ФОРУМЫ
В Москве прошел пятый форум Billing. IT Telecom: "Биллинговые системы и информационные технологии для бизнеса связи - 2004", организованный компанией "Экспосистемс" (www.exposystems.ru/it-telecom). Он был посвящен автоматизированным системам расчетов, решениям для обслуживания клиентов, технологиям управления бизнесом и поддержки операционной деятельности телекоммуникационных компаний.
Дмитрий Аристархов:
"Важным отличием форума стало увеличение числа иностранных делегатов"
К работе на этом форуме прежде всего были приглашены представители операторов связи: руководители департаментов информационных технологий, расчетных центров, отделов по обслуживанию клиентов, технологического управления, мониторинга, эксплуатации и управления сетями. Всего, по подсчетам организаторов, мероприятия форума за три дня работы посетило несколько сотен человек.
"На сегодняшнем этапе технологического развития и обострения конкурентной борьбы операторы связи и сервис-провайдеры сознают необходимость создания современной корпоративной информационной среды, которая могла бы обеспечивать операционную и бизнес-деятельность компании, - сказал Дмитрий Аристархов, председатель оргкомитета Billing. IT Telecom. - Каким образом она должна строиться и какое место в ней занимает биллинговая система - эти вопросы стали ключевыми на форуме".
В рамках Billing. IT Telecom проходила выставка новейших разработок в области автоматизации бизнес-процессов предприятий связи. Количество экспонентов из года в год на ней меняется мало - обычно это около 40 компаний (а с прессой - порядка 60), но в этом году в отличие от предыдущего число иностранных делегатов увеличилось. В форуме приняли участие представители компаний из 15 стран, в том числе Германии, Израиля, Польши и США.
Нынешняя конференция имела уклон в сторону OSS/BSS-систем и носила название "Поддержка бизнеса и операций в телекоммуникационных компаниях. OSS/BSS Telecom Forum". В ходе ее рассматривались не только современные способы поддержки операционной и бизнес-деятельности операторских компаний, но и многие другие вопросы построения ИT-инфраструктуры предприятия связи, включая особенности создания систем предбиллинга и борьбу с мошенничеством.
Пять лет назад биллинговый форум, возникший как результат консолидации отечественных разработчиков, продемонстрировал появление нового сектора российского телекоммуникационного рынка. Однако надежды на его дальнейшее развитие оправдались не в полной мере. Крупные операторские компании все чаще ориентируются не на отечественные разработки, а на зарубежные решения.
Наметившаяся ранее тенденция на разделение поставщиков биллинга для рынка небольших операторов связи и крупных производителей незаметно трансформировалась в создание интегрированных, гибких и хорошо масштабируемых решений. Конечно, это связано как с интеграционными процессами в отрасли связи, так и с ростом числа операторов и инвестициями в собственные разработки.
Рынок по-прежнему демонстрирует приверженность многих компаний к недорогим решениям, каковые имеются, как правило, у отечественных производителей, что дает определенные возможности для развития российского малого и среднего бизнеса в сфере телекоммуникаций. С другой стороны, даже начинающие операторы связи требовательно относятся к функциональности и масштабируемости биллинговых систем для небольшого объема трафика, что заставляет тех же производителей форсировать производство, привлекать больше ресурсов и новые технологии.
В последнее время на волне интенсивного развития связи рынок биллинговых систем в стране начал резко расти. Причем есть контракты объемом в сотни миллионов долларов, которые выглядят крупными даже по мировым меркам. Но формат и масштабы проведения форума по-прежнему остаются столь же камерными и узкими, как и в самые первые годы его существования. Невольно складывается впечатление, что основные события подотрасли происходят отнюдь не в его рамках, а далеко за его пределами.