И рассчитывает расширить бизнес в России
Американская компания Tektronix (www.tektronix.com) хорошо известна специалистам в области контрольно-измерительного оборудования. Образованная еще в 1946 г., сегодня она является законодателем мод в ряде секторов рынка. Пользователям компьютеров ее имя больше известно благодаря принтерам под соответствующей маркой, выпускавшимся подразделением Color Printing and Imaging Division вплоть до осени 1999 г., когда все оно было продано корпорации Xerox за 950 млн. долл. Надо отметить, что на тот момент принтерный бизнес приносил Tektronix гораздо больше дохода, чем приборный: годовой объем продаж принтеров пять лет назад составлял около 750 млн. долл., а за приборы компания смогла выручить сопоставимые деньги - 791 млн. долл. - лишь в 2003-м финансовом году (он закончился 1 июня 2003 г.). Впрочем, правильность решения пятилетней давности сегодня подкрепляют растущие финансовые показатели: в последнем, 2004-м финансовом году оборот Tektronix вырос до 920,6 млн. долл., а прибыль за год увеличилась с 54 до 113,5 млн. долл., что позволило компании продолжить интенсивные инвестиции в исследования и разработки, без которых на столь наукоемком рынке, как приборы, просто не выжить.
Как отметил вице-президент Tektronix по региону ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) Нил Хаддлстоун, стратегия компании заключается в разработке и производстве небольшого количества лидирующих продуктов. В ее фокусе - три области применения средств контроля и измерений: индустрия компьютеров, телекоммуникации и полупроводники. Свое присутствие на рынке Tektronix ограничивает шестью продуктовыми сегментами. Четыре из них - традиционные: осциллографы (примерный объем мирового рынка составляет 870 млн. долл.), видеотесты (230 млн. долл.), сети - управление и диагностика (700 млн. долл.) и логические анализаторы (195 млн. долл.); в первых трех компания занимает первое место, в последнем - второе, но с 48%-ной долей). Еще два сегмента - сравнительно новые и быстрорастущие, это источники сигналов (155 млн. долл.) и радиочастотные/беспроводные тесты (180 млн. долл.); в них она держит вторые места.
Нил Хаддлстоун:
"Стандарты определяют развитие, и соответствие им надо измерять"
Что касается России, то объем местного рынка Tektronix оценивает на уровне 35 млн. долл. и ожидает, что к 2007-му он вырастет до 50 млн. долл. Компания уже сертифицировала в Ростесте 95 своих продуктов, еще по сорока эта процедура проводится. В целом российский рынок для Tektronix достаточно важен - он растет быстрее других, и продажи здесь уже вышли на пятое место среди стран Европы. В частной беседе Вернер Мюллер, директор по продажам подразделения Full Portfolio Distribution, отвечающего за стратегию работы с дистрибьюторами в 108 странах региона ЕМЕА, сообщил, что российский оборот компании в последнее время рос со скоростью 50% в год и уже достиг 15 млн. долл. в год. На ближайшие три года планируется обеспечить как минимум 30%-ные темпы роста.
Вернер Мюллер:
"Мы намерены расти в России не менее чем на 30% в год"
Открытие в Москве представительства произошло спустя свыше 15 лет с момента выхода на российский рынок. Главой офиса назначен региональный менеджер по продажам Шамиль Насретдин с 14-летним стажем работы в Tektronix. В его распоряжении - пять российских специалистов, которые обеспечат взаимодействие с бизнес-партнерами, техническую и маркетинговую поддержку как дистрибьюторов, так и конечных заказчиков. Компания не намерена менять организацию своего бизнеса: все продажи будут проходить только через существующих официальных дистрибьюторов, число которых, как заявил г-н Насретдин, также увеличивать пока не планируется. Сейчас у фирмы шесть прямых партнеров: АННИК-ТВ (www.annik-tv.ru), B&K Test & Measurement (www.buk-tum.ru), ЭЛИКС (www.eliks.ru), SCAN (www.scan.ru), "Мастер-Тул" (www.master-tool.ru , входит в группу SWEMEL) и I.S.P.A. Engineering (www.ispa.ru).
Шамиль Насретдин:
"Сотрудники нового офиса предоставят партнерам и заказчикам локализованные решения"
По словам Вернера Мюллера, Tektronix, как и положено фирме с почти 60-летней историей, отличается здоровым консерватизмом. В частности, она остается верна своей практике культивирования собственных кадров, поэтому вопрос о назначении на должность главы московского офиса российского специалиста можно будет поставить не раньше, чем такой специалист вырастет в недрах Tektroniх.
Открытие офиса в Москве компания мотивирует в первую очередь быстрым экономическим ростом России. По мнению г-на Хаддлстоуна, этот рост обеспечен высоким уровнем инноваций в науке, промышленности, телекоммуникациях и других отраслях, созданных высококвалифицированными отечественными инженерами. Однако пока Tektronix рассчитывает на нашу страну лишь как на хороший рынок; к вероятности использования потенциала российских ученых и инженеров в собственных исследованиях и разработках лишь присматривается. Тем не менее первый шаг к возможному сотрудничеству с вузами и НИИ сделан: благодаря содействию фирмы SWEMEL Нил Хаддлстоун недавно посетил МИЭМ и передал в дар институту гигагерцовый осциллограф.
В заключение отмечу, что русскоязычный сайт www.tektronix.com/ru можно лишь условно назвать действующим - практически по всем пунктам меню он отсылает на янглоязычный ресурс. Так что московскому офису будет чем порадовать отечественных специалистов.