РЕЦЕНЗИИ
Риддел Д. Maya 5 для Windows и Macintosh. М.: ДМК Пресс, 2004. - 480 с.
Чумаченко И. Н. 3DS Max 6. М.: ДМК Пресс, 2004. - 416 с.
Широкое распространение программ трехмерной графики и анимации породило лавину публикаций на эту тему. Практически каждый месяц появляется очередная книга, посвященная какому-нибудь анимационному пакету. Вот и сейчас передо мной лежат две такие книги, вышедшие в издательстве "ДМК Пресс".
Обе работы по существу являются справочными руководствами для начинающих и более "продвинутых" пользователей программ Alias|Wavefront Maya 5.0 и 3DS Max 6, выпущенных соответственно весной и осенью прошлого года. Хотя книги принадлежат разным авторам, они весьма близки по содержанию и стилистике изложения.
Подробно останавливаться на содержании каждой из них особого смысла нет. Они заключают в себе пошаговые инструкции для выполнения практически всех действий, необходимых при реализации законченного анимационного проекта - от создания моделей объектов до визуализации готового мультика. Естественно, что в средних по размеру публикациях невозможно было осветить все аспекты применения таких сложных и мощных программ, какими являются современные 3D-анимационные пакеты, однако предложенных сведений вполне достаточно для продуктивной работы над не очень сложными проектами.
Обе книги рекомендованы центром компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Н. Э. Баумана; при записи на один из курсов центра стоимость книги возмещается. Лично мне кажется, что именно при использовании их совместно с занятиями на курсах может быть достигнут наибольший эффект. Дело в том, что, несмотря на обилие пошаговых инструкций, ни в той, ни в другой публикации практически нет сведений о том, как следует создавать анимационный проект с нуля и до получения окончательного результата. В этом плане намного удачнее была ранее отрецензированная мною книга по Maya 4.5 (см. PC Week/RE, N 10/2004, с. 58) - на протяжении всего изложенного материала ее автор на одном и том же примере показал читателю, как пройти путь от простейшей модели к законченной сцене.
К книге по Maya5 приложен CD-ROM, на котором записан интерактивный учебный курс на русском языке. Хотя определенную значимость этот курс представляет, частично компенсируя отсутствие упражнений как таковых в самой книге, полноценным самоучителем данная публикация все равно не становится. Другая же книга вообще не содержит CD-ROM. Правда, И. Н. Чумаченко не поленился привести небольшой список Интернет-сайтов, посвященных трехмерной графике, в который вошло и несколько отечественных ресурсов. Если учесть малую доступность платных курсов, общение на бесплатных форумах для начинающего (и не только) 3D-аниматора может оказаться просто незаменимым.
Если вы хорошо представляете себе процесс создания анимационного проекта (либо располагаете литературой, где этот процесс описан), но испытываете трудности с освоением конкретного пакета, то эти книги вполне могут вам помочь. Однако если вы совсем "чайник" и вдобавок не имеете возможности записаться на какие-нибудь курсы по данной тематике, лучше постарайтесь найти полноценный самоучитель - с большим количеством примеров, подробными объяснениями всех стадий разработки проекта, с CD-ROM, на котором эти примеры записаны.