ФОРУМЫ

Корпорация IBM провела в Москве очередной PLM-форум, посвященный решениям для управления жизненным циклом продукта (Product Lifecycle Management, PLM). На нем прозвучали не только сообщения вендоров. Важное место занимали доклады заказчиков и партнеров. Более того, форум проходил в помещении одного из новых клиентов компании - МХАТе им. А. П. Чехова. Оказывается, идеи PLM проникли даже в мир театра. В честь этого главному руководителю МХАТа Олегу Табакову были торжественно вручены PLM-лицензии.

Как известно, PLM представляет собой концепцию по интеграции разнообразных систем, участвующих в процессе разработки, производства, продажи и обслуживания продукции (см. PC Week/RE, N 34/2003, с. 26). Основоположниками и главными идеологами этой технологии являются IBM и ее давний союзник - французская компания Dassault Systemes. Сейчас, когда в результате внедрения многочисленных корпоративных информационных систем на предприятиях образовались островки автоматизации, слабо связанные друг с другом, задача интеграции выходит на первый план. Неслучайно, что уже несколько лет рынок PLM растет, а альянс IBM/Dassault занимает на нем ведущее положение (см. PC Week/RE, N 24/2004, с. 17).

О подходе IBM к решению этой проблемы сообщил Раймо Никкила, региональный менеджер отделения IBM PLM по Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и Ближнему Востоку. По его словам, идея управления жизненным циклом тесно связана с концепцией Business On Demand ("Бизнес по требованию"). "PLM - серьезный катализатор для перехода в режим работы по требованию", - сказал он. Ведь эта технология подразумевает интеграцию данных и приложений, а также поддержку коллективной работы внутри самого предприятия и между предприятием и поставщиками. Хотя переход на PLM требует значительных инвестиций в инфраструктуру, покупку ПО и реорганизацию бизнес-процессов предприятия, он себя оправдывает, так как в результате повышается эффективность бизнеса. Например, отметил он, после реорганизации обычно выясняется, что часть бизнес-процессов можно выполнять с помощью внешних подрядчиков и сэкономить за счет рационализации труда. Это особенно актуально на Западе, где в промышленности наблюдается высокая специализация. В нашей стране пока все наоборот. Концентрация производства очень сильна, и предприятия все делают сами. Но и у нас намечаются перемены. Так, сейчас многие российские предприятия хотят стать партнерами зарубежных компаний, и здесь им не обойтись без PLM.

Раймо Никкила:

 "Внедрение PLM требует изменений, но улучшает бизнес"

Более подробно на этой концепции остановился один из основателей Dassault Systemes Франсис Бернар, занимающий сегодня пост советника исполнительного комитета. Он подчеркнул, что PLM - это не новая технология, а результат эволюции предыдущих четырех этапов проектирования. Сначала предприятия использовали бумажные чертежи, потом - двумерные системы автоматизации проектирования, затем трехмерные и, наконец, технологию цифрового макетирования (digital mock-up, DMU), позволяющую объединить физическое и логическое описание деталей в сложных конструкциях и заменить физическое моделирование цифровым. PLM - это расширение DMU. Технология управления жизненным циклом позволяет объединить информацию о продуктах (получаемую через DMU) с данными о производственных процессах и о ресурсах (машинах, оснастке, цехах, заводах). Более того, с ее помощью можно смоделировать даже поведение рабочих в процессе сборки или ремонта изделий, чтобы проверить эргономику либо ремонтопригодность продукции. "PLM добавляет к процессу разработки четвертое измерение - время, - объяснил г-н Бернар. - На ранних этапах проектирования можно посмотреть, что будет впереди - в производственном цехе, при эксплуатации, ремонте и т. д.".

Переходя к конкретному описанию, Франсис Бернар сообщил, что для реализации PLM альянс IBM/Dassault предлагает интегрированный пакет PLM V5, включающий систему автоматизации проектирования CATIA, две программы управления инженерными данными SmarTeam и Enovia, а также среду моделирования производственных процессов Delmia. Все эти продукты не только тесно связаны между собой, но и являются открытыми, т. е. способными к взаимодействию с другими системами, такими, как ERP, CRM и SCM. Ведь только комплексная интеграция позволяет получить полную отдачу от внедрения PLM.

Что касается России, то, по словам г-на Бернара, наша промышленность растет, предприятия начинают более активно сотрудничать с коллегами из других стран и рынок САПР становится более заметным. "Мы будем больше фокусироваться на этом регионе, - сказал он. - Теперь один из главных наших приоритетов - открытие офиса в России".

Сейчас отечественные предприятия далеко не в полном объеме используют возможности PLM. Однако рыночная ситуация вынуждает их это делать, и спрос на продукты IBM/Dassault растет. Так, по словам Николая Бондаренко, руководителя IBM East Europe по PLM-решениям, за последний год число проданных лицензий удвоилось и в результате их количество приближается к двум тысячам. Правда, среди заказчиков есть не только отечественные компании, но и подразделения крупных международных корпораций - Boeing, Airbus и др. Наибольшей популярностью у нас пользуется система CATIA, а другие продукты пока не столь распространены. А ведь для реализации PLM недостаточно одной САПР, необходима хотя бы PDM-система. Николай Бондаренко объяснил такую ситуацию новизной SmarTeam (IBM начала продавать это ПО только в прошлом году) и сложностью Enovia (сейчас проекты внедрения этой системы находятся на стадии развертывания). Что касается Delmia, то у нас данная система еще нигде не внедрена. Но уже наметились сдвиги. На форуме было объявлено о подписании соглашения между финской компанией Delfoi, которая специализируется на продвижении Delmia, и российским партнером IBM фирмой "Гетнет".

