РЕЦЕНЗИИ
Мейер М. В. Оценка эффективности бизнеса. Пер. с англ. Сер.: Библиотека IBS. М.: ООО "Вершина", 2004. - 272 c.
Автор книги, профессор школы бизнеса при Пенсильванском университете, предлагает оригинальную методику процессно-ориентированного анализа рентабельности ABPA, которая позволяет, в частности, оценивать долгосрочную стабильность любой фирмы. Ведь в современной рыночной ситуации, когда, например, корпорация Enron, в 2000 г. получившая 1,5 млрд. долл. прибыли, за один квартал стала банкротом, возникает сомнение в принципиальной возможности оценки эффективности и устойчивости любой компании.
Профессор предлагает, во-первых, способы выбора показателей эффективности и инструментов их измерения, а во-вторых, принципы мотивации сотрудников организации для достижения целевых критериев. При этом, как считает автор, реальные возможности учета часто не в лучшую сторону отличаются от желаемых.
В первой главе объясняется, почему сложно сформулировать качественные оценки эффективности и по каким причинам не может быть идеальных и универсальных оценок. Компании часто применяют нефинансовые показатели успешности деятельности (например, удовлетворенность пользователей), но между ними обычно отсутствует корреляция, поэтому оценка в конечном итоге должна быть многомерной. Кроме того, различные составляющие такой оценки со временем меняются или теряют значимость. Да и самой эффективности сложно дать однозначное определение.
Читатель также узнает о краткой истории методов анализа эффективности и о популярных современных подходах.
Во второй главе проблема рассматривается с другой точки зрения. Как показывает практика, сотрудники со временем могут научиться достаточно сильно влиять на значения показателей эффективности, которая реально подчас и не меняется. Поэтому к показателям рекомендуется применять подход "использовал - выкинь".
В третьей главе приводится мнение автора о трудностях применения на практике популярной методики сбалансированной оценки эффективности и даны способы их обхода.
С четвертой главы начинается описание авторской методики ABPA, объясняющей, как правильно оценивать долгосрочную устойчивость компании и выявлять параметры деятельности, влияющие на доходность. В частности, ABPA помогает прежде всего понять, что же конкретно компания делает для клиентов, какова себестоимость такой работы и сколько клиенты за нее платят.
В пятой главе продолжается разъяснение принципов практического применения ABPA. Так, поиск хороших показателей эффективности рекомендовано начинать с анализа деятельности компании по общим направлениям: "организация", "потребитель" и "бизнес-процессы", а затем сравнивать рентабельность по каждому процессу и группе потребителей.
В завершающей главе показано, как привязывать ABPA к организационной структуре фирмы и управлять компанией на стратегическом уровне.
Книга будет полезна всем специалистам по менеджменту.