ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПИТАНИЯ
Продлить срок работы карманного устройства помогут топливные элементы
Фирма MTI MicroFuel Cells готовит к выпуску батареи, которые должны увеличить срок непрерывной работы карманных компьютеров в 2-10 раз по сравнению с традиционными аккумуляторами. Однако топливные элементы, положенные в основу новой разработки, не отвечают действующим сегодня в США и других странах нормам безопасности, что не позволяет пока говорить о перспективах технологии с определенностью.
В разрабатываемых фирмой MTI батареях Mobion используются метаноловые топливные элементы прямого преобразования. Такой способ получения энергии изучается уже давно и продемонстрировал гораздо большую удельную плотность энергии, чем способна обеспечить широко применяемая на протяжении нескольких последних лет ионно-литиевая технология.
Батарея Mobion эффективно превращает метанол в топливо
"Предлагаемые сегодня аккумуляторы не соответствуют современным требованиям, - уверен Уильям Экер, президент и исполнительный директор MTI MicroFuel Cells (Олбани, шт. Нью-Йорк). - Это настоящие увальни, и они сильно тормозят прогресс".
По его мнению, Mobion выгодно выделяется и на фоне своих конкурентов как меньшими размерами - объем такой батареи не превышает 40 см, так и более простым процессом преобразования топлива в электроэнергию.
Как считают специалисты, малые размеры и простая схема получения электричества способны ускорить проникновение топливных элементов в нашу жизнь.
"Современная электроника предлагает все больше функций, и это предъявляет новые требования к источникам питания, - отмечает, например, аналитик фирмы Frost & Sullivan из техасского города Сан-Антонио Сара Брэдфорд. - Технология Mobion уникальна тем, что полностью встраивается в наладонник, такую батарею не нужно цеплять сбоку или сзади. А ее тонкая конструкция вполне может подстегнуть появление новой продукции".
Впрочем, миниатюризацией батарей на базе топливных элементов занимается не только MTI - ей на пятки все активнее наступают и более крупные компании. Представление Mobion состоялось в конце мая, а через считанные дни подобное сообщение пришло из токийской штаб-квартиры японского гиганта - корпорации Toshiba. Здесь в рамках проекта DMFC (Direct Methanol Fuel Cell - метаноловый топливный элемент прямого преобразования) также ведутся работы по созданию малогабаритных батарей для карманных устройств. По данным корпорации, прототип такой батареи мощностью 100 милливатт по своим размерам сопоставим с большим пальцем руки.
И MTI, и Toshiba смогли уменьшить размеры топливных элементов, сведя к минимуму содержание воды в ячейке с метанолом. Повышение концентрации основного реагента не только делает преобразование более эффективным, но и позволяет миниатюризировать батарею.
Выпуск коммерческих продуктов по технологии DMFC корпорация Toshiba планирует начать уже в нынешнем году. Прежде всего должны появиться батареи для ПК, а затем - уже в следующем году - для еще меньших устройств. Правда, на каких рынках планируется использовать такие источники питания, Toshiba не сообщает.
К концу нынешнего года обещает предложить коммерческую версию Mobion и фирма MTI, сначала - для использования в промышленных и правительственных системах. Корпорации Intermec Technologies со штаб-квартирой в Эверетте (шт. Вашингтон) и Harris из флоридского Мелбурна уже планируют установку таких батарей в датчиках RFID (Radio-Frequency Identification - радиочастотная идентификация), а расположенная в Адельфи (шт. Мэриленд) исследовательская лаборатория сухопутных войск США рассматривает возможность их применения в военных радиостанциях.
В бытовых приборах наподобие интеллектуальных телефонов, КПК и цифровых фотоаппаратов батареи Mobion появятся не раньше 2006 г., что связано, в частности, с действующим законодательством. Тем не менее, как рассказал Экер, MTI уже ведет переговоры по этому вопросу с рядом поставщиков комплексного оборудования. Более того, фирма даже заключила соглашение с бостонским подразделением Duracell компании Gillette относительно выпуска заполняемых топливных картриджей для своих батарей. А Gillette, как известно, имеет богатый опыт выполнения правительственных требований в области безопасности.
Главным препятствием к использованию топливных элементов в бытовой технике служит то, что правительственные документы относят метанол к веществам повышенной опасности. Хотя эта технология уже прошла сертификацию в промышленном секторе, ей еще только предстоит получить одобрение министерства транспорта США, поскольку пассажиры часто проносят мобильные телефоны и КПК на борт самолета. Еще больше проблема осложняется, когда дело доходит до международных авиарейсов, так как те подпадают под юрисдикцию сразу нескольких организаций.
"Администрация исследований и специальных программ из Управления по обращению с опасными веществами считает, что юридическое одобрение может растянуться на срок до 2 лет, - заявил представитель этой вашингтонской организации Джо Делькамбре. - Совместными усилиями промышленности и правительства подготовлен проект по использованию топливных элементов, и мы собираемся начать с того, что представим его в июле на рассмотрение совета по опасным веществам ООН. Если документ будет одобрен, нам нужно будет привести свои нормы в соответствие с правилами ООН, а для этого придется внести изменения в свод федеральных постановлений США".
Как это ни парадоксально, но чем эффективнее топливный элемент, тем меньше вероятность, что его разрешат пронести на борт самолета. Дело опять же упирается в высокую концентрацию метанола. "Совершенно ясно, что все это необходимо согласовывать, однако как год назад, так и сейчас я считаю, что со временем авиакомпании разрешат пассажирам брать с собой батареи из топливных элементов", - говорит Ален Ноджи, аналитик фирмы In-Stat/MDR (Скоттсдэйл, шт. Аризона).