ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Новая версия перспективной клиентской ОС Microsoft

Открывая майскую конференцию WinHEC в Сиэтле, вице-президент группы платформ Microsoft Джим Олчин особо подчеркнул, что корпорация стремится обогатить и обновить впечатления от работы с Windows. А подтверждением тому должна стать клиентская операционная система нового поколения, известная под условным названием Longhorn.

Когда она увидит свет - а случится это должно в конце 2006 г., - пользователи получат коренным образом переработанные подсистемы графики (Avalon), хранения (WinFS) и коммуникаций (Indigo), а также новую архитектуру драйверов. Цель всего этого - сделать клиентскую ОС гораздо стабильнее и удобнее сегодняшней Windows, упростить разработку приложений для нее.

Оценить прогресс Microsoft в достижении таких целей нам помогло проведенное в eWeek Labs тестирование сборки Longhorn 4074, которую раздали участникам WinHEC (подписчики MSDN могут скачать ее с сайта msdn.microsoft. com/longhorn).

Из всего услышанного на конференции с учетом результатов тестирования можно заключить, что Microsoft уверенно идет к поставленной цели и свои обещания выполнит. Правда, чтобы подготовить успех Longhorn, корпорации придется еще немало поработать с производителями аппаратных средств и ПО. Здесь не обойтись без нового "железа" и драйверов для него в 32- и 64-разрядных вариантах.

Кроме того, чтобы можно было в полной мере оценить потенциал Longhorn, необходимы приложения, способные использовать богатые возможности Avalon, WinFS и Indigo. А вот станут ли разработчики трудиться над ПО, предназначенным только для Longhorn, пока остается лишь гадать, ведь по логике новые приложения должны будут сохранять совместимость с Windows 2000 и XP.

Еще важнее, наверное, отметить то, что Longhorn предъявляет намного большие требования к аппаратным средствам. Модернизированные подсистемы этой ОС создают огромную дополнительную нагрузку, поэтому большинству уже развернутых машин новые возможности Longhorn окажутся недоступны - если только на них вообще удастся установить новинку.

В центре внимания - Avalon

Серьезных изменений в подсистеме хранения WinFS мы не нашли - она мало чем отличается от той, которая была представлена на Microsoft Professional Developers Conference в сентябре прошлого года (обзор конференции можно найти по адресу: www.eweek.com/labslinks). Не произвела на нас особого впечатления и коммуникационная подсистема Indigo из сборки 4074.

Зато масса новшеств Longhorn имеет прямое отношение к Avalon. Эта подсистема гораздо эффективнее использует богатый потенциал современных графических адаптеров, намного улучшает качество графики и повышает ее стабильность, существенно упрощает разработчикам реализацию в приложениях трехмерных изображений и видео.    

Познакомиться с трехмерными возможностями Longhorn позволяет переключение между приложениями с помощью клавиш Alt-Tab

В Windows XP трехмерные возможности графических плат доступны лишь немногим приложениям. Longhorn позволит обращаться к таким ресурсам гораздо большему количеству программ самого разного типа. Например, продукт активно использует аппаратный рендеринг базового ГИП. Чтобы этот интерфейс мог работать на разных машинах, Microsoft разделила его функции на три уровня. Самый большой аппетит к аппаратным ресурсам проявляется на уровне Aero Glass, за ним следует Aero, а затем Classic (с ожидаемыми требованиями ГИП можно познакомиться на странице www.microsoft.com/whdc/device/display/graphics-reqs.mspx).

На уровнях Aero Glass и Aero изображения внешне очень похожи, различаются они лишь детализацией. Режим Classic предназначен для систем, которые не в состоянии поддерживать Aero, - интерфейс в нем выглядит так же, как в системе Windows 2000.

Мы инсталлировали Longhorn на ПК с 2,53 ГГц процессором Pentium 4, ОЗУ емкостью 512 Мб, графической платой GeForce FX 5950 Ultra корпорации Nvidia с видеопамятью 256 Мб. В такой конфигурации окна отображались с тенью, а их увеличение, уменьшение и восстановление сопровождалось намного более интересной анимацией, чем в Windows XP.

Когда же мы нажимали клавиши Alt-Tab для переключения между приложениями, начиналась трехмерная анимация (см. рисунок) наподобие той, что можно видеть в демонстрационной версии ГИП Looking Glass 3-D фирмы Sun Microsystems.

Правда, все компоненты Longhorn работали довольно медленно. Начальное меню всплывало с заметной задержкой, а значки на панели задач, в том числе и часы, могли вообще не появиться. Когда же мы запустили видеоролик в Windows Media Player, чтобы посмотреть, будет ли продолжаться проигрывание, когда окно уходит в тень в трехмерной проекции, то нас постигла неудача: этого эффекта удалось добиться лишь после отключения всех дополнительных функций диспетчера рабочего стола.

Со старшим аналитиком Джейсоном Бруксом можно связаться по адресу: jason_brooks@ziffdavis.com.