ИНТЕРВЬЮ
Московский мегаполис разросся настолько, что в нем есть множество районов, где я никогда не бывал. Вот и до Зеленограда, казалось бы, недалеко, но чтобы побывать здесь, мне потребовался веский повод - встреча с техническим директором фирмы "Юникор-Микросистемы" Сергеем Александровичем Шишариным. Эта фирма интересна тем, что создана тайваньским миллионером и занимается редким в России бизнесом - проектированием микросхем. Я разделил интервью на две части. Первая касается истории команды, ее работы на "Ангстреме", а вторая, предлагаемая вашему вниманию, - начала проекта "Юникор-Микросистемы".
Сергей Шишарин
PC Week: Сергей Александрович, что это за человек с Тайваня, рискнувший создать компанию в России?
Сергей Шишарин: Это Эндрю Онг, человек сам по себе очень интересный. Он отчасти где-то игрок - рисковый, эксцентричный миллионер. Так вот, Эндрю Онг принял весьма правильное решение создавать fabless-дизайн компании в России и Китае. И начал с России. Его все отговаривали, но невзирая ни на какие советы, он приехал, посетил "Ангстрем", "Микрон", предлагал им открыть совместные предприятия. Но никто не пошел ему навстречу, и первое предприятие он организовал вместе с МИЭТом. Как я понял, в России ему просто понравилось. Затем он создал в Зеленограде еще несколько фирм.
PC Week: И в итоге какие у вас направления?
С.Ш.: В Зеленограде у Онга сейчас четыре компании. Две из них разрабатывают микросхемы, есть даже такие, что занимаются производством. Онг купил еще заводы в Саратове и Арзамасе. Та стратегия, которую мы прорабатывали для нашей фирмы, просчитана вперед на пять лет. На какой-то момент, правда, процесс создания Онгом новых предприятий в России прекратился, потому что во многом он переключился на Китай. В Китае им было создано гораздо больше предприятий, и на то есть объективные причины. Там условия для высокотехнологичных компаний совсем другие. Я был в Китае и посмотрел эти компании.
PC Week: А какова разница в условиях?
С.Ш.: Понимаете, в Китае сколько-то лет назад приняли решение развивать электронику. И есть постановление N18 Госсовета КНР, в соответствии с которым, если предприятие занимается производством микросхем, то оно на пять лет вообще освобождается от налогов, включая подоходный. После этого там начали строиться заводы, это стало просто выгодно. То есть каждый доллар, вложенный в электронику, доходит до человека. Я приезжаю в компанию, а у них на 60 человек 3500 кв. м площади. Я говорю: "Ребята, это ж дорого". А они: "За аренду доллар платим - государственная аренда, по льготным ценам". Вся наша компания в кабинете их президента разместится, и еще место останется.
PC Week: Я слышал, что у Онга в Зеленограде есть еще одна компания, которая занимается сетевыми устройствами...
С.Ш.: Да, они делают станции CDMA в расчете на китайский рынок. Но Онг давал свободу всем. Когда наше предприятие организовывалось, он говорил: "Правило первое - вы должны определиться, что вы можете и как вы можете".
PC Week: Карточные операционки отдельная фирма создала?
С.Ш.: Да. Есть еще совместная с "Ангстремом" компания "Сенвико", которая занимается операционными системами для смарт-карт. И очень на хорошем уровне занимается, я считаю, что в России других таких компаний и нет. Правда, шли к этому ребята не один год. Некоторые их решения очень красиво сделаны. Когда мы приехали в Китай с презентацией наших разработок, это было им интересно.
PC Week: В мире развит аутсорсинг по разработке микросхем. К вам обращаются с этим?
С.Ш.: Пока нет. Рано.
PC Week: А вам интересен такой вид бизнеса?
С.Ш.: А почему нет? Компания - это живое существо, она развивается во времени. Как я говорил, стратегия просчитывается на много лет вперед, и есть такие шаги, которые нужно делать в первый год. А есть те, что нужны во второй, третий годы. У нашей компании еще имеется чисто географическое преимущество. Есть Европа, есть Азия, а мы, Россия, посередине. Китайский менталитет - это китайский менталитет, нам их нужно немного узнать. Я с ними работал. Немцы и китайцы, например, перпендикулярны, им очень тяжело найти общий язык, поверьте мне. Мы же можем найти общий язык и с немцами, и с китайцами. Мы на перекрестке. В Европе сейчас сосредоточено производство интегральных микросхем. Есть три гиганта: Infinion, ST и Philips. А в том же Китае fabless-компаний от 300 до 500. Fabless-компании есть сейчас в Турции, в Тунисе, и это меня просто убило. А в России нет. Я считаю, что мы еще не fabless-компания, мы только зародыш. Fabless-компанией на самом деле мы будем тогда, когда начнем продавать продукцию. Когда Онг у меня спрашивает, кто у нас в России конкуренты из российских компаний, я говорю: "А у нас нет конкурентов". Нужно понимать, что нормальная компания должна заниматься разработкой, производством и продажей. И можно сколь угодно долго заниматься разработкой, но эта цепочка замыкается только тогда, когда у вас кто-то что-то купил.
PC Week: Я вижу (Сергей Шишарин продемонстрировал макетную плату для отладки программ на новом процессоре), здесь разводка макетной платы ваша?..
С. Ш.: В "Юникоре" мы разрабатываем и платы, сами делаем их разводку, монтаж и закупку. А изготовили плату на Тайване. Просто потому, что там это очень быстро, качественно и удобно: мы в свой канал отдаем файл и через неделю получаем готовую плату. Это продукт для разработчиков, для внутреннего потребления. У меня, по сути дела, в компании такими работами занимается один человек. Грамотный, хороший специалист, чья задача - разработать схему. Конструктор и монтажник - это люди, которые заняты у нас по совместительству.
