ПРОДУКТЫ

Одним из заметных событий только что завершившейся выставки SofTool стала премьера локализованной для России версии продукта Microsoft CRM, выпущенной отделением Microsoft Business Solutions (www.microsoft.com/rus/BusinessSolutions). Нельзя сказать, что эта новая система управления отношениями с клиентами быстро добралась до нашей страны: продукт появился на мировом рынке в начале 2003 г., англоязычная его версия стала доступной в России с января 2004-го, и вот теперь мы оказались в списке тех 47 стран, где можно приобрести полноценную локализованную редакцию Microsoft CRM 1.2.

Корпорацию Microsoft уже пора перестать считать новичком на рынке ERP-систем: купив несколько лет назад ряд фирм - поставщиков подобных продуктов (на нашем рынке присутствуют системы Navision и Axapta), она заметно укрепила партнерскую сеть, усилила маркетинг и добилась заметных коммерческих успехов. Напомним, что, по данным IDC, корпорация вошла в тройку лидеров российского рынка. Тем не менее выпуск продукта Microsoft CRM - событие знаменательное: строго говоря, это первая самостоятельная разработка бизнес-приложения, выполненная программистами Microsoft, и не удивительно, что она вобрала в себя все ее технологические инновации и построена на платформе .Net и Web-сервисов. Неизбежное следствие этого - традиционная для Microsoft строгая ориентация на платформу Windows.

Олег Паленов:

"Об интересе к Microsoft GRM свидетельствует тот факт,

что некоторые российские компании развернули систему, не дожидаясь ее локализации"

Как известно, свои модули CRM есть в обеих ERP-системах - и Navision, и Axapta. Не окажется ли, что использующим их предприятиям придется покупать технологически более современный Microsoft CRM? Как разъяснил руководитель российского отделения Microsoft Business Solutions Олег Паленов, соответствующие модули продуктов Navision и Axapta ничем не уступают Microsoft CRM, но имеют то преимущество, что они тесно интегрированы с другими контурами своих ERP-систем. Однако на свете есть множество малых и средних предприятий (25-500 ПК, 50-1000 сотрудников), не использующих ERP-системы Microsoft. На них-то и рассчитан этот продукт. По данным Gartner, менее 2% малых (до 100 сотрудников) и 20% средних (до 1000 сотрудников) фирм США применяют у себя CRM. Это означает, что данный сегмент рынка имеет хорошие перспективы стать массовым, а следовательно, чрезвычайно привлекательным для Microsoft.

Сегодня продукт Microsoft CRM поддерживает только две первые опции из классической триады CRM (управление продажами, сервисом и маркетингом). Его модули "Продажи" и "Сервис" можно приобретать как вместе, так и по отдельности в двух редакциях: Standard и Professional. В первой из них не поддерживаются управление каталогами изделий, бизнес-процессами, электронной почтой (маршрутизация, автоматические ответы) и ряд других функций. В зависимости от конфигурации стоимость лицензии Microsoft CRM на одно рабочее место варьируется от 600 до 1700 долл. Обладатели полного комплекта серверного ПО Windows Small Business Server Premium 2003 получают 70%-ную скидку.

Продажи Microsoft CRM будут осуществляться по трем каналам. Все партнеры Microsoft могут продавать "коробки" тем предприятиям, которые хотели бы внедрять систему самостоятельно. Сертифицированным фирмам разрешается наряду с лицензиями предлагать услуги по консалтингу и внедрению. И наконец, что особенно интересно, независимые разработчики могут встраивать Microsoft CRM в свои решения, продаваемые по их собственным каналам. В последнем случае предусмотрено два альтернативных варианта: поставка в составе комплексного решения или в форме модуля стороннего бизнес-приложения. Примером комплексного решения может служить система, в которой продукт интегрирован с call-центром Cisco, но по-прежнему фигурирует под брендом Microsoft CRM. Вторая альтернатива уже реализована компанией Scala, включившей данный продукт в качестве модуля под собственной торговой маркой в систему iScala.

Сейчас у Microsoft около десятка сертифицированных по Microsoft CRM партнеров, которым удалось с начала нынешнего года внедрить систему (тогда еще не локализованную) у десяти клиентов. По словам Олега Паленова, перед руководимым им подразделением на следующий год поставлена задача удвоить число сертифицированных партнеров и довести число успешных внедрений до сотни.

Версия для печати