БАНКИ

Рынок автоматизированных банковских систем (АБС), стабилизировавшийся после кризиса 1998 г., ожидают большие перемены. Их первые ростки видны уже сегодня. Ведущий российский разработчик АБС компания "Диасофт" (www.diasoft.ru), подписав соглашение с чешской фирмой BSC Praha, начнет наряду с прежними выполнять и новые функции - реселлера и системного интегратора. "Диасофт" прекращает развитие своей линейки программ дистанционного обслуживания клиентов (в частности, 5NTe CLIENT) и будет продвигать адаптированное к специфике местного рынка решение Diasoft GEMINI, разработанное BSC Praha.

В чем причина? По словам управляющего директора "Диасофта" Александра Глазкова, даже его компания - ведущий российский разработчик АБС - не в силах оперативно и на достаточно высоком уровне создавать специализированные решения, удовлетворяющие заметно возросшим требованиям заказчиков. К примеру, на нашем рынке сегодня нет инструментов, обеспечивающих многоканальное дистанционное обслуживание более 10 тыс. клиентов банка (это относится и к Diasoft 5NTe CLIENT), а кредитные учреждения все чаще хотят, чтобы подобные системы могли поддерживать свыше миллиона клиентов.    

Александр Глазков:

 "За три года мы планируем завоевать 25% российского рынка

автоматизации дистанционных банковских услуг"

И это не каприз. В условиях экономической стабилизации, отсутствия распространенных некогда инструментов со сверхвысокой доходностью и роста благосостояния населения банки вынуждены укрупняться (иногда путем слияний), развивать филиальные сети и наращивать объемы розничных операций. Усилившаяся конкуренция заставляет их минимизировать свои расходы. И здесь пользу от систем дистанционного обслуживания трудно переоценить: по некоторым оценкам, они позволяют снизить затраты на осуществление операций в 20 раз. Активизация российского сегмента розничных банковских услуг была отмечена в 2003 г. Этому способствовал рост объема частных депозитов до 26% от общей суммы активов банков (в 2001 г. их доля составляла 21%). О том, какие тут скрыты резервы, свидетельствуют показатели развитых стран, где указанная величина достигает 70-80%.

Может сложиться неверное впечатление, что для выхода на уровень развитых стран потребуются десятки лет. Действительно, как пишет в своем исследовании глава московского представительства Boston Consulting Group (BCG) Стефан Дертниг (www.gateway2russia.com/st/art_213483.php), в России сегодня банковские кредиты частным лицам составляют всего лишь 2% ВВП. Даже в Восточной Европе данная цифра приближается к 30%, не говоря уж о лидерах мировой экономики: в этих странах она достигает 130%. Не слишком ли рано отечественные банки устремились в розничный бизнес?

Однако, думается, тот, кто не сделает этого сейчас, рискует опоздать. Чрезвычайно любопытный график, построенный аналитиками из той же BCG, продемонстрировал управляющий директор фирмы BSC Praha Бедрих Чамски (см. рисунок). На примере развивающихся стран (в основном из Восточной Европы) он показывает, как суммарные банковские активы страны зависят от ВВП в расчете на одного жителя. Оказывается, существует некий "магический" порог на уровне 4 тыс. долларов ВВП на человека. Если в стране реальная величина ниже этого значения, то суммарные банковские активы составляют около 40% ВВП, если выше, начинается резкий рост и активы достигают 140% ВВП (во многом за счет аккумулирования в банках появившихся у населения частных накоплений). Такие страны, как Чехия, Польша и Словакия, уже преодолели заветный барьер, и их банковский сектор испытывает бурный рост. Россия же, как видно из графика, сейчас вплотную приблизилась к этому барьеру.

Когда она перейдет его, следует ждать существенных изменений в структуре банковского бизнеса и, в частности, резкого роста числа клиентов, пользующихся розничными услугами. Именно тогда возникнет массовый спрос на высокопроизводительные, масштабируемые и надежные системы дистанционного обслуживания, но развертывать их нужно заблаговременно. В "Диасофте", по словам г-на Глазкова, вовремя осознали, что автоматизировать все виды банковской деятельности им не под силу, а потому следует выявить лучшие в своем классе продукты и предлагать их клиентам вместе с консалтинговыми услугами.    

Тенденции развития банковского сектора Восточной Европы

Заключив соглашение с BSC Praha, "Диасофт" получает эксклюзивное право на продвижение локализованной версии продукта GEMINI (Diasoft GEMINI) в России, Казахстане, Украине и Белоруссии. При этом компания берется осуществлять и интеграцию GEMINI с любыми АБС, эксплуатируемыми в банке заказчика. Под локализацией понимается перевод на русский язык пользовательского интерфейса, учет специфики российского законодательства и банковского документооборота, а также приведение в соответствие с местными нормами и требованиями по обеспечению информационной и финансовой безопасности. По словам г-на Чамски, это первое в истории BSC Praha соглашение такого рода с зарубежным разработчиком АБС. Он выразил надежду, что вступление в альянс с "Диасофтом" позволит им выйти на новые рынки. Как считает Александр Глазков, союз с BSC выгоден и его фирме: с таким известным и мощным продуктом, как GEMINI, "Диасофт" планирует за три года завоевать 25% российского рынка автоматизации дистанционных банковских услуг (сейчас его доля 5-6%).

Система GEMINI успешно эксплуатируется в Чехии и соседних с ней странах в таких крупных банках, как Citibank, Raiffeisenbank, GE Capital Bank и CommerzBank. Она поддерживает доступ к банковским услугам через ПК (по выделенной линии или по каналам Интернета), по телефону (обычному и мобильному), с помощью КПК и киосков самообслуживания. Для интеграции в рамках предоставляемого решения произвольного набора указанных каналов в системе предусмотрен собственный call-центр. В случае многофилиального банка клиенты всех филиалов будут иметь дело с единой системой. Александр Глазков сообщил, что первый проект внедрения Diasoft GEMINI в России уже выполняется в одном из крупных банков, но назвать заказчика обещал лишь осенью.

Версия для печати