Юрий Ипатов,

В последнее время главным вопросом при внедрении ИТ является эффективность того инвестиционного бюджета, который на эти цели выделяют предприятия. Финансовые директора стремятся выразить ценность информационных технологий цифрами. Но "ускользающая" природа технологии затрудняет получение количественной оценки [1].

При организации инвестиций в ИТ должны выполняться следующие правила [2]:

- решения об инвестициях в информационные технологии принимаются так же, как и в остальных сферах бизнеса, - исходя из соображений финансовой выгоды;

- развитие ИТ должно осуществляться в тесной привязке к потребностям в области управления компанией. При этом их никогда не следует определять исключительно необходимостью внедрения технологических новшеств;

- отдел информационных технологий должен хорошо понимать потребности бизнеса, а бизнес-подразделения - реальные возможности информационных технологий.

Информатизация бизнеса - процесс постоянного совершенствования не столько самих информационных систем, сколько управления в целом. Поэтому для оценки инвестиций в автоматизацию компании важно знать факторы успеха и факторы риска таких проектов, важно соотносить затраты на информационную систему и получаемые преимущества с точки зрения финансовой и организационной перспектив. Уровень таких знаний обеспечит эффективность вложений в информационные технологии и бизнеса в целом.

Для оценки экономической эффективности инвестиций в ИT можно применить следующие модели [3-7]:

- оценка совокупной стоимости владения информационными системами (Total Cost of Ownership, ТСО);

- оценка возврата инвестиций (Return on Investment, ROI);

- стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций (отдача инвестиций);

- отдача активов;

- цена акционера;

- оценка единовременных затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов.

Оценка совокупной стоимости владения ИС

Концепция общей стоимости владения ИТ была выдвинута Gartner Group в конце 80-х годов (1986-1987). ТСО является ключевым показателем информационных технологий и информационных систем (ИС) в компании, так как позволяет оценивать совокупные затраты на ИТ, анализировать их и, соответственно, управлять ИТ-затратами для достижения наилучшей отдачи.

Общая стоимость владения ИТ является одним из важнейших критериев при рассмотрении будущих проектов, так как определяет их экономическую обоснованность.

Основная цель подсчета этого показателя, кроме выявления избыточных статей расхода, заключается в том, чтобы оценить возможность возврата вложенных в информационные технологии средств [4, 5].

При этом ключевой момент состоит в сравнении ТСО своего предприятия (например, в пересчете на одного пользователя системы) с ТСО других компаний аналогичного профиля. Часто оказывается довольно трудно оценить прямой экономический эффект от ИТ (то есть прибыль от их внедрения). Сравнив же показатели ТСО, ИТ-менеджер может доказать руководству компании, что экономические показатели проекта не хуже, чем в среднем по отрасли, а то и лучше.

Такое сравнение делается, как правило, со средними по отрасли аналогичными компаниями и с "лучшими в группе". Даже если прямой экономический эффект от внедрения ИТ определен, его всегда надо сравнить с затратной частью, то есть с ТСО.

В основу модели ТСО положены две категории затрат: 1) прямые (бюджетные); 2) косвенные.

Прямые расходы присущи следующим категориям отделов (и осуществляются за счет их бюджетов):

- центральный ИТ-отдел компании, ответственный за развитие и поддержку корпоративной ИС, корпоративной сети и т. д. (верхний корпоративный уровень);

- группы по поддержке и развитию ИТ, имеющиеся внутри производственных и административных подразделений компании (местный уровень);

- отдельные группы специалистов, обеспечивающих специализированные виды услуг, например услуг связи и передачи данных.

Прямые расходы включают в себя:

- капитальные затраты - аппаратное и программное обеспечение (АО и ПО);

- расходы на управление ИТ;

- расходы на техническую поддержку АО и ПО;

- расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;

- расходы на аутсорсинг;

- командировочные расходы;

- расходы на услуги связи;

- другие группы расходов.

По этим группам прямых расходов определяют составляющие ТСО. Например, при определении капитальных затрат на оборудование расходы должны включать:

- расходы на приобретение нового оборудования и его замену;

- средства, вырученные от продажи или передачи оборудования;

- амортизацию оборудования;

- затраты на сетевое оборудование и соединения (кабели, концентраторы, карты, которые, как правило, не амортизируются);

- расходы на приобретение периферийных устройств;

- расходы на приобретение дополнительной оперативной памяти (при этом следует учитывать амортизацию оборудования);

- расходы на дополнительные дисковые устройства (учитывается амортизация оборудования);

- расходы на замену оборудования;

- прочие расходы по оборудованию.

