КОНФЕРЕНЦИИ

Свое десятилетие компания "Электронные офисные системы" (ЭОС) решила отметить на ежегодной конференции "Осенний документооборот - 2004", состоявшейся в последних числах октября. Поэтому многие доклады (о компании, ее ПО и осуществленных проектах) имели оттенок юбилейного подведения итогов.

Из группы в 12 программистов компания сегодня выросла до коллектива численностью 80 человек, с обширной партнерской сетью (100 дилеров и дистрибьюторов, большое число партнеров) и серьезной клиентурой. Как отметил генеральный директор ЭОС Владимир Баласанян, разработки фирмы используются на 100 000 рабочих мест на 1000 предприятий всех регионов России, на Украине и в Белоруссии.

Владимир Баласанян рассказал о десятилетнем пути фирмы

Наиболее известный продукт ЭОС - система документооборота "Дело", которая является основой многих крупных проектов компании. Так, на ее базе реализованы системы автоматизации делопроизводства и документооборота в Центральном Банке РФ (более 10 тыс. пользователей), правительстве Московской области, компании "Татнефть" (свыше 2,5 тыс. рабочих мест), в Мосэнерго, а также создаются государственные автоматизированные системы - ГАС "Выборы" и ГАС "Правосудие". Два последних проекта предполагают автоматизацию объектов в масштабе всей страны (все ступени этих ведомств во всех субъектах федерации).

Юрий Назаров, заместитель директора ЭОС, отметил, что сегодня в документационном обеспечении управления (как в бизнесе, так и в государственных учреждениях) наблюдаются следующие тенденции:

- переход на безбумажные технологии повышает требования к надежности систем и условиям их функционирования, к масштабируемости ИС, средствам защиты информации, использованию ЭЦП и т. д.;

- переход от фрагментарных операций к обслуживанию полного жизненного цикла документа (от регистрации входящих документов до организации электронных архивов предприятий);

- широкое применение портальных решений для внутренней (intranet) и внешней (Internet) публикации документов и иной (кадровой, структурной, функциональной) информации;

- повышение требований к информационной совместимости документов различных организаций и их филиалов;

- повышение внимания к контролю исполнительской дисциплины, мониторинг загруженности сотрудников;

- стремление к снижению эксплуатационных затрат и сохранению инвестиций в базовое ПО.

Г-н Назаров рассказал также о новых продуктах, разработанных в ЭОС. Именно на конференции было объявлено о поступлении в продажу новой ИС eDocLib - библиотеки электронных документов. Она предназначена для хранения электронных документов произвольных типов и их унифицированного описания по единому для всех документов набору реквизитов регистрационной карточки документа. Документы хранятся в одном или нескольких читальных залах, доступ в каждый из которых ограничивается группой пользователей. Кроме документов библиотека содержит произвольное количество каталогов иерархической или линейной структуры, позволяющей структурировать документы по группам. Содержимое документов может быть просмотрено в оригинальном формате или в формате HTML.

eDocLib использует Internet Explorer в качестве средства клиентского общения. Для хранения данных на сервере служат как СУБД (Microsoft SQL Server/Oracle), так и файловая система Microsoft Windows. Структурированные данные хранятся, выгружаются и загружаются в формате XML, что обеспечивает унифицированный, гибкий, легкий и удобный интерфейс с любыми современными приложениями.

Новая версия системы "Архивное дело", которая выйдет в I квартале будущего года, представляет собой принципиально новый продукт с полностью переработанной концепцией, программной реализацией и дизайном. В отличие от предыдущей версии "Архивное дело" является самостоятельной системой, а не подсистемой "ДЕЛО".

Основанная на инновационной (XML/ .NET) инструментальной разработке компании ЭОС, данная ИС обеспечивает следующие возможности:

- описывать (силами потребителя) реквизитный состав практически любого документа;

- применять многокритериальную, настраиваемую потребителем систему классификации дел и документов в архиве;

- получать доступ к фондам, делам и документам архива через intranet/Internet;

- выполнять все традиционные операции по обслуживанию бумажных архивов организации;

- организовывать массовый ввод и распознавание бумажных документов.

От системы "Архивное дело" разговор плавно перешел к архивному делу в общем; его проблемы были затронуты в выступлении руководителя отдела ВНИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Олега Рыскова. Он посетовал на то, что сегодня в силу ряда причин медленно продвигается работа над новым федеральным законом "О документационном обеспечении управленческой деятельности", который призван регламентировать эту сферу. Констатировал он и тот факт, что приближается время, когда архивы организаций целиком будут переведены в электронный вид. Действительно ли наши архивы стоят на пороге этого события? По своему опыту работы могу сказать, что нет, и ИТ туда придут еще не скоро - хотя бы в силу того нищенского финансирования, которое сегодня наблюдается в архивной отрасли*1.

_____

*1  Здесь, когда мы говорим об отрасли, речь идет уже не об электронных архивах, а архивах как организациях, хранящих бумажные документы. - Прим. автора.

Многие аспекты взаимодействия и развития разработок прозвучали в выступлениях партнеров ЭОС - компаний Oracle, Microsoft, Xerox (СНГ), Oki, "Рускард", "Крипто-Про", ПИРИТ, "Термика" и др.