КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Совсем недавно мы рассуждали на тему перспектив продолжения состязания между двумя основными технологиями производства мультимедиа-проекторов (LCD и DLP, см. PC Week/RE, N 28/2004, c. 10), приняв во внимание аргументы компании Epson, а спустя всего пару месяцев главный из них, заключающийся в утверждении, Что LCD - это постоянно развивающаяся технология, получил весьма неожиданное подтверждение со стороны другого крупного игрока - компании Sony.

Продемонстрированный ею на сентябрьской выставке CEDIA’2004 и удостоенный там награды LCD-проектор для домашних кинотеатров VPL-HS51 (в России уже анонсирован его аналог VPL-HS50) фактически лишил конкурентов из DLP-лагеря преимущества в показателе контрастности, справедливо считающемся одной из основных характеристик качества воспроизводимой проектором картинки. Заявленная производителем контрастность VPL-HS51 просто зашкаливает: 6000:1. И это у модели, розничная цена которой на американском рынке, очевидно, не превысит $3800.

На первый взгляд, в проекторостроении произошла маленькая революция. Собственно, опубликованный на сервере Projectorcentral (www.projectorcentral.com) материал по выставке CEDIA так и называется - CEDIA Review: A Projector Re-volution ("Обзор CEDIA: проекторная революция"). К слову сказать, автор материала не взялся предположить, насколько реальная характеристика соответствует заявленной производителем (сие нетрудно понять - слишком Часто фирмы, выпускающие мультимедиа-проекторы, демонстрировали весьма вольное отношение к указываемым в спецификациях данным, особенно к тем, Что определяют конкурентные преимущества продукта и прямо влияют на выбор покупателя), но даже если это расхождение составит Четверть, т. е. в действительности контрастность окажется на уровне 4500:1, это все равно, как говорится, выше крыши (см. PC Week/RE, N 39/2001, с. 19).

Однако первый взгляд далеко не всегда позволяет получить правильное представление о реальном состоянии дел. А потому попробуем окунуться в проблему Чуть глубже. Действительно, способность дисплейного устройства одновременно отображать на экране очень яркие и очень темные элементы изображения (собственно контрастность картинки определяется отношением освещенности в самой яркой и в самой темной точках экрана) во многом определяет и его способность передавать полутона, а значит, обеспечивать естественность и объемность картинки - то, к Чему стремятся все производители средств отображения информации. Слово "одновременно" здесь ключевое. Именно поэтому оценка контрастности проекторов по методике ANSI предусматривает проведение измерений по шахматному полю, когда на экран проецируются сразу и Черные, и белые поля. Производители же предпочитают пользоваться другой методикой и указывают в спецификациях контрастность, получаемую в режиме Full On/Off (когда белое и темное поля при измерениях освещенности выводятся последовательно на весь экран) - в этом случае значение параметра оказывается более высоким, и к тому же появляется возможность повышать его разными способами от одной модели к другой без реального улучшения контрастности изображения.

Сей факт хорошо известен специалистам и неоднократно отмечался в самых разных публикациях. А возвращаемся мы к нему лишь по одной причине: если оценить контрастность проектора Sony по этим двум методикам, то разница - можно не сомневаться - окажется настолько огромной, Что можно говорить о полной утрате какой-либо связи между заявляемым фирмой и реально обеспечиваемым во время демонстрации изображения значением контрастности. И Sony тут ни при Чем. Создавая VPL-HS51, она действительно стремилась улучшить качество картинки, а в том, Что касается измерения параметров, просто следовала принятым в отрасли правилам. Другое дело, Что полученный ею результат отчетливо высветил их абсурдность. И хорошо! Может быть, теперь лидеры отрасли наконец-то сочтут необходимым вернуть ситуацию в разумное русло, когда злоупотребление технической неосведомленностью потребителя, зачастую граничащее с откровенным его надувательством, станет исключением, а не всеобщим правилом?

Что, собственно, сделали инженеры Sony? Судя по скупым комментариям в официально распространенном пресс-релизе, растиражированном многочисленными онлайновыми СМИ и специализированными Web-ресурсами, они применили вполне обычные LCD-матрицы, но зато дополнили аппарат системой динамического управления контрастностью. В англоязычных источниках подобные системы упоминаются под разными названиями: Adaptive Dynamic Range Control, AI, Image Synchronized Brightness Control или System Synchronized Brightness Control (SSBC). Суть реализуемой ими концепции хорошо изложена в презентации, опубликованной по адресу: http://fergasonpatents.com/ssbc/SSBC 040107_files/frame.htm. Фактически она заключается в сочетании покадровой гамма-коррекции изображения (подобная операция широко используется, например, при обработке цифровых фотографий в фоторедакторе) с модуляцией светового потока проектора в зависимости от амплитуды видеосигнала. Другими словами, при воспроизведении темных сцен пропускаемый через LCD-матрицы световой поток искусственно снижается для получения более глубокого Черного цвета, а относительно светлые участки изображения "вытаскиваются" за счет гамма-коррекции. На светлых сценах все наоборот: световой поток от лампы увеличивается до максимального уровня, а "вытаскиваются" уже относительно темные участки картинки. В обоих случаях ее контрастность, естественно, повышается, но остается в пределах характерного для LCD-матриц диапазона (т. е. заведомо не превышает величины 700:1 или около того).

Несомненно красивое техническое решение и вроде бы действительно работающее, судя по предварительным отзывам экспертов, побывавших на CEDIA и видевших демонстрации с использованием проекторов Sony VPL-HS51 и Panasonic PT-AE700U (в нем реализован тот же принцип, и он тоже удостоен награды выставки). К тому же оно дает весьма благоприятный с точки зрения маркетинга побочный эффект - сногсшибательный показатель контрастности в режиме Full On/Off. Однако в этом показателе уже не остается смысла: пока физического, а чуть позже не будет и маркетингового. Ведь аналогичной системой динамического управления контрастностью может быть снабжен и любой другой проектор, в том Числе выполненный по DLP-технологии. И как знать, каких высот смогут добиться конкуренты, особенно если научатся при воспроизведении Черного поля полностью выключать лампу?

А может быть, вообще отказаться от объективных технических характеристик, если их объективность не выдерживает воздействия маркетинговых ветров? Но как тогда ориентироваться в том, Что предлагают такие удобные во всех отношениях (кроме одного - нельзя пощупать продукт своими руками) Интернет-площадки? Или оставить только название бренда, массу, габариты и цвет корпуса (с этим любой разберется)? Но не остановится ли технический прогресс, если, борясь за покупателя, корпорации вместо вложений в исследования и разработки бухнут все средства в рекламу бренда? Вот и думай... 

С автором можно связаться по адресу: lapinsky@pcweek.ru.