Расходы по оборудованию - наиболее простая группа для расчетов ТСО.

Аналогично рассматриваются и другие группы прямых расходов (программное обеспечение, техническая поддержка, управление и т. д.). Всего - до десяти таких групп. Каждая из них имеет свою специфику расчетов. Наиболее трудоемкую для расчетов группу составляют расходы на управление. Сюда входят в том числе расходы на проектирование, управление проектами, администрирование сетей, преодоление чрезвычайных ситуаций, настройки систем и подсистем, управление контрактами на закупку и управление поставками.

Косвенные расходы. Выделяют две группы источников возникновения косвенных расходов, связанных с использованием ИТ.

Природа первой кроется в том, что если ИС спроектирована плохо (например, имеют место продолжительные остановки сервера), то это вызывает непроизводительное расходование времени у пользователей (перерывы в работе) и даже потери в бизнесе компании. Как правило, косвенные расходы трудно определить напрямую. Однако их следует учитывать при проектировании ИС и организации технической поддержки. Следует различать плановое и сверхнормативное время неработоспособности.

Природа второй группы косвенных расходов кроется в организационной стороне ИТ и состоит в том, что вследствие ненадлежащей поддержки со стороны штатных сотрудников ИТ-отделов их конечные пользователи внутри компании сами вынуждены заниматься вопросами восстановления работоспособности, самообучением и т. д., а это также уменьшает производительное время работы.

Косвенные расходы находятся за рамками бюджетов на ИТ, однако они могут играть существенную роль в оценке решения по проектам. При этом первая их группа ("неработоспособность системы") может быть рассмотрена с использованием метода определения производственных потерь. Вторая группа ("непроизводительные усилия конечного пользователя"), связанная с информационными технологиями, определяется с помощью полевых и статистических исследований.

От редакции

Недавно был опубликован обзор (см. PC Week/RE, N 30/2004, с. 24), рассказывающий о том, как возникла концепция управления качеством информационных услуг (Information Technology Service Management - ITSM). В нем, в частности, отмечалось, что этот подход позволяет ИТ-департаментам аргументированно обосновать перед руководством компании насущность инвестиций в автоматизированные системы управления и прочие сервисы, необходимые для поддержки данного вида бизнеса.

В рамках ITSM-подхода каждый сервис обладает своей стоимостью (себестоимостью). Это означает, что большая производительность, большая надежность являются в то же время и более дорогостоящими. Опираясь на данные о себестоимости услуг с различными характеристиками, бизнес-подразделения должны от требований "больше и лучше" перейти к реальным требованиям, с тем чтобы службы автоматизации могли на их основе правильно организовать свою работу, концентрируясь на реальных приоритетах и задачах. Речь идет о переходе к новому взаимодействию бизнес-подразделений и подразделений автоматизации - к взаимодействию "поставщик услуг - потребитель услуг". При этом ИТ-подразделения получают необходимые ресурсы (персонал, финансирование), а бизнес-подразделения вправе требовать заранее оговоренного качества предоставляемых услуг. Следуя технологии ITSM, отдел ИТ из вспомогательной службы превращается в департамент, действительно оказывающий услуги и способный четко сформулировать, за что его сотрудники получают деньги.

О том, как крупное российское предприятие - Магнитогорский металлургический комбинат - подходит к выбору методик для оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ, осуществляя переход на ITSM-уровень, рассказывают авторы настоящей статьи.

Показатель совокупной стоимости владения ИС рассчитывается по формуле [4]:  

 (1)

где

 - прямые расходы;  - косвенные расходы первой группы;  - косвенные расходы второй группы. При этом:

 (2)

где

 - капитальные затраты;  - расходы на управление ИТ;  - расходы на техническую поддержку АО и ПО;  - расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;  - расходы на аутсорсинг;  - командировочные расходы;  - расходы на услуги связи;  - другие группы расходов.

ТСО необходимо не только рассчитывать при рассмотрении нового проекта, но и постоянно отслеживать в дальнейшем.

Общая стоимость владения информационными технологиями - это качественная ключевая характеристика, отображающая экономические аспекты состояния ИТ в компании и показывающая эффективность их работы.

Оценка возврата инвестиций

Модель ROI принадлежит Gartner Group и рассчитывает коэффициент возврата инвестиций в инфраструктуру предприятия. Анализ этого показателя рассматривается как способ продемонстрировать необходимость вложения средств в информационные технологии.

