КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Завершающийся 2004 год оказался весьма непростым для компьютерной индустрии и прежде всего для ее лидеров. Заложив основу для перевода технической базы на новые архитектурные решения и технологии, они фактически дали старт переходному процессу, который, очевидно, продлится как минимум еще два-три года. В течение этого срока законодателям компьютерной моды наряду с чисто техническими проблемами придется решить весьма непростую задачу - изменить устоявшиеся представления покупателей (корпоративных и частных) о компьютерах и их возможностях, а также сформировать спрос на системы следующего поколения.
Задающие тон всей hardware-индустрии производители микропроцессорных кристаллов активно переходят на 90 нм технологические нормы, но уже ясно, что сам по себе этот переход не сулит серьезного прироста производительности. Микроэлектронная промышленность вплотную подошла к тому порогу, когда дальнейшее сокращение размеров транзисторов и повышение тактовой частоты оказывается проблематичным в силу целого ряда технических сложностей. При толщине затвора транзистора в шесть атомов дефект всего в один атом приводит к 10-100 кратному увеличению тока утечки (и, соответственно, к снижению коэффициента выхода годных), а плотность энергии в наиболее мощных кристаллах при максимальной нагрузке уже почти втрое выше, чем в бытовом утюге. Не случайно Intel отказалась в нынешнем году от продолжения проекта Tejas, в ходе реализации которого предполагалось развить направление Prescott и создать процессор с рабочей частотой 4 ГГц.
Показательным в том же смысле стал и прошедший в начале октября в Сан-Хосе осенний форум по процессорным технологиям (Fall Processor Forum), объединивший в себе ранее проводившиеся раздельно Microprocessor Forum и Embedded Processor Forum. На сей раз в большинстве прозвучавших на нем ключевых докладов явно прослеживалась одна и та же тема, связанная с переходом от построения сложных одноядерных процессоров с высокой тактовой частотой к созданию многоядерных однокристальных структур с небольшими рабочими частотами и сравнительно низким потреблением энергии. По оценкам специалистов, именно такие структуры могут обеспечить значительное увеличение скорости выполнения многопоточных и мультипроцессных приложений, и практически все ведущие производители процессоров уже объявили о том, что создание мультиядерных кристаллов является их стратегической целью на ближайшее будущее.
Вместе с тем существенно возросла роль и технологических новаций. Так, согласно данным, приведенным на форуме в докладе Бернарда Мейерсона, главного технолога и вице-президента подразделения IBM Microelectronics Systems and Technology Group, вклад последних в общий рост быстродействия 90 нм и 65 нм кристаллов уже превышает 50%. Например, внедрение технологии напряженного кремния позволило без уменьшения проектных норм получить прибавку в производительности порядка 15%. А это значит, что корреляция между ростом быстродействия процессоров и законом Мура, предполагающим в изначальной своей формулировке удвоение плотности транзисторов на кристалле каждые 18 месяцев, заметно снизилась.
Впрочем, так ли уж важна ныне производительность, если иметь в виду клиентские системы? Для большинства типовых задач вполне достаточно мощности среднего по сегодняшним меркам ПК. Косвенно это подтверждается и начавшейся еще в прошлом году сменой приоритетов (что, кстати, характерно именно для переходного периода) в продвижении компьютерных систем. Теперь на повестке дня мобильность, снижение энергопотребления и акустического шума, расширенная функциональность в расчете на домашних пользователей. Первые три упомянутых фактора тесно взаимосвязаны, поскольку именно проблема отвода тепла препятствует снижению габаритов современных моделей компьютеров и вынуждает оснащать корпус дополнительными вентиляторами, усиливающими общий шум системы. В результате, пожалуй, впервые мы наблюдаем ситуацию, когда технологии, изначально реализованные в ноутбуках, распространяются на десктопы и даже серверы (в частности, AMD недавно пообещала внедрить в 2005 г. фирменную технологию энергосбережения PowerNow! в процессоры Opteron). Для облегчения температурного режима внутри настольных ПК индустрия начала внедрять новые процессорные разъемы. Еще больший эффект должен обеспечить новый конструктивный форм-фактор BTX, приходящий на смену устаревшему ATX и обещающий широкий спектр решений с использованием корпусов емкостью от 6,9 до 50 литров. Первые BTX-модели в нынешнем году были запущены в производство, но преобладающим этот форм-фактор станет, по прогнозам экспертов, лишь к 2007 г.
