ОБЗОР

По оценке аналитической компании Daratech (www.daratech.com), в 2003 г. мировой рынок географических информационных систем увеличился по сравнению с 2002-м на 5,1% и достиг 1,84 млрд. долл. В нынешнем году, считают аналитики, темп роста повысится до 9,7% и в результате объем продаж в этой области вырастет до 2,02 млрд. долл.

Мировой рынок ГИС

Daratech делит рынок ГИС на четыре сегмента: ПО, оборудование, услуги и пространственные данные. Львиная доля доходов приходится на первый сегмент - 64%: поставщики ПО заработали в прошлом году 1,175 млрд. долл. Около половины этой суммы досталось двум лидерам - компаниям Environmental Systems Research Institute (ESRI) и Intergraph. Кроме них в число ведущих игроков вошли Autodesk, отделение GIS Business Unit корпорации IBM, GE Energy, Leica Geosystems и MapInfo.

Услуги стали вторым по величине сегментом рынка ГИС - 24%, или 447 млн. долл. Объем продаж аппаратного обеспечения в области ГИС сокращается год от года и в 2003-м составил 4% рынка, или 70 млн. долл. Сегмент пространственных данных, напротив, за год вырос и достиг 8%.

Что касается потребителей ГИС-продуктов, то, как и в предыдущие годы, основной вклад в развитие рынка ГИС - 815 млн. долл. - внес бюджетный сектор (муниципальные, транспортные, образовательные и другие организации). Около трети затрат, 533 млн. долл., пришлось на долю административных учреждений, которые используют ГИС для территориального управления. Частный сектор занял третье место - 437 млн. долл.

Компания Daratech отметила перемены в области ГИС. За 15 лет, в течение которых она следит за развитием этого рынка, появилось много новых инструментов, технологий и типов данных. В связи с этим аналитики решили расширить термин географических информационных систем, дополнив это понятие всем, что связано с геопространственными технологиями и данными.

Daratech предложила следующие определения. Географическая информационная система - это компьютерная система управления базой данных, используемая для сбора, хранения, поиска, управления, анализа и визуализации геопространственных данных. Геопространственные данные служат для определения географического местоположения или характеристик природных и искусственных объектов Земли. Такая информация собирается с помощью удаленного зондирования, картографирования, изыскания и других методов. Геопространственные технологии позволяют выполнять интерпретацию этих данных и в конечном итоге помогают людям принимать более точные решения. По замыслу Daratech, такое определение более точно отражает характер современных корпоративных информационных систем, в которых данные, поступающие от САПР, ERP, биллинговых программ, АСУ ТП и других систем, объединяются с пространственными данными, получаемыми с помощью ГИС, и служат для повышения эффективности при принятии решений.