Для оценки доходной части, как правило, сначала анализируют те направления бизнеса, те цели, которые нужно достичь путем внедрения информационного проекта либо с появлением каких-то новых продуктов, дающих принципиально новую информацию. Берут измеримые показатели бизнеса (например, сокращение операционных расходов, поддержка конкурентоспособного состояния, улучшение внутреннего контроля) и по ним делают оценки эффекта. Далее согласно методике рассчитывается коэффициент возврата инвестиций в инфраструктуру предприятия по формуле [5]:

ROI=Эф/И (3)

где

Эф - эффект от внедрения ИТ; И - инвестиции в ИТ.

Западные компании используют ТСО как расходную часть и ROI как расчетную.

Стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций

В этом случае вложения в информационные технологии рассматриваются не как затраты, а как инвестиции в основной бизнес. Соответственно, для оценки экономической эффективности используются те же инструменты и процедуры, что и в любом инвестиционном проекте.

Все стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций можно подразделить:

1) на простые методы:

- метод расчета срока окупаемости инвестиций;

- метод расчета коэффициента эффективности инвестиций;

2) на методы дисконтирования:

- метод расчета чистой текущей стоимости;

- метод расчета индекса рентабельности инвестиций;

- метод расчета нормы доходности (рентабельности) инвестиций.

Все эти методы хорошо описаны в литературе и здесь не рассматриваются.

Отдача активов

По прогнозам Gartner Group, такая модель будет актуальной в ближайшее время. Информационная система рассматривается как активы предприятия, которые должны приносить определенную отдачу. Эффективность использования капитала оценивается исходя из ставки альтернативной доходности (например, информационная система дает большую отдачу, чем вложения в высокодоходные акции). Для этого рассчитывают коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтернативной доходности по формуле [6]:

(4)

где

 К - коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтернативной доходности;  - ставка доходности ИТ;  - ставка альтернативной доходности.

"Цена" акционера

Данный метод является перспективным для применения в промышленности. В недалеком будущем стоимость акций компаний и привлечение новых акционеров будет определяться квалифицированностью компании в вопросах электронного бизнеса и широкого использования всех ИТ-услуг, предлагаемых рынком. Собственники компании будут оценивать инвестиции в информационные технологии и ИТ-услуги как вложения в повышение капитализации своих компаний. Тогда актуальной станет оценка эффективности затрат в расчете на привлечение одного акционера и рост стоимости акций. В этих целях производят расчет эффективности инвестиций в ИТ на привлечение одного акционера и коэффициента роста стоимости акции по формулам (5) и (6) соответственно [6]:

 (5)

где

 - эффективность инвестиций в ИТ на привлечение одного акционера; Эф - эффект от внедрения ИТ;  - количество акционеров до внедрения ИТ;  - количество акционеров после внедрения ИТ;

 (6)

где

 - коэффициент роста стоимости акции;  - стоимость акции до внедрения ИТ;  - стоимость акции после внедрения ИТ.

Оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов

Несмотря на все усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуются только этими затратами.

Видимые расходы включают в себя следующие группы затрат:

- капитальные затраты (на АО и ПО);

- расходы на управление ИТ;

- расходы на техническую поддержку АО и ПО;

- расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;

- расходы на аутсорсинг;

- командировочные расходы;

- расходы на услуги связи;

- другие группы расходов.

Основным мотивом для принятия решения о покупке является стоимость предложения поставщика, т.е. видимые затраты. В этих целях рассчитывают единовременные затраты на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов по формуле:

 (7)

где

 - единовременные затраты на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов;  - видимые затраты i-й группы.

Каким методом следует оценивать экономическую эффективность инвестиций в ИТ?

Выбор методов такой оценки производится через определение уровня организационной зрелости корпорации.

Для оценки организационной зрелости компании используют классификацию, предложенную американским институтом SEI (Software Engineering Institute) и Университетом Карнеги - Меллона, которая определяет уровень развития компании в зависимости от степени использования целевого управления.

