БИЗНЕС
За время, прошедшее с момента объявления планов в отношении проекта MaxSelect на 2004 г. (см. PC Week/RE, N 4/2004, c. 1), в нем произошли весьма важные изменения. Стартовав два года назад в рамках Atlantic Computers, этот проект теперь выделился в самостоятельный бизнес, и после регистрации в июне в Тайбэе (Тайвань) компании MaxSelect Technology ей переданы все права на торговую марку MaxSelect. Как сообщил директор по развитию бизнеса новой компании Олег Изумрудов, к настоящему времени открыт ее офис в Тайбэе и ведется работа по созданию филиалов в Европе, на Ближнем Востоке и в США: "Это результат коренной реструктуризации проекта, целью которой является, в частности, выход на международный рынок для увеличения объемов продаж. MaxSelect становится мировым брендом". При этом в разные регионы компания планирует поставлять вполне определенные виды продукции: в США - в основном серверы и графические станции, в Восточную Европу - ноутбуки, в Западную Европу - и то и другое.
Олег Изумрудов: "MaxSelect становится мировым брендом"
Такого поворота событий, очевидно, мало кто ожидал. До недавнего времени торговая марка MaxSelect ассоциировалась исключительно с ноутбуками, и, хотя за последние полтора года (начиная с января 2003-го) ежемесячные их продажи выросли почти в десять раз, достигнув в июле уровня 3750 шт., доля MaxSelect в общем объеме российского рынка мобильных ПК еще сравнительно невелика. В самой MaxSelect ее оценивают примерно в 7,3% и ставят себя пока на пятое место.
Тем не менее, по словам Олега Изумрудова, перемены, о которых идет речь, были запланированы еще в прошлом году, когда было объявлено о выходе в сегмент высокопроизводительных вычислений (HPC - High Performance Computing) и формировании собственной линейки серверов и графических станций: "Мы изначально рассчитывали внедриться в этот сегмент достаточно глубоко и столкнулись с тем, что основные потребители HPC-систем находятся в США и Европе, а значит, для расширения этого бизнеса нужно располагаться к ним поближе". Действительно, основную ставку в развитии данного направления MaxSelect, не связанная жесткими договорными отношениями с Intel, делает на серверные решения на базе процессоров AMD. Однако в Intel-ориентированной России эта ниша пока очень невелика. Как считает, например, Ренат Юсупов, старший вице-президент по продуктам и технологиям компании Kraftway, не один год работающей на серверном рынке, даже при очень хорошем маркетинге здесь можно рассчитывать на годовой оборот лишь в пределах десятка миллионов долларов. Другое дело - рынки США и Западной Европы, объем которых превышает российский в разы.
При этом и г-н Юсупов, и многие западные аналитики признают перспективность самого направления. Очевидно, не случайно на завершившейся недавно выставке LinuxWorld вице-президент AMD по процессорам для серверов и рабочих станций Бен Вильямс заявил о том, что уже к концу года его компания рассчитывает увеличить свою долю на рынке серверных процессорных кристаллов до 10%, тогда как ранее она предполагала выйти на уровень 6-7%.
О том, сколь серьезно MaxSelect нацелена на серверный рынок, говорит, например, тот факт, что в апреле нынешнего года она первой в мире анонсировала восьмипроцессорные серверы (Advantage 8485 и 8486) на кристаллах AMD Opteron, вызвав определенный резонанс в Интернете, и уже получила ряд заказов на свои серверные продукты из США, Европы, Японии и Кореи. Правда, не стоит переоценивать значимость громких анонсов (тем более что MaxSelect еще продолжает работу по доведению восьмипроцессорных серверов до ума). Как утверждает Ренат Юсупов, конкуренции на уровне технологий на серверном рынке давно нет, а незначительная разница в сроках запуска в производство тех или иных систем конкурирующими фирмами принципиального значения не имеет. Вместе с тем заявление MaxSelect безусловно сработало на имидж компании, как и первые поставки техники за рубеж, на которых она, по признанию Олега Изумрудова, пока практически ничего не зарабатывает.
Основные перспективы для себя на зарубежных рынках в MaxSelect связывают с поставками серверов среднего и корпоративного уровня, при этом главными своими конкурентными преимуществами здесь считают более высокую по сравнению с местными игроками "расторопность", а также способность предложить более дешевые решения в обычных условиях, когда объем заказа не позволяет рассчитывать на специальные цены от крупных игроков.
Как бы то ни было, по мнению экспертов, первая проблема, которую компании в любом случае придется решать на западных рынках как в серверном, так и в ноутбучном сегментах, - это организация сервиса. Как пояснил г-н Изумрудов, в США и Западной Европе MaxSelect намерена заключить договора со специализированными сервисными сетями: "Правила игры на этих рынках предполагают именно такие действия. Это и проще, и быстрее".
Организация сервиса и маркетинговые мероприятия, направленные на повышение известности торговой марки и упрочение доверия к ней, несомненно потребуют изрядных финансовых вложений. В связи с этим MaxSelect рассчитывает использовать более дешевый, нежели в России, иностранный банковский капитал и доступные там финансовые инструменты.
Одновременно компания приступила к реорганизации бизнеса в России и, в частности, заявила об увеличении здесь числа прямых дистрибьюторов ноутбуков. На данный момент соответствующие соглашения заключены с Atlantic Computers и ISM Computers. Но до конца года должно быть объявлено еще о трех аналогичных контрактах, два из которых намечено подписать в сентябре. Таким образом, партнерская сеть MaxSelect на местном рынке спустя полугодие будет выглядеть иначе. При этом, не отказываясь от принципа свободного конфигурирования мобильных систем, компания рассчитывает повысить качество предлагаемых конечному покупателю систем и услуг.
