РЕЦЕНЗИИ
Майкл Делл. От Dell без посредников: стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 230 с.
Эта нарядно изданная книжка не отнимет у читателя много времени: если учесть, сколько в ней, как говорят верстальщики, "воздуха", реальный ее объем не больше двухсот страниц. Тем не менее она, безусловно, интересна для тех, кто занимается бизнесом, и не только компьютерным. Структурно книга разделена на две части, содержащие 15 небольших глав.
Хотя многие из описываемых Майклом Деллом ситуаций стали классическими, хорошо известными, так что о них рассказывают в любой школе бизнеса, тем не менее прочитать об этом в книге талантливого руководителя (автор - председатель правления и управляющий директор корпорации Dell Computer), будет полезно менеджерам, преподавателям экономических специальностей вузов, студентам, а также всем, кому любопытна история успешных компьютерных компаний.
Собственно исторических заслуг у г-на Делла по меньшей мере две: широкое внедрение на рынке технологии прямых продаж компьютеров и создание на ее базе многомиллиардной компьютерной компании, одного из ведущих игроков данного сектора рынка. Вместе с тем, читая, как в 15 лет Майкл Делл получил 18 тыс. долл. годового дохода, понимаешь, что талант бизнесмена у него - в крови.
Правда, по прошествии времени некоторые моменты компьютерной истории автор книги уже подзабыл. Так, утверждение, что у только что вышедшей IBM PC было много программ для деловых людей и это определило его выбор в пользу данных машин, мягко говоря, неверно. Выбор был определен скорее всего весом корпорации IBM и откликом рынка: разного сорта программ на первых Apple II и 8-разрядных CP/M-машинах было намного больше, в том числе электронные таблицы Visicalc, текстовый процессор WordStar, разные реляционные СУБД и т. д. А так как и те и другие машины работали с флоппи-дисками, то особой разницы в быстродействии не чувствовалось, да и тактовые частоты их были весьма близки (4,77 и 4 МГц соответственно).
В действиях Майкла Делла обращает на себя внимание его острая реакция на отрицательные обратные связи, поступающие буквально из любого источника. К сожалению, многие руководители российских компаний к таким сигналам относятся вполне "пофигистски", с запозданием реагируя на них только по достижении сигналом некоторого порогового значения. Однако хотя при этом они и решают проблему, но упускают иногда значительную дополнительную прибыль, возникающую на том, что проблема решена до того, как она успела разрастись и пустить корни. Образно говоря, в этом разница между дворовой футбольной командой и командой высшей лиги.
Другая его важная черта связана с отличным видением бизнес-возможностей. Конечно, этому способствовала среда, в которой он вырос, но сказался и определенный склад личности. Отмечу, что методы, применяемые Майклом Деллом, на самом деле соответствуют основным чертам постиндустриальной экономики: индивидуализация товара, индивидуализация сервиса, использование Интернета в качестве одной из базовых технологий, ускорение принятия решений на базе информационных технологий, переход от иерархической модели управления к матричной. С другой стороны, кроме того что Dell первой перешла на литиево-ионные батареи в ноутбуках, я не могу припомнить каких-то суперпрорывных решений, предложенных этой компанией, то есть можно сказать, что г-н Делл - гений массового рынка.
Среди недостатков книги следует отметить отдельные ошибки в переводе компьютерных терминов, которые не были убраны при редактировании. Например, "12-мегагерцовый процессор на базе 286 компьютера" (с. 8) вместо "компьютер на базе 12-мегагерцового процессора 80286". Есть и более тонкие ошибки: "мы разработали общепринятые критерии оценки успеха" (с. 122). Слово "общепринятые" скорее всего относится к принятым в компании.
Некоторые события, описываемые в книге, вызвали во мне живые воспоминания и возможность сравнить их авторскую трактовку с тем, что я наблюдал в жизни. Так, мое первое знакомство с ноутбуками и Windows началось в 1993 г. как раз с ноутбука фирмы Dell, когда Гамид Костоев, работавший в ту пору в IBS, одолжил мне на отпускной месяц свой компьютер, и я смог на даче написать книгу по заказу одного господина, за которую тоже заработал ноутбук, но тайваньской фирмы. После этого я убедил издателя перевести всю редакцию с DOS’овских машин на 386-е c Windows, что, к моему удивлению, заметно повысило конкурентоспособность редакции. Помнится, мы даже приобрели сервер этой компании, который тогда не был так вымазан шоколадом, как описывается в книге. Также приятно было встретить в книге положительные упоминания американского издания PC Week и ряда людей, с которыми я лично знаком.
Поскольку книга, особенно вторая часть, изобилует советами по организации бизнеса, то смело могу рекомендовать ее прочитать. Во всяком случае, без эмоций вы не останетесь:).