КОНФЕРЕНЦИИ
Корпорация IFS, разработчик управленческого программного обеспечения (см. PC Week/RE, N 35/2004, с. 8), провела 2 декабря в Москве конференцию "Проблемы поддержания летной годности. Комплексное решение IFS Aviation для авиапредприятий России". На ней рассматривался зарубежный и российский опыт управления техобслуживанием и ремонтом авиатехники с помощью информационной системы класса MRO (Maintenance, Repair & Overhaul - техобслуживание, ремонт и капремонт) компании IFS (www.ifsrussia.ru). Соорганизаторами конференции с российской стороны выступили АК "Ильюшин" и АО "Программпром", представители которых доложили о своем опыте и разработках в данной области.
Системы класса MRO широко распространены по всему миру как в гражданской, так и в военной авиации, чего пока нельзя сказать о России. При общем объеме в 270 млн. долл. мировой рынок систем MRO растет на 23% в год. Согласно данным аналитических компаний ARC Advisory и AMR Research, лидером среди систем MRO для авиакосмоса и обороны является решение IFS Applications. На прошедшей в Москве конференции состоялась его демонстрация, а также был представлен мировой опыт использования этой системы и рассказано о самих концепциях управления жизненным циклом авиатехники (таких, как PLCS и PLM).
Управление жизненным циклом авиационной техники - от создания ее концепции, включая производство и обслуживание, и до утилизации - вопрос крайне важный как для производителей, так и для эксплуатационников. Эта тема была рассмотрена в докладе Дмитрия Шехватова, директора по развитию бизнеса IFS Russia. Он рассказал о разрабатываемом сейчас стандарте поддержки и сопровождения продукции PLCS, в создании которого принимают участие Boeing, Lockheed Martin, BAE Systems, Rolls-Royce, армия Финляндии, IFS и другие организации. PLCS - это новый международный стандарт, основанный на уже известном ISO 10303 STEP. Подобные стандарты и их поддержка в информационных системах насущно необходимы, ведь сегодня, например, документация на истребитель F-16 представлена 3500 с лишним томами, а 5-9% фатальных инцидентов в военной отрасли происходит из-за ошибок в документации.
Именно перевод всех каталогов с бумажных носителей на цифровые позволил Boeing отслеживать состояние поставленных по всему миру авиалайнеров и заранее предупреждать эксплуатирующие их компании о необходимости проведения ремонтов той или иной сложности либо замены агрегатов.
У России есть своя специфика поддержания летной годности и автоматизации этих процессов, о чем рассказали заместитель главного конструктора АК "Ильюшин" Михаил Неймарк и генеральный директор АО "Программпром" Юрий Гершман.
Компания "Программпром" (www.programmprom.cnt.ru) одной из первых в стране начала разработку программного обеспечения для авиации. Сегодня пользователями ее продуктов являются "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", "Пермские авиалинии" и другие авиакомпании. По мнению г-на Гершмана, предложение IFS является наиболее полным и изящным решением этих задач, а благодаря квалификации и разработкам "Программпрома" задача использования системы при работе с отечественной авиатехникой вполне решаема.
Специалисты из Норвегии и Великобритании рассказали о мировой практике управления ТОиР, что актуально прежде всего для авиаремонтных предприятий, и контроля конфигурации техники в авиапарке (важно для эксплуатационников). Был рассмотрен опыт работы Finnair, General Electric Engine Services, Sikorsky, SAS, ВВС Норвегии, Lockheed Martin, SAAB, Fiat Avio и др. Все они используют управленческую систему IFS Applications.
Генеральный директор российского подразделения корпорации IFS Леонид Викторов в своем докладе привел ряд интересных цифр. В частности, потери авиакомпаний от незапланированного снятия самолета с рейсов для ремонта составляют до 100 тыс. долл. в день. С другой стороны, использование систем управления ТОиР в авиации, согласно исследованиям AMR Research, может экономить миллионы долларов в год, иными словами, такие системы окупаются в течение одного - трех лет, все последующие годы принося прибыль. Наконец, было приведено мнение Патриции Браун из журнала Overhaul & Maintenance: "У авиакомпаний мало эффективных альтернатив системам управления запасами. Если они не оптимизируют техобслуживание и ремонты, что требует четкого планирования ресурсов, складских запасов и рабочей силы, то вынуждены приобретать больше самолетов для оказания того же объема услуг".