УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

Объекты, требующие технического обслуживания и ремонта (ТОиР), есть на каждом предприятии. Это не обязательно оборудование, на котором производится продукция. Здания, сооружения, парк автотранспорта, офисная мебель - все эти объекты нуждаются в обслуживании. Перегоревшие лампочки тоже нужно менять. Весь вопрос в том, какой процент расходов предприятие тратит на обеспечение работоспособности своих активов. И, конечно, не подлежит обсуждению тема недопущения аварий, катастрофические последствия которых могут выйти далеко за рамки предприятия.

Зачем нужны системы ТОиР?

В зависимости от ценности оборудования, экономической целесообразности и возможных последствий поломок оборудование может ремонтироваться и обслуживаться по-разному. Обычно выделяют следующие виды ТОиР:

- реагирующее - выполнение работ по восстановлению после поломки;

- регламентное - периодическое обслуживание вне зависимости от состояния оборудования;

- диагностическое - выполнение тех или иных операций при приближении показателей технического состояния к определенному пороговому значению.

Первый вид ТОиР применим к малоценному оборудованию. Тем не менее и в этом случае затраты на восстановление после поломки нередко бывают существенно выше затрат на заранее проведенное ТО. Необходимо также учитывать убытки от незапланированной остановки производственного процесса на время ремонта. И, конечно, такой вид ТОиР не может применяться, если поломка чревата опасными экологическими последствиями.

Регламентное обслуживание, проводимое по правилам изготовителя оборудования, в целом призвано обеспечивать его работоспособность. Правда, иногда такое обслуживание приводит к неоправданным расходам, поскольку реальное техническое состояние устройства может и не требовать какого-либо вмешательства, а заменяемые детали нередко к этому моменту еще не достигают критической степени износа.

Обслуживание, выполняемое по диагностике, позволяет, с одной стороны, обеспечить работоспособность техники, с другой - заранее подготовиться к проведению ТОиР и минимизировать расходы на него. Считается, что такое обслуживание является наиболее экономически эффективным.

Теперь попробуем представить себе задачу планирования ТОиР на предприятии, которое эксплуатирует сотни единиц оборудования. Состояние каждого из объектов контролируется по множеству показателей, и по каждому из них должна рассчитываться дата очередного ТО. А если приращение показаний непостоянно? А если желательно составить график ТОиР на полгода или год вперед или необходимо учесть имеющиеся ресурсы ремонтников? А производственный график? Да нужно еще обеспечить снабжение запчастями и материалами, обосновать бюджет...

Можно себе представить объем работы плановиков ремонтных служб. Именно здесь неоценимую помощь может оказать автоматизированная система управления ТОиР, причем задача планирования является лишь одной из ее функций.

Интеграция или специализация?

Предприятие, задумавшееся над внедрением информационных технологий, неизменно встает перед выбором из двух вариантов - набор специализированных продуктов (best-of-breed) или интегрированное решение.

Первый путь предполагает использование лучших решений в каждой из отдельно взятых областей управления предприятием, будь то автоматизация складского хозяйства, управление транспортными потоками, ТОиР и др. Общеизвестно, что существуют специализированные решения, являющиеся лидирующими в своей области. Такое ПО отличается исключительной полнотой функциональности, обеспечивающей широкий охват решаемых задач и максимальный комфорт пользователей системы. Большинство из этих решений нашло широкое применение, их эффективность в своей области подтверждена на практике.

Второй вариант - использование ERP-систем. (Термины MRP II*1, SCM*2, ASCP*3, ERP*4, ERP II*5 и пр. часто толкуются по-разному; упрощенные формулировки приведены в сносках без претензий на исключительную точность.) Обычно функциональность каждой подсистемы/модуля ERP менее развита по сравнению со специализированными системами, да и удобство работы пользователей не является здесь основным приоритетом. Главная задача ERP-системы - обеспечить максимальную эффективность работы предприятия в целом, но это уже другая тема.

_____

*1MRPII (Manufacturing Resources Planning - планирование производственных ресурсов) - концепция планирования производства и снабжения, направленная на сокращение затрат за счет минимизации складских запасов, сокращения простоев и авралов. Не учитывает ограничений по материалам и ресурсам, оставляя эту часть на откуп планировщику. Работает в рамках отдельно взятой организации.

*2 SCM (Supply Chain Management - управление логистическими цепочками) - по сути распространение MRP II на управление потоками материалов между несколькими организационными подразделениями либо внутри их.