Уровень 1 - начальный (анархия). Его признаки:

- сотрудники сами определяют, что хорошо, а что плохо. Главную роль в успехе предприятия играют деловые качества лидера или группы единомышленников;

- затраты и качество не прогнозируются;

Методы оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ

Название метода

Входные параметры

Выходные параметры

Формулы для расчета показа

Этап зрелости

Оценка

совокупной

стоимости

владения ИС (ТСО)  

Прямые расходы; косвенные расходы

Показатель ТСО

 

 

3 опре-

делен-

ный, 4 управля-

емый, 5 оптими-

зиру-

емый

Оценка возврата инвестиций (ROI) в инфраструктуру предприятия  

Эффект от внедрения ИТ; инвестиции в ИТ

Показатель ROI

ROI= Эф / И  

3 опре-

делен-

ный, 4 управля-

емый, 5 оптими-

зиру-

емый

Стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций  

Первич-

ные инвести-

ции; годовая сумма доходов; чистая прибыль; актив баланса; ликвида-

ционная стоимость; чистая прибыль предпри-

ятия; актив баланса; желаемый уровень дохода; сумма посту-

плений по годам; распре-

деление инвести-

ций по годам

Срок окупаемости инвестиций Коэффициент эффектив-

ности инвестиций Рентабель-

ность активов Чистая текущая стоимость Индекс рентабель-

ности инвестиций Норма доходности инвестиций

СО = И / ГД  

5 оптими-

зиру-

емый

Отдача активов  

Ставка доходности ИТ; ставка альтерна-

тивной доходности

Коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтерна-

тивной доходности

 

5 оптим-

изиру-

емый

Цена акционера  

Эффектив-

ность инвестиций в ИТ; количество акционеров до внедрения ИТ; количество акционеров после внедрения ИТ; стоимость акции до внедрения ИТ; стоимость акции после внедрения ИТ

Эффектив-

ность инвестиций в ИТ на дополни-

тельно привлечен-

ного акционера коэффициент роста стоимости акции

 

5 оптими-

зиру-

емый

Оценка единовре-

менных затрат на закупку и внедрение программно

-аппаратных комплексов  

Видимые затраты

Единовре-

менные затраты

 

1 началь-

ный, 2 повторя-

емый

Примечание. Пр - прямые расходы;  - косвенные расходы первой группы;  - косвенные расходы второй группы; Эф - эффект от внедрения ИТ; И - сумма инвестиций в ИТ; ГД - годовая сумма доходов; - средняя прибыль за год по инвестиционному проекту;  - среднее значение инвестиций в ИТ по проекту; ЧП - чистая прибыль предприятия; А - актив баланса;  - сумма поступлений в ИТ в i-м году; СД - ставка дисконта (в долях); i - число лет в расчетном периоде; n - количество лет существования проекта;  и  - ставка дисконта, при которой чистая текущая стоимость соответственно больше и меньше нуля;  - значение чистой текущей стоимости при ставке дисконта ;  - ставка доходности ИТ;  - ставка альтернативной доходности,   и   - количество акционеров соответственно до и после внедрения ИТ;  и  - стоимость акции соответственно до и после внедрения ИТ;  - видимые затраты i-й группы.

- отсутствуют формализованные планы;

- отсутствует контроль изменений;

- высшее руководство плохо представляет реальное положение дел;

- нестабильность, нехватка времени, денег и сил.

На этом уровне получается искаженная картина рентабельности бизнеса, иллюзорное чувство бурной деятельности при весьма скромных результатах. Приоритет здесь отдается дешевизне программных средств и простоте их использования. Производится оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов и выбирается вариант, где они наименьшие.

Проблемы начального этапа, описанные выше, характерны не только для малого бизнеса, но и для многих отечественных металлургических предприятий, чья продукция после преобразований оказалась невостребованной.

Уровень 2 - повторяемый (фольклор). Отличается следующими характеристиками:

- выявлена определенная повторяемость организационных процессов;

- опыт организации представлен в виде преданий корпоративной мифологии;

- знания накапливаются в виде личного опыта сотрудников и пропадают при их увольнении.

Это время, когда фирма начинает исправно платить налоги. Потерять свой бизнес из-за банальной налоговой проверки или несвоевременной сдачи отчетности - непозволительная глупость.

Более устойчивый характер бизнеса, повторяемость основных бизнес-процессов и возможность реального управления ими заставляют обратить пристальное внимание на вопросы учета. Контроль за движением материальных и денежных средств, поиск путей снижения издержек - эти задачи приобретают актуальное звучание. Приоритеты смещаются в сторону формирования оперативных планов, разработка которых ведется с учетом полученного опыта и знаний.

При выборе ИТ оцениваются единовременные затраты на закупку программно-аппаратных комплексов и их внедрение с учетом прошлого опыта.

Уровень 3 - определенный (стандарты). Его признаки:

- корпоративная мифология записана на бумаге;

- процессы повторяемы и не зависят от личных качеств исполнителей;

- информация о процессах для измерения эффективности не собирается;

- наличие формализованного описания процессов не означает, что они работают.

