Москва сдаёт ЕГЭ: первые итоги’2004

ЭКЗАМЕНЫ

На пресс-конференции, проведенной в Министерстве образования (точнее, в этом здании теперь располагается Федеральная служба по надзору в сфере образования), были объявлены первые итоги единого государственного экзамена (ЕГЭ), который в нынешнем году в рамках эксперимента проходил в четвертый раз. Глава упомянутой Федеральной службы Виктор Болотов, комментируя результаты ЕГЭ, среди прочего отметил, что независимые общенациональные формы проверки знаний выпускников существуют во многих развитых странах; в некоторых (например, во Франции) в проверке выпускных работ принимают участие "национальные эксперты". Однако понятно, что для государства с большой территорией это нереально - просто негде взять столько независимых экспертов. Поэтому можно прибегать к тестированию. При этом он подчеркнул, что термин "тест" не следует понимать узко - как выбор ответов из приведенного списка; тестирование представляет собой любую форму измерения (знаний, навыков и пр.). Цитируя кого-то из оппонентов ЕГЭ, сказавшего, будто нельзя совместить выпускной и вступительный экзамен, так как цели высшего и среднего образования различны, г-н Болотов отметил, что с первой частью этого утверждения он не согласен хотя бы в силу того факта, что многие выпускники, поступившие в вузы на основе ЕГЭ, сегодня успешно учатся там.

Некоторые цифры о ЕГЭ

 

В 2004 г. в эксперименте по ЕГЭ участвуют 65 субъектов федерации, его сдают около 800 тыс. (или около 70%) школьников.

Количество сдававших ЕГЭ в этом году (по сравнению с 2003 г.) увеличилось в 2-10 раз (по разным предметам).

В Москве ЕГЭ по химии сдавали 216 учащихся (получили оценку "5" - 26%, "4" - 22%, "3" - 34%); по биологии - 361 (соответственно 20, 33, 44%).

Разумеется, любое нововведение не обходится без ошибок и издержек. Так, в тестах встречаются неверные или некорректно сформулированные вопросы (например, такие ошибки в экзамене по химии разбираются на сайте "Химическое образование и наука в России", www.chem.msu.su/rus/school/ege-errors.html). Кроме того, ширится число жуликов, предлагающих купить ответы на вопросы ЕГЭ, особенно через Интернет. А для борьбы с этим явлением (мошенничество в Интернете) частенько не хватает законодательной базы. Виктор Болотов ответственно заверил журналистов, что никакой утечки информации о вопросах ЕГЭ быть не может, все они надежно хранятся в сейфах и вскрываются лишь в день экзамена. Кроме того, для каждого предмета существует несколько сотен вариантов (например, по математике - 500), и какой из них попадет в данный регион, решается непосредственно перед экзаменом. Поэтому глава Федеральной службы призвал общественность не поддаваться на подобные провокации.

О конкретных результатах ЕГЭ в Москве рассказал Андрей Ершов, директор Федерального института педагогических измерений. Он отметил, что в Москве и Петербурге наблюдался более высокий процент выпускников, выполнявших самую сложную часть задания - раздел "С" (их было около 90%). В Москве тестирование проводилось в 11 специально оборудованных центрах. Предполагается, что в следующем году обе столицы будут расширять свое участие в ЕГЭ как по числу предметов, так и по количеству специальностей.

На пресс-конференции журналистам "для практики" были выданы варианты заданий ЕГЭ по русскому языку (вот только не сказали, куда их потом можно сдать на проверку). Действительно, помимо "тестов" (выбрать ответ из списка приведенных) здесь имелись и вопросы, требующие ответа в произвольной форме и даже задание написать небольшое сочинение-рассуждение (раздел "С").

Заметим, однако, что та основная цель ЕГЭ, которая декларируется министерством: "...обеспечить доступность, эффективность и качество образования" - как-то не очень коррелирует с его содержанием, да и вообще плохо стыкуется с понятием экзамена: на мой взгляд, он не может "обеспечить" эффективность и качество образования. Что же касается доступности (видимо, имеется в виду высшее образование, которое должно стать более доступным с помощью ЕГЭ), то здесь тоже есть доля лукавства: ведь для того, чтобы получить высокий балл, надо действительно много знать и хорошо ответить на вопросы, а далеко не во всякой сельской школе имеется полный штат квалифицированных учителей, которые со знанием дела расскажут ученикам не только про образ Евгения Онегина, но и о том, что такое публицистический стиль, метонимия, градация (это для ЕГЭ по русскому). Так что в отношении доступности и качества идеологи ЕГЭ явно преувеличивают: для этого в первую очередь необходимо повысить престиж учительской профессии (в том числе и зарплату педагогов). А пытаться сделать экзамен ответственным за то, что он в принципе не может обеспечить, - это либо игра в слова, либо очередная утопия отечественной педагогической мысли*1.

_____

*1 Здесь вероятны многие другие, более серьезные варианты чиновничъих игр. - Прим. ред.

Версия для печати