В июле в университете Бар-Илан (Израиль) прошел 12-й чемпионат мира среди шахматных программ. Победу в нем одержала неоднократная победительница подобных состязаний - система Junior израильских разработчиков, набравшая 9 очков из 12 возможных. Она выступала на четырехпроцессорной машине Hewlett-Packard Proliant/Intel Xeon 2,2 ГГц. Немецкая программа Shredder (4 процессора AMD Opteron/2 ГГц) отстала на пол-очка, голландская DIEP на такой же аппаратной конфигурации была третьей. Во всех этих странах традиционно сильны школы игрового программирования.

Блиц-турнир выиграла Shredder, второй стала американская Crafty, третье место поделили Junior с другой израильской программой Falcon, которая играла на ПК с одним процессором AMD64/2 ГГц.

Junior отличается оригинальным некомпьютерным стилем игры. В отличие от коллег, мастерски владеющих прежде всего тактикой и хорошо считающих комбинационные варианты, Junior, пожалуй, единственная из сильных шахматных программ умеет жертвовать фигуры ради позиционного преимущества и, как настоящий профессионал, любит организовывать затяжные атаки на вражеского короля. Достигается это за счет алгоритмов интеллектуального ограничения дерева перебора. Другие программы анализируют все возможные варианты: система IBM Deep Blue, обыгравшая Гарри Каспарова в 1997 г., рассматривала 200 млн. ходов в секунду, а производительность Junior в 70 раз ниже. Однако она глубоко анализирует небольшое число лучших, по ее мнению, вариантов. Попытки создания алгоритмов, суживающих дерево перебора, предпринимались многократно, но пока никому, кроме авторов Junior, не удавалось найти хорошие критерии исключения вариантов из перебора - программы постоянно отбрасывали из анализа и сильные, но внешне пассивные или выжидательные ходы.

Версия для печати