ПРОЕКТЫ
Значительный по масштабам инвестиционный телекоммуникационный проект, не имеющий, возможно, аналогов в России, запущен в Калининградской области. В ближайшее время здесь будет создана ведомственная сеть цифровой радиосвязи стандарта GSM-R. Генподрядчиком выступает "Форатек Системс", входящая в группу компаний "Форатек" (www.foratec.com).
Реализация проекта позволит обеспечить эффективное диспетчерское управление движением поездов, локомотивным парком, работой эксплуатационного персонала за счет сбора и обработки в диспетчерском центре технологической информации и выдачи управляющих команд мобильным абонентам - локомотивным бригадам и вспомогательным службам.
Создаваемая система состоит из технологической сети передачи данных, а также технологических сетей голосовой радиосвязи, организуемых между соответствующими диспетчерами и подчиненными участниками производственного сектора на железной дороге.
На данном этапе ведется строительство первого фрагмента сети на участке Нестеров - Калининград - Балтийск протяженностью 195 км. Для размещения оборудования радиосвязи "Форатек" осуществляет монтаж 14 пятидесятиметровых башен. На участке смонтировано 16 базовых станций, центральный автоматический коммутатор емкостью 3000 номеров и другое оборудование связи. Для обеспечения информационного взаимодействия базовых станций используется существующая на Калининградской железной дороге цифровая сеть оперативно-технологической связи.
Производителем инфраструктурного оборудования является компания Siemens AG. В качестве абонентской техники предполагается использование терминалов фирм Siemens, Sagem, Frequentis, Hoermann. Диапазон частот системы 921-925 (876-880) МГц.
Сеть передачи данных будет функционировать по протоколу GPRS. GSM-система без поддержки режима GPRS способна передавать данные через радиоканал со скоростью 9,6 кбит/с. После внедрения GPRS пропускная способность абонентской радиостанции (РСТ) увеличится до 115 кбит/с. Для передачи данных могут использоваться как носимые, так и локомотивные РСТ с разными скоростями работы в зависимости от поддерживаемых режимов.
"Приоритетное развитие новейших цифровых систем связи именно на Калининградской железной дороге обусловлено тем фактором, что самая западная российская магистраль уже сейчас работает фактически на международном рынке перевозок, - сказал заместитель генерального директора "Форатек Системс" Владимир Красников. - Переход на европейский стандарт связи позволит нам более эффективно взаимодействовать с сопредельными дорогами стран ЕС в вопросах управления перевозками".
За последние два года грузооборот Калининградской дороги увеличился более чем в два раза и продолжает расти. При этом непосредственная связь между диспетчерским аппаратом и локомотивными бригадами осуществляется через дежурных по станциям по мере приближения поезда. Еще более сложная схема с использованием разных радиосистем и частотных диапазонов применяется для управления движением при ремонтных работах на пути.
Введение в эксплуатацию цифровой технологической связи, не зависящей от зон неуверенного приема радиосигналов, позволит не только обеспечить на качественно новом уровне безопасность грузовых и пассажирских перевозок, но и получить весьма ощутимый экономический эффект. Благодаря новому оборудованию станет возможным в режиме реального времени получать телеметрическую информацию с любого локомотива, любой станции или перегона дороги. А применение такой системы в пассажирском комплексе многократно повысит безопасность пассажирских перевозок.
Следует отметить, что сеть оперативно-технологической связи является изолированным сегментом системы связи железных дорог, ее выход еще в какие-либо сети не предусматривается. Не исключено, что и другие железные дороги страны выберут для реализации такой связи оборудование стандарта TETRA.