*3 ASCP (Advanced Supply Chain Planning - расширенное планирование материальных потоков) - развитие SCM с возможностью учета ограничений по материалам и ресурсам, оптимизации запасов в подразделениях, учета надежности поставщиков, вероятности различных сценариев спроса и т. д. Подразумевает вовлечение контрагентов в процесс планирования.

*4 ERP (Enterprise Resources Planning - планирование ресурсов предприятия) - решение, построенное на принципах MRP II, SCP или ASCP, поддерживающее планирование и контроль в основных областях деятельности предприятия (сбыт, снабжение, производство, кадры, финансы) и обеспечивающее взаимодействие соответствующих подразделений и обмен информацией между ними.

*5 ERP II - развитие ERP в сторону открытых Интернет-приложений, автоматизирующих все области бизнеса и поддерживающих взаимодействие компании с ее контрагентами на уровне процессов и данных.

Аналитики, в Частности эксперты из Gartner, называют в своих исследованиях лидирующих поставщиков специализированных систем управления в области ТОиР (или EAM*1). Это Datastream Systems, IFS (позиционируется также и в качестве поставщика интегрированной ERP-системы), Indus International, Invensys Avantis, MRO Software и др. Ведущие ERP-системы имеют в своем составе модули или подсистемы ТОиР: например, в комплексе Oracle E-Business Suite это Oracle Enterprise Asset Management.

______

*1EAM (Enterprise Asset Management) - управление активами предприятия и, в частности, управление ТОиР.

Очевидно, решение по выбору системы должно определяться целями и задачами предприятия. В условиях рынка большинство предприятий могут выжить, лишь оперативно реагируя на малейшие изменения конъюнктуры и сводя к минимуму собственные затраты. Для этого необходима информационная поддержка самых разных функциональных областей, а использование набора из нескольких "разношерстных" приложений чревато нежелательными проблемами.

Главное при выборе специализированных систем - возможность организации взаимодействия отдельных решений. Простой пример: предприятие использует систему планирования производства продукции, помогающую приводить план продаж (и план производства) в соответствие с имеющимися производственными мощностями. Ремонтная служба этого же предприятия работает с системой управления ТОиР, планирующей ремонты на основании, например, технической диагностики оборудования. Причем эти ремонты требуют остановки оборудования. Вопрос: кто и каким образом сможет синхронизировать планы производства и ремонтов? Знают ли производственники (и продавцы) о том, что оборудование на какое-то время будет остановлено? Знают ли ремонтники, что есть срочный заказ и покупатель уже произвел предоплату? Может ли предприятие планировать и перераспределять материальные, людские и финансовые ресурсы?

Попытки связать отдельные решения приводят к существенным расходам на обеспечение и поддержку такой интеграции. Кто отвечает за надежность, достоверность и полноту передачи данных? Что с оперативностью? Как установить вышедшую новую версию той или иной системы, не нарушив связи с другими программами? Ответы на эти и ряд других вопросов не всегда очевидны.

Рис. 1. Логика планирования ТоиР

Поэтому многие потенциальные пользователи систем управления готовы поступиться частью функциональности и склоняются к приобретению комплексных решений от одного поставщика, обеспечивающего интеграцию, поддержку, развитие своего продукта в соответствии с растущими потребностями бизнеса.

Что дает система ТОиР?

Паспортизация оборудования. Информация об активах нужна не только ремонтным службам. Бухгалтерию интересует процент их износа или балансовая стоимость. Изготовитель, дата ввода в эксплуатацию, рыночная стоимость бывают востребованы рядом других служб. Системы ТОиР позволяют определять и хранить такие атрибуты централизованно и структурированно. Лучше, если в системе можно гибко указывать, в каком формате и какие именно параметры нужно хранить, как они делятся на группы, являются ли обязательными для заполнения, должны ли ссылаться на данные из других функциональных модулей системы, например на список поставщиков.

Все объекты могут быть объединены в иерархию, в частности по функциональному назначению. Иерархия по территориальному расположению, интегрированная с модулем управления недвижимостью, позволяет организовать однократный ввод данных и исключает ошибки.

Важнейшая функция - нормирование работ. Каждая выполняемая операция характеризуется нормами расходуемых материалов и заменяемых частей, перечнем последовательных и параллельных шагов, применяемыми ресурсами, инструментами и требуемой квалификацией специалистов. Поскольку материалы и запчасти учитываются в системе вместе с их стоимостью, а ресурсы - с их почасовыми ставками, подсчет плановой себестоимости работ особой сложности не представляет. Точно так же можно контролировать и работы, выполняемые подрядными организациями: при этом принимаются во внимание контракты, ценовые соглашения и т. д.

