РАЗРАБОТКИ
Компания "Зебра Телеком" (www.zebratelecom.ru), внедрившая одну из лучших в отрасли систем управления качеством предоставляемых услуг, приступила к интеграции в нее биллинговой системы. Сроки окончания проекта пока не определены, но сегодня уже завершен его важнейший этап. Теперь система биллинга "Зебры Телеком" позволяет одновременно и без взаимного влияния обрабатывать поток транзакций, связанных с обеспечением звонков и межоператорским обменом трафиком, а также с выполнением в режиме реального времени сложных аналитических запросов, поступающих из систем OLAP и поддержки принятия решений.
Биллинговая система - один из важнейших элементов инфраструктуры компании, участвующий практически во всех бизнес-процессах оператора. Биллинг не только контролирует и обеспечивает доступ клиентов компании к услугам, учитывает потребление этих услуг в онлайновом режиме, пересчитывает их в денежном эквиваленте, ведет статистику и ее анализ, но и организует слаженную работу различных подразделений компании.
Структурные компоненты биллинговой системы "Зебры Телеком"
"Зебра Телеком" ведет бизнес по трем направлениям, сильно различающимся по своим потребностям. Это - работа с частными клиентами по оказанию услуг связи по предоплаченным картам, с корпоративными клиентами, ведущими бизнес разного масштаба, и региональными операторами связи, входящими в федеральную сеть компании.
В каждом из направлений существует еще дополнительное деление. Кроме того, важные требования к биллинговой системе предъявляются межоператорскими соглашениями, необходимыми в работе крупной связной структуры, а тем более оператора IP-телефонии.
В качестве основной системы в свое время был выбран биллинг "Абсолют". На тот момент это была единственная российская биллинговая система, поддерживающая работу с VоIP-модулем. "Зебра Телеком" стала первым оператором IP-телефонии, запустившим ее в коммерческую эксплуатацию.
Функциональная схема биллинга "Зебры Телеком"
"При выборе системы большую роль сыграло ее российское происхождение: близость разработчика, понимание им всех аспектов местной специфики, хороший уровень команды программистов, разумные ценовые характеристики на поддержку и доработку, достаточно полный функционал, готовность совершенствовать систему под наши потребности, - сказал Виктор Каледин, генеральный директор "Зебры Телеком".
"Абсолют" обладает хорошей надежностью и масштабируемостью, высокой производительностью. Последняя характеристика является очень существенной для работы IP-оператора. Это особенно важно в случае предоплаченных карт. От производительности зависит быстрота онлайновой авторизации частного клиента в системе, а также скорость дальнейшей обработки звонка. Это также касается сообщения о максимально возможной продолжительности разговора с вызываемым абонентом при имеющемся объеме денежных средств на карте клиента, которое выдается сразу после набора номера, или быстроты списания средств с карты по окончании разговора или Интернет-сессии.
При выборе биллинговой системы важно было учитывать и ее масштабируемость, которая напрямую связана с увеличением нагрузки. С ростом числа клиентов (как частных, так и корпоративных), а в особенности с развитием федеральной сети резко возрастает объем пропускаемого трафика, который нужно тарифицировать и контролировать.
Столь же ответственен и выбор базы данных биллинговой системы. Она должна быть совместимой с широким спектром оборудования, чтобы не ограничивать оператора при необходимости расширения своей технической базы. Во многом оборудование, на котором действует биллинг, влияет на скорость его работы и при определенных условиях может стать узким местом в производительности системы.
Биллинг должен быть максимально интегрирован с техническим оборудованием компании, так как от него поступает вся информация о количестве пропущенного трафика, его направлениях и т.д.
Интеграция же с элементами инфраструктуры также необходима. Она позволяет работать всем подразделениям компании с целостными данными в каждый момент времени. То, что технический инженер видит в минутах, бухгалтер видит в денежном выражении, и эти цифры жестко увязаны между собой. Причем интерфейс системы выполнен таким образом, чтобы каждый сотрудник получал интересующую его информацию в удобном для него формате.
Установление взаимосвязи биллинга с элементами системы управления качеством, внедренной в компании (см. PC Week/RE, N 27/2004, с. 15), - дело ближайшего будущего. "Интеграция этих двух систем - достаточно сложная задача, - считает г-н Каледин. - Она требует особого внимания и глубокой степени проработки и уже начинает проводиться совместно с фирмой - разработчиком "Абсолюта", хотя сроки завершения этой программы пока не определены".
