, i-Teco

Таким образом, получился принципиально новый инструмент, описывающий всю картину банковской системы и позволяющий отследить все бизнес-процессы, начиная с момента, когда оператор в удаленном на тысячи километров городе запускает приложение, чтобы ввести платежный документ, и заканчивая моментом, когда он приходит в центр обработки, выполняется проводка платежа и возвращается результат обработки. При этом контролируется более сорока этапов прохождения каждого документа в реальном времени или близком к нему. По окончании работ заказчик получил уникальное решение, отслеживающее состояние всей инфраструктуры банка - от систем электропитания, кондиционирования, серверов, сетей и приложений до профильных бизнес-процессов. С появлением данного продукта в арсенале банка приоритет задач обеспечения бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры был смещен в сторону непрерывности бизнес-процессов и их оптимизации. Таким образом, состоялся переход к процессно-ориентированному управлению.

Оказалось, что подобная система подходит не только для мониторинга банковских, но для любых автоматизированных процессов, поддающихся формализации, описанию и требующих сбора данных, например для B2B- или B2C-решений, систем доставки заказов и обработки заявок, call-центров и т. п. Наибольший интерес система вызывает у коммерческих банков и госучреждений, имеющих дело с заявками. Заявка обычно проходит какой-то цикл обработки, при котором контролируются и ручные, и автоматизированные операции. Система выявляет критичный участок, где оператор очень долго вводит данные или же ПО не справляется с нагрузкой и т. д. Обычно такие данные можно получить лишь проведя специальное исследование - расставить зонды, собрать и обработать информацию. Причем задача будет усложняться при наличии разнородных ИС и технологических платформ от различных производителей, требующих высокого уровня знания для каждой из них. Если порядок обработки поменяется, нужно новое исследование. Наш продукт собирает информацию в реальном времени, и его уникальная особенность - адаптивность. Система следит за изменяющейся средой, выстраивая математическую модель типичного поведения процессов, и при деградации производительности или отклонении от типовых значений генерирует сообщения оператору с указанием, на каком участке возникла проблема. Кроме оперативного мониторинга результаты работы системы можно использовать и для последующей оптимизации бизнес-процессов.

Решение построено на платформе Java, работает под управлением ОС Sun, HP-UX, Windows и является универсальным для любых систем управления. Сейчас оно интегрировано с OpenView, но нет никаких проблем, чтобы сделать его совместимым с Tivoli, BMC Patrol и т. д. Все собираемые данные, различные метрики о функционировании бизнес-процессов аккумулируются в единой БД Oracle. В качестве среды создания отчетов может быть использован Crystal Reports. Несложно выполнить и интеграцию с OLAP-средствами для оперативного анализа тенденций в критически важных бизнес-процессах.

Еще один пример творческого подхода - модель единой службы поддержки (ЕСП) производственных предприятий и бизнес-структур, созданная компанией "Аквариус Консалтинг" на базе HP OpenView.

Изначально Service Desk позиционировалась как средство для поддержки ИТ-пользователей, в соответствии с моделью ITIL&ITSM. Но она способна стать и универсальным средством решения других проблем предприятий.

"Аквариус Консалтинг" реализовал ЕСП на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (Запсибе). На стенде была показана реальная база службы поддержки на Запсибе, функционирующая на основе решения HP OpenView Service Desk, и SCADA-системы Win CC, имитирующей возможные сбои на домне комбината.

В качестве примера инцидента приводилось повышение давления на одном из клапанов домны, сообщение о котором регистрировалось в SCADA-системе и передавалось в Service Desk. В последней заводился инцидент, связанный с конкретной конфигурационной единицей и рабочей группой, и на экране появлялось сообщение о нем. Демонстрация имитировала реальный процесс регистрации инцидентов на Запсибе.

Оценить масштабы внедрения можно по следующим цифрам: площадь комбината составляет порядка 25-30 тыс. га, и специалист зачастую не может постоянно находиться на своем рабочем месте. Для обеспечения информирования в режиме реального времени о произошедших сбоях на Запсибе было налажено пейджинговое оповещение доменных инженеров. После внедрения системы специалисты стали получать сообщения о неполадках в течение 5-7 с.