Акценты постепенно смещаются из области учетной политики в область аналитики, осознается и начинает развиваться управление корпоративными знаниями. Тем не менее в рамках оперативного планирования постановка долгосрочных целей фактически не производится и базируется в основном на показателях предшествующего периода. Планка требований и уровень задач, решения которых ждут от информационной системы, повышаются. Предприятия, находящиеся на этом уровне развития, как правило, обладают развитой инфраструктурой: сеть филиалов и удаленных складов, многочисленный штат менеджеров, структурное деление на отделы и подразделения.

Для оперативного управления значительным потоком информации в режиме реального времени система должна позволять делать "моментальный снимок" состояния компании.

Для выбора информационных технологий уже не просто оценивают, а производят глубокий анализ единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов.Уровень 4 - управляемый (измеряемый). Для него характерны такие признаки:

- процессы измеряемы и стандартизированы;

- затраты и качество прогнозируются;

- есть постоянные и надежные клиенты;

- стратегические планы количественно измеримы.

На этом этапе формируются внутрифирменные стандарты контроля и количественного измерения качества не столько самой продукции, сколько всех процессов - от производства до сбыта. Новые стандарты распространяются не только на внутренние бизнес-процессы, но и на внешнее окружение. Здесь уже компаниям важно, чтобы их контрагенты, поставляющие необходимую продукцию, комплектующие и услуги, также были в состоянии обеспечить требуемый уровень качества. Наличие своих постоянных и надежных клиентов составляет базу для долгосрочного планирования. Плановые решения принимаются не интуитивно, а на основе явных знаний, которыми обладает компания. Стратегические и оперативные планы взаимосвязаны, обратная связь обеспечивает эффективное согласование между этими уровнями управления.

Экономическую эффективность инвестиций в ИТ на этом уровне оценивают с помощью следующих методов:

- оценка совокупной стоимости владения ИС (ТСО);

- оценка возврата инвестиций (ROI).

Уровень 5 - оптимизируемый. Его признаки:

- фокус на повторяемости и измеримости;

- вся информация о функционировании процессов фиксируется.

Это высший уровень, которого могут достичь компании-лидеры, способные на основе количественных критериев управлять качеством по всей цепочке, включая поставки, производство, сбыт, дальнейшее обслуживание, и с учетом этого оптимизировать все свои процессы. Дальнейшая их стратегия направлена на достижение и сохранение технологического, организационного и финансового преимущества. Формализация бизнес-процессов и рыночных перспектив позволяет не только просчитать стратегические планы, но и оптимизировать пути их достижения.

На смену контролю, который занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся факторов в деятельности предприятия, приходит контроллинг (управление изменениями), нацеленный на перспективу. Контроль претерпевает существенные изменения; теперь он проводится по следующим направлениям:

- контроль целей (правильность постановки целей, их непротиворечивость, адекватное отражение количественными критериями качественных целей предприятия);

- контроль прогнозов (реальность, обоснованность, информативность);

- контроль ограничений (влияние внешних и внутренних условий на достижение предприятием поставленных целей);

- контроль планов (оптимальность планов с точки зрения достижения целей предприятия);

- бюджетный контроль.

На пятом уровне для оценки экономической эффективности инвестиций в информационные технологии используют следующие методы:

- отдача активов;

- цена акционера;

- анализ совокупной стоимости владения ИС;

- анализ возврата инвестиций.

Для большей наглядности рассмотренные выше методы сведены в таблицу.

ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" находится на четвертом уровне организационной зрелости, следовательно, для оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ здесь следует использовать методы оценки совокупной стоимости владения ИС и возврата инвестиций.

К авторам, сотрудникам ИТ-департамента ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат), можно обратиться по адресам: JVI@mmk.ru , tsigalov@mmk.ru.    

Литература

1. Хильдебранд К. Информационные технологии и строка "Итого" в бюджете фирмы // Директору информационной службы, 1998, N 8.

2. Пятков М. Экономика информационных технологий: www.msfestival/ru/html/r17/htp.

3. Миронов А. Информационные технологии. Общая стоимость владения информационными технологиями: www.akdi.ru/atv-upr/infteh/it-tso.htm.

4. Управление ресурсами в условиях рынка: Кн. 6. Управление финансами. - Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК, 1999.

5. Модели оценки потребителем эффективности вложений в информационные технологии: www.ibiz.ru.

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. Минск: Новое знание, 2000.

7. Третьяков О. Зрелость и информатизация //EnterprisePartner , 2000, N 2.