Еще полгода назад руководителями проекта MaxSelect были анонсированы планы по созданию автоматизированной системы управления качеством (AQMS) в условиях территориально распределенного по многим площадкам производства, и теперь они заявили о завершении подготовительных работ и первом ее внедрении. Как пояснил Павел Мельников, технический директор компании, основная проблема при разработке такой системы была связана с тем, что по замыслу она должна была охватить не только участки сборки новых устройств, но и точки, где покупатель мог бы изменить конфигурацию своего ноутбука. Тем самым предполагалось обеспечить решение целого ряда задач:
- поддержать товарные и информационные потоки в соответствии с новой иерархической структурой MaxSelect;
- обеспечить максимально полное автоматизированное выходное тестирование ноутбуков (с привлечением операторов там, где это необходимо), чтобы свести к минимуму количество попадающей к потребителю бракованной продукции;
- вести полную историю каждого ноутбука и предоставлять ее для просмотра на сайте каждому зарегистрированному пользователю;
- в реальном времени выдавать статистическую информацию руководителям компании для принятия решений.
В результате, по словам г-на Мельникова, в содружестве с фирмой ALT Linux был создан легко клонируемый программно-аппаратный комплекс, состоящий из двух частей: работающей под управлением ОС ALT Linux системы тестирования Inquisitor и глобальной информационной базы данных с высокой пропускной способностью, хостинг которой в настоящее время обеспечивает Rambler. В базу будут сливаться данные, поступающие от всех клонов Inquisitor, из сервис-центров и торговых баз, а также от зарегистрированных конечных пользователей.
Первый испытательный комплекс на 150 мест запущен в компании Atlantic Computers. На проверку одного ноутбука уходит в зависимости от его конфигурации от 10 до 12 ч, так что пропускная способность участка составляет примерно 300 компьютеров в сутки. После сборки мобильный ПК устанавливается в стойку и подключается к сети, через которую в него загружается ОС ALT Linux Compact и выполняется процедура прошивки индивидуального серийного номера. Затем приведенный к окончательному виду ноутбук приступает к выполнению тестов на отсутствие аппаратных сбоев и на производительность, одновременно проходя полную процедуру калибровки батареи (покупатели часто забывают выполнять эту операцию, и в MaxSelect решили взять ее на себя). По окончании испытаний результаты заносятся в log-файл и сохраняются в истории ноутбука.
В Atlantic Computers все собранные ноутбуки MaxSelect
тестируются с помощью автоматизированной системы Inquisitor Enterprise
Кстати, начальный опыт эксплуатации системы принес весьма интересные результаты. Получив по отдельным позициям порядка 10% брака, MaxSelect поймала за руку некоторых своих поставщиков, "подмешивавших" в поставляемую партию некондиционные комплектующие, и приняла решение отказаться от их услуг.
Помимо полнофункциональной версии Inquisitor Enterprise для предприятий, не занимающихся сборкой, но желающих иметь возможность переконфигурировать ноутбуки и при этом следить за их качеством, разработаны упрощенные варианты тестировочного комплекса Inquisitor Professional (не поддерживает операцию прошивки серийного номера) и Inquisitor Single (не позволяет тестировать более одного ноутбука одномоментно). Кроме того, осенью нынешнего года MaxSelect обещает включить в комплект поставки каждого ноутбука CD/DVD-версию Inquisitor Lite, которая позволит конечному пользователю протестировать свою систему самостоятельно (например, после замены компонентов) и даже отправить результаты производителю для занесения в базу данных, что будет основанием для сохранения права на сервисную поддержку. Дальнейшее развитие автоматизированной системы качества предполагает возможность для конечного пользователя сравнить данные своей системы с приведенными на сервере MaxSelect эталонными значениями для некоторого модельного ряда или, скажем, предварительно оценить целесообразность апгрейда, выяснив, на какой выигрыш и в чем можно рассчитывать в каждом конкретном случае.
Теперь MaxSelect предстоит провести серьезную работу со своими партнерами. Как заявил Олег Изумрудов, право на сборку ноутбуков, изменение их конфигураций и техническое обслуживание получат только те, у кого будет установлена система Inquisitor. Поставляться партнерам она будет бесплатно, оплачивать же придется только последующее ее обновление с тем, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы MaxSelect на содержание инженеров для технической поддержки системы. Компания уже полностью отказалась от поставок в канал несобранных ноутбуков и продает партнерам только прошедшие тестирование машины. Поначалу из-за неизбежных на первом этапе задержек это вызвало негативную реакцию с их стороны, но теперь, по словам г-на Изумрудова, ситуация обратная: "Процент брака удалось снизить до уровня "атмосферных шумов", и это не могло быть не оценено".
Теперь остается только последить за дальнейшим развитием событий. Уже объявлено о проведении в середине сентября партнерской конференции IT-Congress-2004 MaxVision, организуемой MaxSelect Technology при поддержке AMD и nVidia (зарегистрироваться для участия в ней можно на Web-странице events.maxselect.ru). На ней планируется представить продукты, которые пополнят продуктовые линейки компании в начале 2005 г. Кроме того, MaxSelect обещает преподнести еще несколько сюрпризов.