В демобазе комбината за первый год эксплуатации ЕСП было зарегистрировано около 80 000 конфигурационных единиц, 10 000 пользователей и порядка 50 000 инцидентов и заявок на обслуживание.

Инженер АСУ ТП Запсиба Константин Ильин рассказал, что на внедрение службы поддержки ИТ-пользователей от установки первого клиента до начала реальной эксплуатации ушло около двух месяцев, потом еще месяц на оптимизацию ITIL-процессов и устранение сбоев. После этого в течение трех месяцев были внедрены процессы управления изменениями и управления проблемами. Причем большая часть времени ушла на адаптацию процессов ITIL к условиям российского производства. Последним этапом стала интеграция Service Desk с АСУ ТП, что заняло около полугода. Специалистам "Аквариус Консалтинга" пришлось вместе с Запсибом самим разрабатывать технические решения, описывать процессы и вводить новые понятия, например понятие "технологического инцидента", оптимизировать уже имеющиеся процессы для того, чтобы ЕСП не усложняла и излишне не бюрократизировала работу.

Сейчас "Аквариус Консалтинг" внедряет ЕСП на Новокузнецком металлургическом комбинате и готовит проект для газодобывающих предприятий.

На стенде IBS (www.ibs.ru) демонстрировались средства дистанционного оповещения при возникновении нештатных ситуаций при эксплуатации ИТ-инфраструктуры.

Современную компанию сложно представить без развитой ИТ-инфраструктуры, для успешной работы которой требуется своевременное обнаружение и устранение возникающих технических проблем. Для этого обычно организуются круглосуточные дежурства, резервируются избыточные технологические мощности, что зачастую приводит к увеличению эксплуатационных расходов.

Решение IBS передает системе управления ИТ-инфраструктурой компании функции по оперативному доведению до эксплуатационников информации об отклонениях в работе с помощью средств дистанционного оповещения. Используемые программно-аппаратные средства TelAlert компании Vytek позволяют рассылать сообщения через IP-соединение, голосовой или GSM-модем.

TelAlert обеспечивает возможность обработки сигналов от специальных датчиков температуры, перемещения, давления и т. п. При этом при превышении заданных пороговых значений система разошлет соответствующие сообщения. Кроме того, использование специального блока реле позволяет осуществлять дистанционное управление оборудованием, например включать кондиционеры либо производить переход на оборудование "холодного резерва".

Большинство средств мониторинга, используемых на предприятии, могут передавать сообщения о нештатных ситуациях на сервер TelAlert. С другой стороны, сам сервер TelAlert через своих агентов может контролировать работу систем мониторинга и других ресурсов, не включенных в ту или иную систему мониторинга. Собранная таким образом информация протоколируется в общих папках почтового сервера или в системном журнале.

TelAlert интегрируется с HP OpenView Operations путем настройки сообщений, поступающих от последнего, для передачи их техническим специалистам на проводные или беспроводные коммуникационные устройства; дистанционного подтверждения получения сообщений при помощи любых устройств двухсторонней связи; поддержки интерактивного голосового ответа - Interactive Voice Response (IVR) от любых телефонов с тональным набором; маршрутизации сообщений в соответствии с заданными приоритетами.

Интеграция TelAlert реализована также с системами HP OpenView Network Node Manager, Service Desk и TeMIP.

В выставке участвовала и компания "Открытые технологии" (www.ot.ru), показавшая платформу предбиллинга на базе HP OpenView Internet Usage Ma-nager (IUM), внедренную в дальневосточной компании "Дальсвязь". Об этом проекте PC Week/RE писал совсем недавно (см. PC Week/RE, N 12/2004, c. 14).

Кроме того, свои решения представили SpeechDesign, фирма Complete из Санкт-Петербурга, Jet Infosystems, TopS BI, InlineGroup, КРОК и Iskratel.

В заключение хотелось бы отметить, что форум планируется сделать в России ежегодным. Хилмар Лоренц заявил на пресс-конференции: "Мы уверены, что "Программные миры HP" встанут в один ряд с наиболее значительными ежегодными европейскими конференциями HP и их проведение будут доброй традицией". Тем более что российское сообщество, которое образовалось вокруг продуктов семейств OpenView и OpenCall, требует регулярных мероприятий.