КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Эдуард Пройдаков  

Не кричи, глашатай, 

     не труби сбора.

Погоди, недолго терпеть.    

Нет, еще не завтра, но уже скоро

Риму предстоит умереть.

     Михаил Щербаков

Эдуард Пройдаков

Диалектический закон перехода количества в качество в европейской формулировке (будто бы это происходит скачкообразно) всегда вызывал у меня отторжение своей нелогичностью. Всему виной обычная ненаблюдательность европейцев. Как правило, приводится пример с закипанием воды, когда при температуре кипения она превращается в пар. Однако при этом забывается, что испарение жидкости активно идет и при обычной температуре и вплоть до точки кипения оно довольно быстро и нелинейно растет. Поэтому правы азиатские философы: большие изменения начинаются с маленьких перемен.

Собственно, это вступление к тому, что сумма изменений в китайской экономике уже сделала зримой ее новую качественную сторону - высокую мировую конкурентоспособность. Если раньше это проявлялось на товарах массового спроса, то теперь все чаще сказывается и на продукции высоких технологий: достаточно сказать, что за прошлый год китайские компании отъели изрядную долю российского рынка у западных вендоров связного оборудования. К сожалению, очень трудно получить реальные цифры потери ими доли рынка, но, судя по эмоциям в их представительствах, она весьма значительна. Не составляет труда представить себе, что и в этом году, и в дальнейшем ситуация только усугубится.

Обратите внимание, что среди известных двух тактик военных действий, принятых в западном мире, - оборона и наступление - отсутствует третья: отточенная тысячелетиями борьбы между китайскими княжествами тактика просачивания на территорию противника под видом мирных жителей военнослужащих Поднебесной империи. В один прекрасный момент все стратегические пункты противника оказываются ими захвачены. Мне представляется, что подобным методом внедряется в Россию и китайский бизнес. Без всякого шума открываются региональные представительства, и вдруг обнаруживается, что ведя тихую, практически без рекламы, также бесшумную, но предельно жестокую ценовую войну, они обосновались уже практически повсеместно. Отметим это, как испарение воды при нормальной температуре. Вопрос в том, когда процесс дойдет до точки кипения, т.е. когда западные вендоры начнут покидать российский рынок, отдав его полностью азиатским производителям. Если судить по темпам роста экономик азиатских стран, этот момент находится где-то между 2012-м и 2015 гг.

Первые барьерные действия, такие, как поднятие таможенных пошлин на китайские товары на 3,5 долл. за килограмм веса, в случае высокотехнологичной продукции ничего не дают. Это повысило цены на внутреннем рынке на товары массового спроса, ну и все. Вместо декларированной правительством 12%-ной инфляции реальная инфляция судя по таким продуктам по крайней мере в два раза выше. Возможно, это замечание верно только для Москвы и Петербурга, городов с совершенно иным уровнем потребления, которые математики называют "выколотыми точками" на карте российской экономики.

Очевидно, что Запад перед ростом азиатского могущества консолидирует силы: ЕС активно накапливает человеческие, сырьевые и прочие ресурсы. Очень показательным в этом плане будет прием в ЕС Турции и активное заманивание туда Украины.

В свою очередь, США стремятся укрепиться на азиатском континенте - в так называемом "сердце мира", присутствие в котором, по Збигневу Бжезинскому, обеспечит стране мировую гегемонию ("Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы". - М.: Международные отношения, 1998). "Употребляя терминологию более жестоких времен древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров", - пишет он в своей книге.

Отметим, что из четырех существующих сейчас центров силы (США, ЕС, Индия и Китай), пожалуй, только Индии выгодно возрождение России.

Сказанное мною отнюдь не является ни для кого откровением. Политологи уже давно проигрывают сценарии грядущих событий, и в последние месяцы их прогнозы и опасения все чаще звучат в российских масс-медиа. Отечественный ИТ-бизнес, тем не менее, из данного расклада обязан сделать для себя стратегические выводы. Я бы подумал о следующем.

- Геополитические противоречия и экономическая война между центрами силы дают российскому бизнесу замечательные возможности. Например, решение ЕС о запрете свинцовой пайки позволяет перенести из-за влажности сборочные заводы из Азии в северные районы Украины и РФ.

- Дополнительная прибыль возникает на факторе геополитической активности страны. Например, она высока для Бразилии, Южной Кореи, Германии.

Замечу при этом, что владельцам отечественных компаний, выходящих на международные рынки, следует заняться повышением уровня безопасности своих фирм, поскольку он, по моим наблюдениям, на порядок ниже, чем в американских. Так, ни одна западная компания не откроет в России своего офиса, пока не создаст систему его внешнего и/или внутреннего контроля. Открыв офисы на Западе, некоторые российские фирмы по полгода не знают, что в них творится.

- Поскольку наиболее уязвимы технополисы, в целях непрерывности бизнеса стоит обеспечить возможность размещения резервных центров - как минимум в небольших, достаточно удаленных от столиц городах, а как максимум - в нейтральных странах.

- Возможно, стоит уделить больше внимания технологиям двойного применения. Гонка вооружений, начавшаяся в мире в 2000 г., будет только усиливаться.

- Национальной бизнес-элите есть резон быстрее консолидироваться.

Ну да мало ли тем для раздумий!

Версия для печати