CES’2005 дает старт годовому выставочному марафону
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
В преддверии очередной традиционно проводимой в самом начале года международной выставки потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES; в нынешнем году она прошла в Лас-Вегасе с 6 по 9 января) ее организатор, ассоциация CEA (www.ce.org), несмотря на увеличение выставочных площадей до 1531 млн. м, опубликовала довольно осторожный прогноз в отношении ожидаемого количества посетителей. Возможно, у руководства CEA были свои резоны полагать, что нынче не удастся дотянуть до прошлогоднего рекордного для выставки уровня (тогда стенды экспозиции посетило порядка 130 тыс. человек), но эти опасения оказались напрасными. Итоговые цифры, опубликованные на следующий день после закрытия CES, наглядно продемонстрировали рост интереса к отрасли: за четыре дня на выставке побывало более 142 тыс. человек из 115 стран мира, и их вниманию экспоненты (а таковых набралось 2550) предложили тысячи новых продуктов и технологий, ориентированных на массового потребителя. Заметно укрепился и международный статус экспозиции: число иностранных посетителей с 18 тыс. в прошлом году выросло до 23 тыс. Фактически после заката Comdex когда-то уступавшая ей CES превратилась в крупнейшую отраслевую экспозицию США.
На Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе
Хотя до европейской CeBIT ей еще далековато (аудитория CeBIT уже перевалила за полмиллиона), проявляемый к выставке повышенный интерес со стороны участников и посетителей легко объясним. Согласно данным CEA, в прошлом году только в США объем продаж электронных изделий широкого потребления составил 113,5 млрд. долл., превысив ожидания экспертов и продемонстрировав годовой рост рынка на 11%. Аналогичная динамика роста прогнозируется и на 2005 г., а это значит, что в концу декабря подобной продукции будет продано уже на 125,7 млрд. долл.
"Статистические данные свидетельствуют о том, что индустрия потребительской электроники является "горячей" сферой, - заявил Гари Шапиро, президент и главный исполнительный директор CEA. - Продажи в этой области год за годом превышают предварительно спрогнозированный уровень, поскольку индустрия постоянно меняется, предлагая все новые продукты, которые улучшают жизнь людей".
В отчете, выпущенном ассоциацией накануне CES’2005, к числу наиболее быстро развивающихся в США направлений отнесены цифровое телевидение (в 2004-м было продано DTV-продуктов на сумму 10,7 млрд. долл.; по сравнению с предыдущим годом рост составил 78%), флэш-накопители (трехкратный рост по сравнению с 2003 г., до 3 млрд. долл.), MP3-плейеры (за год рынок утроился и достиг 1,2 млрд. долл.), спутниковое радио и мобильные средства навигации (последних в нынешнем году будет продано почти на 1 млрд. долл.). Еще одну быстро развивающуюся категорию продуктов составляют беспроводные телефоны, в частности, со встроенной цифровой камерой. В 2005 г. рынок беспроводной телефонии в США вырастет до 11,3 млрд. долл. Эксперты усматривают в этих данных отчетливую тенденцию, связанную с быстрой цифровизацией индустрии. По некоторым оценкам, доля цифровых устройств в общем объеме продаж в сфере бытовой электроники в минувшем году достигла 50%.
Карли Фиорина:
"Цифровая революция ведет к демократизации технологий и делает человека еще сильнее"
Очевидно, этим объясняется и отмеченная посетителями особенность CES’2005: наряду с традиционно ориентированными на потребителя компаниями как никогда активное участие в ней приняли компьютерные и телекоммуникационные фирмы. Последние ищут пути и разрабатывают технологии, чтобы предложить своим клиентам полный перечень услуг - от телефонной связи и телевизионных служб до построения домашних сетей. И многие аналитики считают, что у таких решений есть большой рынок. При всем том, несмотря на неизбежное пересечение интересов участников рынка из разных отраслей, пока вряд ли стоит говорить о серьезной конкуренции между ними. Подобного мнения придерживается, например, Майкл Демейер, вице-президент по продажам и маркетингу компании Cyberlink. На его взгляд, сейчас основные усилия компаний направлены прежде всего на реформирование рынка потребительских устройств.
Тон задают ИТ-лидеры
Об усилении влияния ИКТ-индустрии в потребительской сфере свидетельствует и такой факт: при весьма обширной семинарской программе выставки, включавшей более 350 сессий, все пленарные доклады были сделаны именно ее представителями.
По уже сложившейся за шесть предыдущих лет традиции накануне открытия выставки перед ее гостями выступил член совета директоров и главный архитектор программных продуктов Microsoft Билл Гейтс. В свое время на CES он представлял новые разработки и концепции своей корпорации: игровые приставки XBox, многофункциональные наручные часы SPOT watch, Tablet PC, Media Center PC, смартфоны. На сей раз выступление одного из самых популярных в ИТ-индустрии людей, прошедшее в форме свободной беседы с Кононом О’Брайеном, ведущим программы "The Late Show" на канале NBC, было посвящено цифровому стилю жизни. "С точки зрения перехода к цифровому стилю жизни это был очень важный год, - констатировал г-н Гейтс. - И данный процесс идет даже быстрее, чем мы рассчитывали".
Комментируя стратегию корпорации в отношении потребительской электроники, глава Microsoft выделил пять основных областей своих интересов - это музыка; средства хранения, связанные прежде всего с цифровой фотографией; телевидение и кино; коммуникации; игры. Предполагалось, что на CES’2005 будет представлена игровая приставка XBox 2, однако ожидания не оправдались, и выступление Гейтса в значительной мере стало продолжением его прошлогоднего доклада. Тогда (см. PC Week/RE, N3/2004, с. 13) в рамках концепции "цифрового дома" Microsoft анонсировала технологии Windows Media Center Extender (позволяет связать ПК на базе ОС Windows XP Media Center с телеприемником или телеприставкой) и Windows Media Connect (обеспечивает совместное использование медиаконтента на ПК и бытовых электронных устройствах). В нынешнем же году аудитория могла воочию наблюдать, как все это работает, на примере 40-дюймового LCD-телевизора компании Digitrex и укомплектованного жестким диском пишущего DVD-плейера корпорации LG, куда эти технологии уже встроены.
Не обошлось и без казусов, которые, к сожалению, нередко случаются при демонстрации прототипов новейших продуктов. Так, показывая возможности снабженной беспроводным интерфейсом фотокамеры Nikon D2X, автоматически пересылающей фотоизображения на ПК сразу после съемки, глава Microsoft не смог воспроизвести сделанные тут же на сцене снимки на проекционном экране. