КОНФЕРЕНЦИИ
В последние годы электронная почта (ЭП) стала эффективным средством связи, управления и бизнеса, которым ежедневно пользуются практически все организации и многие граждане страны. Однако наряду с развитием ЭП растут и угрозы ее функционированию. Чрезвычайно актуальной стала проблема спама, то есть массовой рассылки сообщений, в основном рекламного характера, не запрошенных получателями.
Этой теме была посвящена работа одной из секций конференции "Cостояние и перспективы развития Интернета в России". Она была организована Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ, www.rans.ru) - влиятельным общественно-государственным объединением, насчитывающим в своих рядах свыше 120 предприятий и организаций из сферы телекоммуникаций и информационных технологий.
Массовая рассылка спама, отмечалось на конференции, приводит к потере производительности труда людей, использующих электронную почту в повседневной деятельности. Значительное время тратится на уничтожение ненужных сообщений, иногда рассылаемых в миллионы адресов одновременно. Кроме того, при этом могут быть потеряны важные письма. Следует учесть, что массовые рассылки зачастую используются для распространения вредоносных программ.
Над проблемой защиты электронной почты от спама во всем мире активно работают как специалисты в области информационных технологий, так и юристы. Современные технологические решения позволяют отфильтровать значительную часть спама.
В то же время у технологических средств борьбы есть очевидные недостатки. "Во-первых, среди отфильтрованных сообщений могут оказаться и те, которые важны получателю, - отметил Александр Страх, старший юрист международной юридической фирмы "Грант Торнтон Трид". - Во-вторых, такие средства вряд ли способны искоренить спам, так как они направлены главным образом на борьбу с последствиями уже совершенных действий. Только закон способен повлиять на людей и устранить причину возникновения спама".
Причина же состоит в том, что спам является источником дохода для определенного круга людей. Эти люди обладают специальными познаниями в области программирования и функционирования информационных сетей, имеют корыстную цель, сознают вредные последствия своих действий и свою безнаказанность и продолжают создавать незапрошенные электронные сообщения и технологии для массовой рассылки.
Современный спам, считает Игорь Ашманов, генеральный директор ЗАО "Ашманов и партнеры", - это отнюдь не шалости студентов в Интернете, а серьезный теневой бизнес с довольно большими оборотами (по разным оценкам, 10- 15 млрд. долл. в год в мире, 3-10 млн. в России).
"В 2004 г. наблюдались довольно значительные качественные и количественные изменения в социальной базе заказчиков спама, - подчеркнул он. - Спам в Рунете превращается в повседневный инструмент продвижения малого и среднего бизнеса. Низкий порог вхождения на рекламный рынок сделал спам наиболее привлекательным видом продвижения товаров и услуг".
Есть немало и других свойств спама, которые делают его заманчивым бизнесом для нечистоплотных дельцов. Он является весьма эффективным современным средством рекламы с высоким откликом, которому российские законы пока не препятствуют. Здесь не действует никакое государственное регулирование - это чисто теневая экономика, рождающая наличный оборот средств.
Опросы заказчиков спама показывают, что он для них очень эффективен, раздражение Интернет-пользователей их особенно не беспокоит, и они готовы заказывать рассылки и далее. В свою очередь, исполнители спамерских акций также набирают силу.
Рост денежных вливаний в эту теневую деятельность приводит к качественным изменениям в среде спамеров. Возросшая капитализация отрасли позволяет им нанимать профессиональных копирайтеров для лучшего оформления посланий и повышения процента отклика, а также профессионалов в сфере сетевых решений, способных усовершенствовать технологии распространения спама и обходить многие ловушки антиспамерских фильтров.
В настоящий момент рынок спама окончательно консолидировался и на нем сложилась новая система распределения труда. Поиск адресов пользователей, клиентов, рассылка производятся разными структурами, обслуживающими друг друга.
В последний год, добавляет Игорь Ашманов, в это разделение труда включились и вирусописатели, создавая системы управляемой рассылки спама с зараженных компьютеров. При этом вирусы создаются с целью захвата пользовательских машин и превращения их в автоматические спам-машины.
Считается, что в нынешнем году основное количество спама уже рассылалось не напрямую с каких-то серверов, а через посредство подключенных к Интернету зараженных пользовательских компьютеров. Управляется зараженный компьютер посредством команд, получаемых со специальных Интернет-серверов, либо же через Интернет-чаты.
Время, когда со спамом мог бороться простыми домашними средствами квалифицированный системный администратор, уходит. Сейчас нужны профессиональные программные продукты для его фильтрации. По данным г-на Ашманова, вполне можно рассчитывать, что лучшие антиспам-фильтры будут фильтровать 93-97% спама без опасности потерять деловую и личную переписку. Об этом свидетельствует мировой опыт. С оставшимся "процентом протечки" нам скорее всего придется мириться.
Значительно большие надежды специалисты возлагают на вопросы правового регулирования. Совершенно очевидно, что к частным лицам и организациям, деятельность которых приносит вред миллионам людей, затрудняет работу тысяч предприятий во всем мире, надо применять меры правового воздействия. Они могут быть установлены только законом, и такие законы уже приняты в наиболее развитых в экономическом отношении странах мира.
"В зависимости от подходов к спаму различаются и модели его правового регулирования", - замечает Ирина Богдановская, старший научный сотрудник Института государства и права РАН. По ее данным, к настоящему времени только две страны - США и Австралия - приняли специальные законы о спаме.
В остальных странах спам регулируется другими законами - либо о телекоммуникациях (Австрия, Нидерланды), либо об электронной торговле (Венгрия, Бельгия), либо о персональных данных (Канада, Финляндия, Италия).
В зависимости от выбора модели правового регулирования определяется круг субъектов права, на который распространяется (или не распространяется) закон. Так, австралийский закон не защищает государственные органы, политические партии, религиозные и благотворительные организации, учебные заведения. В ряде стран законы не распространяются на юридических лиц (Бельгия, Финляндия, Франция).
В России разработаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Наиболее целесообразным, по мнению Александра Страха, является изменение федеральных законов, которые отнесли бы спам к административным правонарушениям и преступлениям. Это прежде всего закон "О рекламе", а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ. Внесение такого рода изменений в законодательство нашей страны соответствует практике стран Евросоюза, в частности директиве Европарламента 2002/58/ЕС, принятой 12 июня 2002 г.
Что касается перспектив борьбы с распространением спама на ближайшие годы, то их хорошо сформулировал в своих материалах Игорь Ашманов. Он полагает, что спам еще будет демонстрировать бурный рост в течение нынешнего года, а потом начнется медленное снижение его объемов благодаря установке фильтров, принятию законов и распространению новых стандартов передачи почты.
Далее, по его мнению, будут приняты законы РФ о спаме, что в 2005-2006 гг. приведет к смещению бизнеса спамеров в серую и черную зоны. Малый бизнес начнет отказываться от спама как средства рекламы. Антиспам-фильтры будут установлены практически повсеместно. Средний пользователь публичных почт и крупных компаний будет получать не более 10% всего объема спама, остальное будут отфильтровывать его провайдер или корпоративные фильтры.