Немаловажно иметь под рукой и библиотеки технологических инструкций, чертежей, ГОСТов, ТУ и пр. Все эти документы могут храниться в системе и логически связываться с конкретным оборудованием или работой, что облегчает их использование в процессе проведения ТО.

Управление работами. Задания на ТОиР формируются или автоматически системой, или ответственным лицом, обычно в связке "оборудование - работа". Задание может генерироваться и в ответ на запрос или сигнал о неполадке, сформированный любым пользователем системы и прошедший по установленной иерархии утверждения. Необходимые материалы и ресурсы определяются нормативами, просчитывается продолжительность выполнения задания и каждой операции по техкарте. Ремонтники получают бланк, в котором подробно расписано, кто, что и когда должен сделать, какие детали использовать, какие инструкции или чертежи применять. Остается зафиксировать факт выполнения операций и задания в целом, отразить фактическое количество материалов и ресурсов, возможно, применить процедуры контроля качества и занести текущие показания измерителей. Узлы, подлежащие ремонту, могут быть сняты, и на работу по устранению дефектов в них формируется свое задание.

В случае выполнения операций по ТОиР для сторонней организации можно выставить счет как на работу в целом, так и детально по израсходованным материалам и ресурсам на основании их номинальной стоимости или по отдельному прейскуранту. Счет автоматически попадает в модуль расчетов с дебиторами.

Возможность отнесения заданий к разным проектам обеспечивает контроль проектных работ, таких, например, как модернизация предприятия. Все объекты системы, формируемые на основании этих заданий (заказы на закупку материалов, планы изготовления запчастей и пр.), имеют ссылки на тот или иной проект. Система разрешает размещать закупаемые материалы только на складских местах, логически отнесенных к данному проекту, и впоследствии выдавать материалы со склада только под задачи данного проекта. Соответствующие позиции относятся при этом на затраты конкретного проекта.

Рис. 2. Структура плановых и фактических затрат прослеживается до уровня каждого подразделения

Планирование ТОиР. Как отмечалось выше, планирование ТОиР является одной из самых важных и трудоемких задач, для решения которой система управления будет особенно полезна. На основании показаний измерительных приборов (они могут импортироваться в систему, в частности, из контура АСУ ТП или периодически заноситься вручную как результат выполнения отдельного задания - "снятие показаний датчиков") система по принятым на предприятии методикам планирует (или корректирует планы) работы на определенный отрезок времени. Например, после достижения неким параметром первого допустимого порога контроль состояния планируется чаще, а по достижении второго такого порога назначается ремонт.

Система помогает проконтролировать доступность ресурсов. Так, в ней принимается во внимание рабочий график ремонтников по сменам и при необходимости корректируются даты работ по ТО (или назначение ресурсов на работы) с тем, чтобы они реально могли быть выполнены.

План работ в виде перечня заданий на ТОиР становится доступен менеджерам, планирующим производственную программу. Для них каждый объект ТОиР является основным производственным ресурсом, и, если обслуживание требует его остановки, на период ремонта ресурс помечается как недоступный. Это помогает синхронизировать действия различных служб предприятия.

Контроль качества. Интегрированные подсистемы контроля качества позволяют обеспечить фиксацию контрольных параметров (в том числе обязательно по завершении задания или операции). Заранее определив целевые показатели и допустимые границы для каждого из них, ремонтные службы могут доверить системе выполнять ряд действий автоматически. Например, проанализировав значение, введенное в процессе контроля качества (или вычислив показатель по группе введенных значений), она способна сформировать запрос на повторное ТО или проинформировать определенных заранее лиц по электронной почте или путем отсылки SMS-сообщения на мобильный телефон. Возможны и другие варианты реакции системы.

Планирование материалов и запчастей. Список плановых заданий на ТОиР содержит потребности в материалах и запчастях, причем они могут быть привязаны к дате начала конкретной операции в техкарте. На основании этих данных модуль планирования (он может быть общим для всей ERP-системы, решая не только задачи обеспечения ТОиР) формирует плановые заказы на приобретение материалов и запчастей и/или изготовление их на вспомогательном производстве. Планирование выполняется с учетом требуемых дат, сроков поставки/изготовления, наличного сырья, аварийных запасов, прогнозируемых остатков, имеющихся заявок и заказов на закупку и изготовление, размеров партий, утвержденных контрактов и прейскурантов и пр., т. е. используется стандартная функциональность MRP*1 (или ASCP).