Николай Бондаренко:

 "В России уже продан о около двух тысяч

 лицензий на PLM-продукты IBM/ Dassault"

Чтобы познакомить аудиторию с PDM-системами IBM/Dassault, Леонид Кузнецов, руководитель IBM PLM по PDM в Восточной Европе, рассказал об их возможностях и позиционировании. По его словам, CATIA V5 отличается сложной структурой, поэтому каждое ее внедрение должно сопровождаться развертыванием PDM-системы. В противном случае трудно будет использовать эту САПР в полном объеме. Делая выбор между SmarTeam и Enovia, следует учитывать, что если проектирование идет снизу вверх (от детали к сборке), то больше подходит первая система, а если речь идет о сложных изделиях (самолет, автомобиль, судно), то имеет смысл выполнять проектирование в режиме виртуального изделия сверху вниз и применять вторую систему. "Не стоит также забывать, что SmarTeam проще, чем Enovia, и окупается значительно быстрее", - подчеркнул он.

Внедряя PDM, предприятия обычно начинают с интеграции SmarTeam с СATIA, а потом расширяют эту функциональность на другие отделы, создавая тем самым PLM-решение, с помощью которого можно параллельно вести проектирование, анализ и подготовку к производству, накапливать и повторно использовать знания. Последнее обстоятельство имеет особо важное значение. Ведь именно знания определяют конкурентное преимущество.

Несмотря на то что внедрение PLM в нашей стране находится в зачаточном состоянии, уже есть первые ласточки. Например, завод "Криогенмаш", самый крупный в России производитель оборудования для получения и хранения жидких газов, недавно перешел со старой системы проектирования на новую, в которой для разработки изделий служит CATIA V5, для инженерных расчетов - система компании MSC.Software и специальное ПО для химического анализа, для технологической подготовки к производству - CATIA V5 и "Технокласс", а для управления документами - SmarTeam и Enovia. Как рассказал директор инжинирингового центра "Криогенмаша" Владимир Герасимов, завод приобрел по 45 лицензий на каждый из перечисленных продуктов IBM/Dassault. "Это - самое масштабное внедрение в нашей стране. Но предполагается, что данное решение окупится уже в течение 3 -7 лет. Ведь раньше от многих заказов приходилось отказываться, так как на один проект уходило 9-12 месяцев. Теперь работа значительно ускорилась: средняя производительность составляет три месяца на проект. Сейчас завод выполняет два заказа на сумму 40 млн. долл. и имеет портфель заказов на 100 млн. долл. "Без PDM и CATIA мы бы не смогли их реализовать", - уверен Владимир Герасимов.

Пилотный проект на базе CATIA и SmartTeam реализован и на Красноярском заводе комбайнов. По словам Павла Голдовского, руководителя направления САПР компании "Гетнет", помогавшей этому предприятию в процессе внедрения, в ходе проекта было установлено по 24 рабочих места каждой из систем, создан центр компетенции, обучены ключевые пользователи. Сейчас разработан действующий прототип автоматизированной системы конструкторской и технологической подготовки производства, протестирован цифровой макет агрегатов комбайна "Енисей" и создана физическая модель комбайна, которая будет демонстрироваться на выставке в октябре.

Два других первопроходца по внедрению PLM относятся к самолетостроительной отрасли. Компания "Гражданские самолеты Сухого" применяет CATIA, Enovia и SmarTeam для проектирования нового семейства "Российские региональные самолеты" (RRJ), состоящего из трех моделей на 60, 75 и 95 пассажирских мест. В 2007 г. начнется серийный выпуск, и до 2020-го планируется произвести более 800 самолетов RRJ, из которых около 29% будут эксплуатироваться в России, а остальные пойдут на экспорт в другие страны мира. Как сообщил ИТ-директор компании Алексей Краснов, уже создан электронный макет, выполнены расчеты на прочность, одновременно с проектированием проверяется ремонтопригодность самолета, идет разработка сборочной оснастки, причем технологи не дожидаются, пока конструкторы закончат проектирование отдельных деталей, а работают параллельно с ними, учитывая в оснастке все изменения конструкции. И хотя реализация этого проекта предполагает значительные инвестиции в информационные технологии, в результате, по словам Алексея Краснова, значительно повышается эффективность операций, улучшается взаимодействие разных команд разработчиков, сокращается время вывода продукта на рынок. Все это позволяет создавать надежные и экономичные авиалайнеры.

Вторым пионером стал "Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова". По словам Павла Голдовского, два года назад предприятие решило перейти с устаревшей САПР CADDS 5 на новую систему. В процессе выбора продуктов был выполнен пилотный проект по проектированию агрегатов самолета, который показал, что у CATIA наилучшие интеллектуальные возможности: с ее помощью можно создать поведенческую модель и при проектировании автоматически учитывать основные функциональные требования (расстояния между креслами, длина кабины пилота и т. д.), а также строить типовые решения для разных агрегатов. Все это значительно ускоряет процесс разработки и позволяет привлекать к проектированию конструкторов, не имеющих глубоких знаний по CATIA. По данным АНТК им. О. К. Антонова, такой подход повышает производительность в 35-40 раз.

О театральном проекте во МХАТе им. А. П. Чехова рассказал Андрей Суворов, коммерческий директор компании ComputerAge, внедрившей CATIA и SmarTeam для разработки и изготовления декораций. В ходе пилотного проекта была выполнена конструкторская проработка, сделаны расчеты на прочность, проведена оценка стоимости компонентов декораций. Сейчас декорации запущены в производство. В работе участвовали сотрудники МХАТа, а также художники из Ленкома и Театра им. К. С. Станиславского, которые заинтересовались этой системой.

Таким образом, форум показал, что технология сопровождения изделия на протяжении всего его жизненного цикла актуальна не только для промышленности, но и для других областей, даже для искусства.

Версия для печати