Компания "ТрансТелеКом" (www.transtk.ru) провела в Москве 10 августа первый международный телекоммуникационный форум "Россия - Азия: новые возможности для корпораций", на котором совместно с Монгольской железной дорогой и китайским оператором China Unicom представила недавно открытую трансконтинентальную волоконно-оптическую сеть ERMC (Europe - Russia - Mongolia - China). Благодаря новой магистрали, проходящей по территориям трех стран, международным узлам и шлюзам трех перечисленных компаний, а также их многочисленных партнеров, образуется новый, более короткий и надежный канал связи Европа - Азия, например для таких популярных направлений, как Лондон - Гонконг.
Виктор Ратников:
"Мы не предполагаем инвестиций в развитие сети вне России,
не планируем развивать собственными силами бизнес за пределами нашей страны
и приглашаем к сотрудничеству зарубежных операторов"
Ориентация на партнеров
Традиционные маршруты, которых до сих пор в основном было два (один - через Красное море вокруг побережья Азии, другой - через США), проходили главным образом по дну морей и океанов. Подводные кабели намного дороже сухопутных и дольше восстанавливаются в случае повреждений. Кроме того, длина обоих маршрутов превышает 20 тыс. км, из-за чего задержки сигнала достигают 200 мс, что уже не отвечает требованиям качественных систем видеоконференцсвязи (ВКС) и пакетной телефонии, а также некоторых банковских и финансовых приложений. В случае применения спутниковой связи эти задержки становятся еще больше. Длина нового сухопутного маршрута почти в два раза короче морского, что позволяет сократить запаздывание сигнала при сеансе ВКС Москва - Пекин до 100 мс. Такой сеанс состоялся между гостиницей "Балчуг", где проходило мероприятие, и центральным офисом компании China Unicom во время круглого стола "Партнерство операторов как путь достижения стратегических целей в Евразии", и все участники смогли убедиться в исключительном качестве ВКС. Этот круглый стол завершал форум, и выступившие на нем представители не только трех упомянутых компаний, но и их партнеров из различных стран Европы и Азии - скандинавских Song Networks и TeliaSonera, T-Systems (Германия), UTA Telecom (Австрия), Interoute (Чехия), LitEnergo (Литва) и Singapore Telecom - единодушно отметили взаимовыгодные возможности сотрудничества, которые появились у них с вводом в строй новой магистрали.
В частности, отметил Торстен Солдан, вице-президент центра компетенции компании T-Systems, три года тому назад спрос на услуги связи между Европой и Азией был невысокий, но в последние годы благодаря стабильному промышленному развитию Азиатско-Тихоокеанского региона и, в частности, развертыванию производственных мощностей многих известных мировых брендов в Китае и Индии спрос на телекоммуникационные услуги многократно возрос и будет продолжать повышаться. Большую роль в этом играет и относительно стабильная политическая обстановка, и благоприятный инвестиционный климат в регионе.
Всего же за несколько месяцев, прошедших с официального начала эксплуатации ERMC (которое состоялось в апреле в Улан-Баторе), по словам первого вице-президента "ТрансТелеКома" Виктора Ратникова, заключено более 20 партнерских соглашений. Компания не собирается развивать своими силами бизнес вне России, в частности, не будет вкладывать инвестиции в развитие сети за пределами нашей страны, рассчитывая там исключительно на партнеров. В то же время, как подчеркнул вице-президент China Unicom Ли Женгмао, для клиентов сообщества операторов будет действовать бизнес-модель One Stop Shopping, предполагающая полную ответственность за все услуги на всем маршруте прохождения трафика только одного оператора, с которым клиент заключил соглашение. Финансовые расчеты клиент также производит только с одним оператором, а дальнейшее перераспределение доходов и расходов - уже внутренняя задача межоператорского союза, образующегося вокруг ERMC.
Ли Женгмао:
"Для наших клиентов по всему миру будет действовать бизнес-модель One Stop Shopping"
Три составные части
Большая часть форума была посвящена презентации основных возможностей и достижений трех национальных операторов, по территории стран которых проходит ERMC.
О сети "ТрансТелеКома", строительство которой началось в 1998 г., а эксплуатация в октябре 2001 г., неоднократно сообщалось на страницах нашего еженедельника (N 17/2004, с. 22; N 48/2003, с. 20; N 3/2004, с. 16; N 19/2002, с. 14; N 39/2002, с. 2; N 44/2000, с. 20; N 43/ 1999, с. 34).
В 2004 г. протяженность сети компании превысила 46 тыс. км, в ней функционирует более 900 узлов уровня STM-16 (2,4 Гбит/с), а скорость переключения на резервный канал SDH не превышает 55 мс. По словам г-на Ратникова, основными потребителями магистральных емкостей являются сотовые операторы и провайдеры Интернета, в то же время доля доходов от корпоративных клиентов, не занимающихся операторским бизнесом, составляет около 20%.
China Unicom, крупнейший альтернативный оператор Китая, созданный в 1994 г., является единственной корпорацией в Поднебесной, которая предоставляет своим клиентам все возможные услуги фиксированной и мобильной связи. Основной бизнес фирмы - сотовая связь, ее услугами пользуются более 35% мобильных абонентов Китая, по их числу фирма занимает третье место в мире. China Unicom обладает в своей стране очень развитой магистральной волоконно-оптической сетью: суммарная аккумулированная длина кабеля превышает 480 тыс. км. На ключевых направлениях оборудование DWDM обеспечивает пропускную способность магистралей до 1,6 Тбит/с.
В российском сегменте ERMC масштабный переход на технологию DWDM только планируется. Это произойдет во II-IV кварталах 2005 г. и позволит довести емкость канала до Китая до 400 Гбит/с, на что будут потрачены около 100 млн. долл. внешних инвестиций. В сети "ТрансТелеКома" на территории России на оборудование DWDM переведены только некоторые, наиболее загруженные трафиком участки. Нынешние магистральные каналы SDH с пропускной способностью 622 Мбит/с, по словам Виктора Ратникова, уже используются почти на 90%.
Посередине между двумя странами-гигантами - в относительно небольшой и пустынной Монголии - от Сухэ-Батора на севере до Замын-Удэ на юго-востоке вдоль железной дороги длиной около 1400 км в 1999-2000 гг. также была проложена волоконно-оптическая магистраль. В марте 2002 г. с целью расширения услуг связи Монгольской железной дороги (МЖД) был создан "Коммерческий центр Рэйлком", который получил лицензии на предоставление на монгольской территории практически всех телекоммуникационых услуг и начал сотрудничать с "ТрансТелеКомом" и China Unicom. После технического оснащения приграничных территорий в декабре 2003-го начат пропуск транзитного трафика через оптоволоконную сеть Монгольской железной дороги. На сегодняшний день "Коммерческий центр Рэйлком" является единственным транзитным оператором Монголии, который гарантирует надежность связи 99,93%. После торжественного открытия сети в апреле 2004 г. начался постепенный процесс перевода на нее и технологической связи МЖД, для этой цели, кстати, используется оборудование российского производства - мультиплексоры пермского завода "Морион". Как отметил заместитель председателя МЖД Ванчигдор Отгондэмбэрэл, постепенно ресурсы новой магистрали начинают осваивать и местные провайдеры Интернета, которые до сих пор рассчитывали исключительно на спутниковые каналы.