_____

*1 MRP - Material Requirements Planning - планирование потребности в материалах.

Планирование и анализ затрат на ТОиР. Плановые и фактические затраты на ТОиР отслеживаются как по отдельным заданиям на ТОиР, так и по объектам обслуживания с разбиением на материалы, затраты труда, оснастку. Затраты группируются по иерархии оборудования, формируя, например, распределение суммы по подразделениям предприятия, и могут быть проанализированы в различных срезах - по временным периодам или по категориям (скажем, по подрядчикам, отдельным службам или бригадам).

Зачастую разговор о бюджете, выделяемом на ремонты, идет по такому сценарию: - Ремонтной службе цеха на следующий год нужно 1 млн. руб.

- Почему столько?

- Ну... в прошлом году было 800 тыс... инфляция...

- Понятно... миллион дать не можем, выделим 850 тыс.

Конец беседы. Аргументов явно недостаточно. Если есть система ТоиР, диалог может существенно измениться: - Ремонтной службе цеха на следующий год нужно 1 млн. руб. Вот перечень плановых работ на основании показателей технического состояния с нормами материалов и ресурсов, ценами поставщиков по утвержденным соглашениям.

- Понятно... миллион дать не можем, выделим 850 тыс.

- Хорошо, вычеркнем работы на 150 тыс. Какие именно и для какого оборудования?

- ???..

Сравнение плановых и фактических затрат, анализ расхождений в различных разрезах позволяют в том числе выявлять проблемы в организации работ, формировать и корректировать нормы.

Что важно?

Переход на автоматизированное управление ТОиР требует большой подготовительной работы. Очевидно, что надо утвердить методологические основы ТОиР, которые будут применяться после запуска системы в эксплуатацию, такие, как структурный анализ оборудования, выделение приоритетных объектов, анализ режимов работы оборудования, принципы сетевого планирования и т. д.

Одним из наиболее актуальных и трудоемких вопросов при внедрении системы управления ТОиР является наполнение ее базы данных. Что для этого нужно?

- Перечень объектов обслуживания, их группировка и положение в иерархии.

- Список стандартных работ по ТО.

- Нормы трудозатрат и расхода материалов и запчастей на каждую работу. Понятно, что необходим номенклатурный справочник материалов, справочник ресурсов.

- Нормы наработки оборудования, необходимые для планирования работ, с учетом его фактического состояния, правила последующей корректировки плана диагностики и прогнозирования значений параметров.

Системы управления ТОиР обычно позволяют загружать такие данные через стандартные интерфейсы, но нужно, чтобы предприятие как минимум имело указанные данные в электронном виде. К сожалению, так бывает далеко не всегда, более того, зачастую в полном объеме документация недоступна даже в бумажном виде. Не говоря уже о случаях, когда в эксплуатации находится оборудование, вывезенное еще по репарации из Германии без какой-либо документации... Поэтому подготовка данных должна начинаться сразу после открытия проекта по внедрению системы, а может быть, и ранее, как только принято решение об ее использовании.

Конечно, внедрить серьезную систему качественно и быстро можно только при условии привлечения компании, специализирующейся на таких работах, имеющей свой штат экспертов в области эксплуатации оборудования и применяющей соответствующие методологии ведения проектов.

Что еще?

Существуют и обычно выделяются из ТОиР в отдельную категорию системы обслуживания сложного комплексного оборудования - так называемые системы CMRO (Complex Maintenance, Repair and Overhaul). Пример задачи, решаемой с их помощью, - управление обслуживанием парка авиационной техники. В рамках проекта построения корпоративной информационной системы в авиакомпании "Сибирь" для этой цели, в частности, планируется использовать продукт Oracle Complex MRO.

Системы CMRO поддерживают сложные конфигурации объектов, процессы разукомплектования и замены узлов, мониторинг допустимых сочетаний применяемых узлов, классификацию объектов по условиям эксплуатации, планирование работ с объединением их в пакеты (каждый пакет выполняется во время посещения объектом обслуживания той или иной ремонтной базы), планирование ресурсов в различных подразделениях, исчисление совокупной стоимости владения... Но все это тема для отдельного разговора.

Заключение

В рамках обзорной статьи не представляется возможным детально описать всю функциональность систем ТОиР и все варианты организации работ. Тем не менее упомянутые в статье аргументы могут побудить читателя еще раз задуматься о преимуществах эксплуатации ERP-систем в целом и подсистем управления ТОиР в Частности.

С автором можно связаться по адресу: alexey.ogorodnikov@oracle.com.