Биллинг активно используется различными службами "Зебры Телеком", начиная от бухгалтерии и службы поддержки клиентов и заканчивая маркетинговым отделом и отделом продаж. В данном случае биллинговая система является координирующей, обеспечивающей работу всей компании с едиными данными.
Каждая служба получает данные в удобном для нее виде и только в дозволенных пределах. Еще одна важная функция биллинговой системы - правильное разграничение прав доступа к информации для сотрудников, в строгом соответствии с их служебными обязанностями и полномочиями.
Совершенствование биллинговой системы
Биллинговая система крупного оператора связи - сложный и многоуровневый механизм. Он требует постоянной работы и совершенствования, потому что бизнес динамичной компании предполагает беспрерывное развитие и повышение требований к системе. В данном вопросе создатель системы и оператор связи обычно идут рука об руку. Поддержка разработчиком - непременное условие четкого функционирования биллинговой системы в целом и удовлетворения растущих потребностей оператора.
Конечно, многое пришлось доделывать и своими силами, и при участии разработчиков, которые создали специальный модуль, позволяющий эффективно взаимодействовать с обширной дилерской сетью. Он включал различные схемы сотрудничества с дилерами (по предоплате, на реализацию), оформления предварительного заказа карт, учета карт разных номиналов и видов на складе, контроля отгрузки карт дилеру, составления всех необходимых бухгалтерских документов и контроля их получения.
Также разработчиками системы был выполнен апгрейд производительности VоIP-модуля.
В свою очередь, инженеры "Зебры Телеком" написали практически все интерфейсы для различных подразделений компании. Отдельного упоминания заслуживает Web-интерфейс для абонентской службы компании, позволяющий формировать и учитывать заявки клиентов, связанные с корректностью биллинговых операций.
"Нашими сотрудниками были также созданы различные аналитические модули, позволяющие подразделениям следить за работой как биллинга, так и самой компании, - продолжает Виктор Каледин. - Сейчас мы ведем доработку этих модулей и объединение их в стройную программу".
Сложность апгрейда любой биллинговой системы заключается в ее круглосуточной работе: в ней постоянно идут клиентские транзакции. Чтобы даже в минимальной степени не навредить процессу, в компании внедрена специальная тестовая схема биллинга, на которой проходят опробование все нововведения вплоть до самых небольших нестандартных маркетинговых акций.
Если говорить о нынешнем дне, то в рамках региональной программы для каждого партнера "Зебра Телеком" устанавливает свою систему биллинга, учитывающую его потребности. С ее помощью партнер может полностью самостоятельно обслуживать своих клиентов, создавая и для себя, и для них различные варианты тарифных планов, устанавливая схемы предоплаты (prepaid) или оплаты по факту (postpaid), выдавая им всю необходимую отчетность, а также вести бухгалтерскую документацию. Региональные операторы получают уменьшенную копию биллинговой системы "Зебры Телеком", но обладающую всем необходимым функционалом.
Биллинговые схемы всех партнеров установлены на технической площадке "Зебры Телеком" в Москве. Доступ к биллингу партнер получает через Интернет. Подчеркнем, что это не некий клиринговый центр, а именно независимые биллинговые схемы, обеспечивающие каждой системе в отдельности высокую степень надежности, информационной безопасности и быстродействия. При этом гарантируется круглосуточный мониторинг и техническая поддержка биллинга специалистами "Зебры Телеком".
Технология роуминга в биллинговой системе отработана на предприятии "Зебра Телеком СПб". Если московский пользователь соединяется с петербургским номером компании, его карта при авторизации распознается как московская и автоматически "пробрасывается" для дальнейшей работы в московский биллинг.
Между тем поддержка межоператорского обмена трафиком - это пока не совсем автоматическая функция системы. В биллинге учитываются два показателя: трафик, переданный партнером и тарифицируемый по расценкам "Зебры Телеком", и трафик, переданный партнеру, который автоматически тарифицируется в расценках, установленных региональным оператором. Это делается не только для проведения взаимозачетов, но и для проверки счетов, выставляемых фирме партнерами.
В ближайшее время в компании будет создано специальное подразделение - информационно-расчетный центр, который станет контролировать правильность выставляемых друг другу счетов, производить взаимозачеты, регистрировать договорную базу. Причем центр будет вести дела как региональных партнеров "Зебры Телеком", так и операторов - поставщиков компании, например "Ростелекома", "Макомнета", "Роснета" и т.д.
Сейчас перед отделом автоматизации стоит задача создания единой системы мониторинга биллинга. Она поможет быстро и наглядно выявлять неполадки, а также прогнозировать появление "узких мест" системы.