"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ"
Утвержденная правительством РФ в начале октября "Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г." завершается словами: "Необходимым условием успешной реализации настоящей Концепции является максимальная открытость процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком их обсуждении с участием общественности, научных и экспертных кругов". Одним из шагов в этом направлении стала пресс-конференция руководителя недавно созданного при Мининформсвязи Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) Владимира Матюхина.
Владимир Матюхин:
"России нужна общая информационная инфраструктура"
В своем выступлении он рассказал об основных положениях данной концепции и сообщил, что в настоящее время в Мининформсвязи завершается также создание концепции развития ИТ-рынка в нашей стране. Главная цель, поставленная в принятом документе, - повысить эффективность государственного управления с помощью ИТ. Как подчеркнул г-н Матюхин, основной недостаток проектов, выполнявшихся прежде, состоял в том, что в них не уделялось должного внимания вопросам взаимодействия построенных государственных информационных систем. В результате некоторые из них в какой-то степени дублируют друг друга, средства используются нерационально, а эффективность государственного управления растет очень медленно. Главный вывод - России нужна общая информационная инфраструктура.
Раскрывая это положение, г-н Матюхин несколько раз в различном контексте говорил о том, что внедряемые ИТ-решения должны быть юридически значимыми. Речь в первую очередь шла о технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП), легитимное применение которой сдерживается из-за отсутствия корневого удостоверяющего центра (УЦ); хотя в стране уже есть 150 локальных УЦ, они не способны взаимодействовать друг с другом, да и юридической силы подтверждаемая ими ЭЦП пока не имеет. В течение ближайшего года корневой УЦ и управляемая им иерархическая инфраструктура должны быть введены в эксплуатацию.
Еще одна приоритетная задача - перевод процедур идентификации личности на современные технологии. Техническая сторона вопроса здесь не самая главная: технологии смарт-карт достаточно хорошо отработаны, но проблемы придания таким картам юридической значимости еще только предстоит решить. Нельзя, конечно, забывать и об огромной стоимости подобной федеральной программы. По словам Владимира Матюхина, у нас сейчас нет единой юридически значимой электронной географической карты страны, нет единого "сетевого" времени (а от него могут зависеть результаты аукционов и конкурсов), единой системы навигации и определения местоположения объектов. Отдельная проблема - создание защищенных хранилищ информации (имеется в виду защита как от несанкционированного доступа, так и от разрушения вследствие ЧП).
Основным механизмом реализации данной концепции становится ФЦП "Электронная Россия". В IV квартале будет создана ее новая редакция, призванная учесть основные положения принятой концепции, а кроме того, многие положения старой редакции нуждаются в пересмотре, поскольку ее финансирование в свое время было сокращено. Как считают в Росинформтехнологиях, одним из способов снижения затрат является консолидация закупок однородных программно-технических средств для разных проектов в крупных лотах и получение за счет этого значительных скидок. Думается, такой подход, при всех его достоинствах, трудно будет реализовать на практике: ведь для подобной консолидации заявок нужно время, а значит, выполнение некоторых проектов будет задержано. Да и сам г-н Матюхин посетовал, что из-за реорганизации в оставшиеся до конца года месяцы надо провести несколько десятков конкурсов ФЦП "Электронная Россия", а их победителям еще предстоит успеть закупить оборудование в рамках бюджета на этот год.