ИНТЕРВЬЮ

 На состоявшейся в начале ноября в Москве конференции Oracle TechForum (см. PC Week/RE, N 41/ 2004, с. 1) с пленарным докладом, посвященным путям реализации сервисориентированной архитектуры на технологической платформе Oracle, выступил вице-президент корпорации по разработке продуктов Эдвин Ходабакчан. Он вошел в руководство Oracle вскоре после того, как летом нынешнего года корпорацией была куплена возглавляемая им фирма Collaxa. Редактор PC Week/RE Сергей Свинарев встретился с г-ном Ходабакчаном и попросил его ответить на ряд вопросов.

Эдвин Ходабакчан

PC Week: Что такое Oracle Information Architecture, или, короче, OIA? Это набор принципов, исповедуемых Oracle, или совокупность ее взаимоувязанных технологий?

Эдвин ХодабакЧан: Это, конечно, сочетание и того и другого. Заказчики видят, что объемы данных растут, а требования к приложениям увеличиваются. В этих условиях OIA дает им общие руководящие принципы построения многоуровневой информационной инфраструктуры, а нашим разработчикам помогает создавать продукты, которые способны решить такую задачу. Самый верхний уровень OIA призван обеспечить доступ к информации. Ниже располагается уровень выполнения бизнес-процессов в реальном времени. Если вы устанавливаете на своем предприятии пакет бизнес-приложений Oracle E-Business Suite, то поддержка бизнес-процессов у вас реализуется автоматически, в противном случае вы можете приобрести для этой цели наше ПО Oracle Application Server. Единая модель данных для всех используемых на предприятии приложений обеспечивается уровнем Data Hub. И, наконец, в основе этого стека находится инфраструктура Grid, позволяющая строить на базе дешевых компонентов (тонких Intel-серверов под управлением Linux) надежные высокопроизводительные системы обработки данных. Мы предлагаем также общие для всех упомянутых уровней средства разработки и инструментарий управления информационной системой.

И хотя, продвигая OIA, мы рекомендуем своим клиентам общие принципы построения оптимальной ИТ-архитектуры, в нашем распоряжении есть и набор продуктов для реализации этой концепции: СУБД, сервер приложений, средства разработки (JDeveloper), управления (Grid Control), построения порталов, коллективной работы (Collaboration Suite) и т. д.

PC Week: Какое место в OIA могут занимать продукты и технологии других компаний?

Э. Х.: Такие элементы OIA, как, например, Data Hub, собственно, и появились в этой архитектуре именно потому, что на предприятии, как правило, используется множество разнородных приложений, которые необходимо интегрировать между собой. Для этого служат также средства интеграции и поддержки бизнес-процессов, имеющиеся в Oracle Application Server.

PC Week: Вы говорите о внешних приложениях. А я имел в виду инфраструктурное ПО других вендоров.

Э. Х.: Oracle последовательно проводит курс на поддержку в своих продуктах открытых стандартов. Для СУБД это SQL, для сервера приложений - J2EE, для сервера интеграции - SOA (Service Oriented Architecture) и т. д. Наша ориентация на стандарты дает клиентам возможность выбирать лучшие, с их точки зрения, компоненты OIA любых производителей, если, конечно, они тоже поддерживают базовые стандарты.

PC Week: Какие элементы OIA сегодня можно реализовать только с помощью технологий Oracle?

Э. Х.: Уникальные решения типа Grid или Data Hub сегодня есть, пожалуй, только у Oracle, но подобные концепции развиваются и многими другими вендорами, которые также стремятся к созданию инфраструктуры, способной предоставлять ИТ-ресурсы в нужном объеме по требованию (как коммунальную услугу). Поэтому OIA вовсе не декларирует обязательную ориентацию, к примеру, на Oracle Grid. Мы говорим о принципах построения информационных систем, а поставщики продуктов здесь никак не конкретизируются. Другое дело, что за плечами Oracle успешный тридцатилетний опыт работы в области БД и кластеризации. Далеко удалось продвинуться и в разработке современного сервера приложений. Заметьте, сегодня много разговоров о grid-вычислениях, но кто может предоставить реально работающие решения такого рода? В этом смысле технологии Oracle являются примером реализации архитектуры OIA, что, однако, не исключает возможность использования и других технологий в ее рамках.

PC Week: В идеале цель технологии Web-сервисов и архитектуры Service Oriented Architecture (SOA) состоит в том, чтобы бизнес-процессы, поддерживаемые одновременно несколькими разнородными приложениями, реализовывались столь же просто, как в интегрированных комплектах от одного вендора. Как скоро, по-вашему, может быть достигнуто это идеальное состояние? Чего пока не хватает для этого?