Смена приоритетов и внедрение новых архитектурных решений не могли не привести к некоторому маркетинговому хаосу. Ровно год назад в предновогоднем номере мы отмечали, что Intel придется приложить немало усилий, чтобы изменить сложившееся в сознании большинства потребителей отношение к тактовой частоте как основному показателю производительности процессора. Сегодня можем констатировать, что введение корпорацией новой номерной системы обозначений для вновь выпускаемых процессоров не столько способствовало разрушению стереотипа, сколько добавило тумана. Хотя на Web-сервере Intel утверждается, что со временем "номера процессоров предоставят конечным пользователям возможность точно и с пониманием различать конкретные процессоры, учитывая более широкий набор характеристик, вносящих вклад в общие условия работы пользователя", верится в это с трудом. Так что если и произошли какие-то изменения в данной ситуации, то очень незначительные. Об этом говорит и такой факт: в файле с кратким изложением онлайнового курса Build your own PC ("Собери свой компьютер"), предлагаемого службой CNET Help.com Online Courses (http://courses.help.com) и стартовавшего 20 декабря, в комментарии по поводу производительности процессоров поясняется, что это "скорость, с которой работает кристалл (или иначе, его рабочая частота). Чем она выше, тем быстрее выполняются все процессы...". Очевидно, сотрудники службы пока сочли неуместным углубляться в технические дебри по поводу архитектуры процессора, значимости объема встроенной кэш-памяти и частоты системной шины.
Не будем углубляться и мы, тем более что сложившаяся на рынке ситуация ставит перед покупателем и другие вопросы. Еще в прошлом году эксперты отмечали, что около 40% ПК, используемых в корпоративном сегменте, к тому времени отслужили трехлетний срок (в России процент таких компьютеров наверняка выше), после которого вероятность выхода ПК из строя и расходы на их обслуживание якобы значительно возрастают. Тем не менее массового обновления корпоративных парков в нынешнем году не произошло. И вряд ли это объясняется лишь недостаточными размерами корпоративных ИТ-бюджетов, сокращенных в период стагнации мирового рынка и не восстановленных до необходимого уровня. Очевидно, сказываются и присущие крупным структурам консервативность и осторожность в восприятии новаций. Действительно, в расчете на очередной трехлетний рабочий период аналитические фирмы рекомендуют покупать современные системы, которые будут способны нормально работать с ПО следующего поколения. Но кто сегодня может определенно сказать, что будет хотя бы через пару лет, когда 64-разрядные ОС для ПК станут не экзотикой, а реальной альтернативой 32-разрядным платформам? Эксперты отмечают популярность архитектуры x86-64 в серверном сегменте - после анонсирования весной нынешнего года процессоров Intel Xeon EM64T во всем мире поставлено почти 60 тыс. серверов на их основе, а объемы продаж систем на базе AMD Opteron за год выросли в четыре раза. Можно ожидать, что и в классе персональных компьютеров интерес к 64-разрядным решениям начнет быстро расти, как только они получат полноценную поддержку со стороны поставщиков ПО. Для крупных компаний цена вопроса о выборе новых клиентских платформ весьма высока, а потому и неторопливость в решении, казалось бы, назревшей проблемы вполне понятна.
В непростой ситуации оказались и домашние пользователи, по крайней мере те, кто следит за компьютерными новациями и не хочет довольствоваться продуктами вчерашнего дня. В популяризацию идеи "цифрового дома" в этом году было вложено как никогда много средств. Но ясности в том, что это такое, по сути, нет, поскольку даже среди производителей из компьютерного лагеря нет единства в трактовке концепции. Сходятся они, пожалуй, лишь в том, что центральным элементом "цифрового дома" должен стать компьютер, отличающийся от офисного или игрового варианта расширенными возможностями работы с мультимедиа-данными. Intel, как и подобает лидеру рынка, смотрит на проблему шире всех и уже демонстрирует на выставочных стендах прообраз домашней мультимедийной сети, в которой все элементы связываются по беспроводному каналу, а центральный ПК на основе новейших чипсетов i915 или i925 может обслуживать сразу несколько членов семьи. Между тем в рамках той же концепции "цифрового дома" Fujitsu Siemens представила в середине года ПК Scaleo C, собранный на вполне традиционной аппаратной платформе, но выполненный в стиле бытовой электроники, снабженный пультом дистанционного управления и способный воспроизводить мультимедиа-контент без загрузки операционной системы. Схожие решения в нынешнем году предложили и другие производители.
Совершенно понятно, что подобные расхождения неизбежны в период смены архитектурных решений, поиска новых рынков сбыта и кардинальной перестройки маркетинговой политики компаний. Так или иначе ответы на все вопросы у нас впереди, а пока придется жить по законам переходного периода, принимая решения в меру собственного понимания перспективы.