ПРОЕКТЫ
"Евросеть" - одна из крупнейших в России компаний розничной продажи сотовых телефонов и цифровой техники. В нее входит примерно 770 салонов сотовой связи в 175 городах России и СНГ, причем ежегодно открывается по нескольку новых. Оборот компании возрос со 140,6 млн. долл. в 2002 г. до 320,8 млн. в 2003-м, план на 2004-й - 470 млн. В июле этого года рыночная доля компании, по ее собственным оценкам, составляла 12,4%, теперь стратегическая задача - занять 15% рынка.
Сетевой формат розничной торговли подразумевает работу под единой торговой маркой, унификацию ассортимента и правил организации торговли, единые принципы управления, консолидированную закупку товара. Крупная торговая сеть должна оперативно решать проблемы с мерчендайзингом, логистикой, учетом и управлением.
Стремительно развивающийся рынок становится высококонкурентным во всех сегментах. На первый план выходят направления, которые еще вчера казались второстепенными: эффективность работы магазина, мотивация персонала, работа с поставщиками, маркетинговые исследования, развитие собственной корпоративной культуры. "Евросеть" всерьез озаботилась не только поддержанием темпов открытия новых магазинов, но и вопросами экономии и эффективности.
Качественное решение стратегических задач требует внедрения полнофункциональных информационных систем, охватывающих все стороны деятельности компании. К выбору поставщиков решений предъявлялся ряд требований: высокая репутация, опыт по реализации проекта с привлечением иностранных специалистов, достаточная практика на российском рынке. После изучения существующих предложений предпочтение было отдано решениям компаний НР и SAP, являющихся стратегическими партнерами: Hewlett-Packard осуществит оптимизацию работы ИТ-служб "Евросети", а с помощью платформы mySAP Business Suite и отраслевого решения SAP for Retail будут оптимизированы внутренние информационные потоки.
"Внедрение решений SAP в "Евросети" подразумевает использование лучшего зарубежного опыта, который десятилетиями накапливался методом проб и ошибок. Мы хотим привнести в компанию стратегические решения, передовые технологические направления развития. Такой подход позволит нам достичь не сиюминутного успеха, а шагнуть на более высокую ступень развития, став на голову выше в конкурентной борьбе не только сегодня, но прежде всего завтра. "Евросеть" не рассматривает в качестве политики полное подражание западному опыту, мы лучше знаем текущую конкретную ситуацию на рынке, расклад сил и, что самое важное, нашего покупателя. Совершенно очевидно, что пора цивилизованной борьбы за покупателя уже наступила. Система SAP позволит рознице лучше представлять, с кем именно она работает. Располагая детальными сведениями о клиентах, историями их покупок, анализируя спрос, покупательские предпочтения и привычки, можно будет соответствующим образом адаптировать свой ассортимент, корректировать цены, ввести дополнительные услуги. Таким образом будет реализовываться главная цель магазина - установление долговременных отношений со своими клиентами" - так объяснил Андрей Володин, вице-президент по технологическому развитию "Евросети", причины, побудившие компанию заняться внедрением "тяжелой" ERP-системы.
В рамках предпроектной подготовки перед компанией "Евросеть" стоит задача реорганизовать информационно-технологический департамент таким образом, чтобы он полностью соответствовал текущим и стратегическим бизнес-задачам, для чего требуется оптимизировать работу всей ИТ-системы, прежде всего внедрив инструменты, обеспечивающие автоматизацию процессов департамента информационных технологий: накопление и анализ информации, прогнозирование затрат и планирование загрузки ресурсов.
Реализация проекта была разделена на две части. Сначала устанавливается система автоматизации процесса управления инцидентами и создается служба поддержки пользователей на базе НР OpenView Service Desk. В настоящий момент завершается внедрение и проводится тестирование этой системы; в промышленную эксплуатацию она должна быть запущена к ноябрю этого года.
На втором этапе планируется интегрировать в новую инфраструктуру системы мониторинга и управления информационными ресурсами; создать централизованную службу, осуществляющую поддержку розничной сети и сотрудников компании; обеспечить поддержку бизнес-проектов.
Ожидается, что с помощью комплексного решения на базе mySAP Business Suite и отраслевой системы SAP for Retail компания "Евросеть" сможет оперативно получать производственно-экономические данные и более эффективно управлять всеми административно-хозяйственными ресурсами.
На внедрение новой системы компания выделяет половину своего ИТ-бюджета будущего года, не считая средств, уже затраченных в этом году. После отработки всех решений в Москве они будут распространены и на региональные филиалы. Вся работа, как надеется руководство "Евросети", будет завершена к концу 2005 г.