Э. Х.: В реализации архитектуры SOA корпорация Oracle, как мне кажется, продвинулась очень далеко и способна в настоящее время предложить уникальные решения. Действительно, мало где сегодня эксплуатируется только одна комплексная система корпоративного управления. На большинстве предприятий необходимо поддерживать сложные бизнес-процессы, для выполнения которых используется несколько разных приложений, работающих иногда синхронно с учетом тех или иных событий, а иногда в пакетном режиме. Некоторые этапы выполняются при активном участии людей. Все эти действия должны быть согласованы и между собой, и с логикой самого бизнес-процесса.

Но, стремясь к тесной интеграции функций разнородных приложений в рамках одного бизнес-процесса, предприятие не может позволить себе пойти на широкомасштабную смену парка имеющихся прикладных систем. Сохранить его и обеспечить при этом требуемый уровень интеграции как раз и призвана архитектура SOA. В ее рамках все функции существующих на предприятии приложений представлены в виде Web-сервисов, взаимодействующих между собой по стандартным протоколам.

Оркестровка, то есть сборка бизнес-процессов из таких Web-сервисов и их скоординированное выполнение, осуществляется на основе стандарта BPEL (Business Process Execution Language), поддерживаемого такими ведущими ИТ-компаниями, как Microsoft, IBM, Oracle и Sun. Необходимо также осуществлять преобразование данных, поскольку в разных приложениях они имеют разную структуру. Здесь используются такие стандарты, как XSLT и XQuery. Свои проблемы есть и в организации единообразного доступа к информации и функциям бизнес-процессов со стороны персонала предприятия. Хотел бы отметить, что сегодня Oracle может предоставить инструменты для решения всех этих задач.

В частности, для того чтобы унаследованные системы сделать полноценными Web-сервисами, мы предлагаем целое семейство специализированных адаптеров. Один их них призван представлять внешнему миру любую БД как Web-сервис, второй решает ту же задачу для комплекта бизнес-приложений Oracle E-Business Suite, третий - для файлов произвольного формата, четвертый - для всевозможных Java-объектов (EJB, JCA), пятый - для систем обмена сообщениями, поддерживающих спецификацию JMS. Кроме того, Oracle заключила партнерское соглашение с компанией iWay, которая создает адаптеры для популярных программных продуктов других вендоров (их уже более двухсот). Все эти адаптеры имеют двунаправленные связи с внешним миром: они могут обращаться с запросами к другим приложениям и сами отвечать на такие запросы; могут подписаться на оповещения о событиях, происходящих во внешних приложениях, чтобы учитывать их в логике выполнения собственных операций. Все это крайне важно для построения и выполнения сложных бизнес-процессов.

Для проектирования бизнес-процессов и их исполнения мы предлагаем продукт Oracle BPEL Process Manager, который базируется на разработках фирмы Collaxa, купленной корпорацией Oracle в этом году. Кстати, все упомянутые выше адаптеры входят в комплект поставки BPEL Process Manager. Решения, поддерживающие BPEL, есть также в арсенале IBM, Microsoft и других вендоров, и любое из них может применяться в рамках пропагандируемой нами архитектуры OIA.

PC Week: Не является ли в этом смысле ограничением то, что BPEL Process Manager тесно интегрирован с сервером приложений Oracle?

Э. Х.: Нет, еще тогда, когда продукт создавался в Collaxa, он был ориентирован на поддержку всех популярных серверов приложений, включая IBM WebSphere, BEA WebLogic и JBOSS (по лицензии open source). Эта линия сохраняется и сегодня. Заказчик может приобрести версию BPEL Process Manager для любого сервера приложений, а при покупке Oracle Application Server ему разрешается оплатить его как опцию.

PC Week: Вы пришли в Oracle, после того как она купила возглавляемую вами компанию Collaxa. Ради чего была сделана эта покупка, и какие технологические инновации Collaxa оказались востребованными?

Э. Х.: Collaxa - это небольшая инновационная компания, созданная в 2000 г. и сосредоточившая свои усилия на разработке средств оркестровки бизнес-процессов. На протяжении четырех лет мы создавали продукт, получивший название BPEL Server и признанный одним из самых совершенных и производительных инструментов для управления бизнес-процессами. У Oracle к этому моменту были одна из лучших СУБД и многофункциональный сервер приложений. В то же время все большую популярность приобретала архитектура SOA, а для ее полноценной реализации в сервере приложений Oracle не хватало средств управления бизнес-процессами. Стандарт BPEL, как я уже говорил, признан основными игроками ИТ-рынка, и поэтому руководство Oracle стало искать разработчиков, дальше всех продвинувшихся в его поддержке. Были рассмотрены предложения более двух сотен компаний, но выбор остановился на Collaxa. Поглощение нашей фирмы было завершено в июне 2004 г., а уже в июле на рынке появился продукт Oracle BPEL Process Manager. Сейчас идет работа над очередной его версией 2.1, которая должна обеспечить более тесную интеграцию с другими инструментами корпорации - Oracle Enterprise Manager и JDeveloper.

PC Week: Спасибо за беседу.