PC Week: Теперь об инструментарии для проектирования. Вы описываете микросхему на языке VHDL, а дальше?
С.Ш.: У нас есть стандартные маршруты для ее моделирования, верификации и т. д.
PC Week: Но ведь сами системы проектирования довольно дороги?
С.Ш.: Ну, это как раз относительно. Дороги шаблоны для изготовления микросхем. Предположим, комплект шаблонов для технологии 1-2 мкм, которая сейчас применяется на "Ангстреме", стоит примерно 2000 долл., т. е. вам нужно всего две тысячи для изготовления вашего изделия. Если мы говорим о технологии 0,5 мкм, то комплект шаблонов стоит уже 40 000 долл., а для 0,25 мкм - порядка 150 тыс. и т. д.
PC Week: А чем вызван рост цен?
С.Ш.: Причина - в росте цены ошибки. Для фабрики ваши изделия отличаются только шаблоном, и все. Как печатные платы. В случае ошибки вы теряете время, теряете деньги. И хорошо, если теряете 2000 долл. А при технологии 0,13 вы потеряете 1,5 млн. долл. Поэтому цена ошибки очень высока. Системы проектирования несколько повышают надежность проектирования.
PC Week: То есть вы должны иметь достаточно мощный отдел тестирования?
С.Ш.: Естественно. Более того, некоторые вещи у нас заложены в маршруте проектирования. Как мы разрабатывали процессорный блок? Это параллельный процесс. Вначале одна команда создала программную модель процессора на ПК. Параллельно другая команда делала его VHDL-описание. Было написано множество тестов и велось потактное сравнение их результатов на программной модели и на VHDL-модели. В случае расхождения - разбор полетов, поиск ошибки. И так до того момента, пока все полностью не совпадет. Здесь есть свои особенности. Например, в технологии 0,18 мкм появляются эффекты топологического размещения элементов. И если раньше задержки в схемах определялись самими элементами задержки, то здесь во многом начинают превалировать задержки на связи. И очень важно, чтобы не просто работало VHDL-описание, а работала финальная топологическая сборка. Когда изделие сложное, ошибки просто неизбежны. Важно как можно больше ошибок отловить на этапе проектирования. Также сейчас есть способы уменьшить затраты при аттестации микросхем через кремний.
Ведь на самом деле изготовление микросхемы в чем-то сродни печати фотографий. На производстве есть такое понятие - модуль экспонирования. Есть проекционные установки, позволяющие размещать на пластине не один, а сразу несколько кристаллов.
PC Week: Это как печать нашего еженедельника - по шестнадцать полос сразу :).
С. Ш.: Да. И у вас сразу печатается несколько кристаллов. Предположим, если у вас кристалл пять на пять миллиметров, то в модуль экспонирования вы можете поместить шестнадцать таких кристаллов. Так вот, что придумали? Шаблоны дорогие, шестнадцать компаний сбросились и заказали один комплект шаблонов. Вы платите не 150 тыс. долл., а 10 тыс. И за эти деньги можете получить свою микросхему.
PC Week: Но это малосерийное производство?
С.Ш.: Да, но вы можете за счет этого аттестовать свою микросхему. Многие наши микросхемы мы таким образом и аттестовали. Какое-то их количество на макетные платы поставили, а кроме того, свои IP-блоки прокатали через кремний. Приятное с полезным. С другой стороны, мне не нужна тысяча этих плат, достаточно пятидесяти.
PC Week: Я читал отчеты по полупроводниковой промышленности. Прогнозируется, что в ближайшие пять лет ее будет двигать развитие робототехники. Это на вас как-то отражается?
С.Ш.: Мы пробуем немножко. Но, понимаете, это стратегия на пять-шесть лет вперед. Для нас сейчас главное - получить практический опыт. В робототехнике важнее датчики, микродатчики, сенсоры. В Зеленограде есть компания, которая делает разные датчики, но это немного другое направление.
Нам сейчас дай Бог реализовать начатое и встать на ноги. Знаете, сюда приезжал вице-президент по продажам одной крупной компании. Мы ему презентацию - кто мы, чем занимаемся. Он сидел, сидел, а потом говорит: "Все классно, ребята. А сколько вас человек?". - "Пятьдесят". - "Что вы мне лапшу на уши вешаете? То, что вы написали, пяти десяткам людей невозможно сделать. Это задача для большой компании как минимум". В этом что-то есть. Дело делается, но кое-где в ущерб качеству. У нас группа топологией занимается. Они все праздники - Новый год, Первое мая, все выходные сидели здесь. Работать всем приходится много. Что меня радует? У нас сейчас появляется гораздо больше возможностей. Новые технологии. Радует и нынешняя молодежь. У меня есть группа аналогового проектирования, руководителю которой всего тридцать лет. И он самый старший. Остальным ребятам по 22-24. И они сделали очень много. Прокатали через кремний многие аналоговые блоки, аттестовали, проверили, выпустили хорошую документацию. И все - усилители, преобразователи, блоки радиочастотной связи - у них нормально работает.
У нас цели немного другие, нежели у Онга, но в чем-то они пересекаются. Я из серии русских мальчиков-идеалистов. Моя личная глобальная цель не в деньгах, наверное. Одна из целей - не дать умереть здесь электронике. Я не могу изменить ситуацию в целом, но там, где могу, буду пытаться это делать. Мы получили выходы на фабрики, попытаемся свою компанию поставить и помочь другим. Хочу, чтобы таких компаний в России было больше.
PC Week: Успеха вам! Спасибо за беседу.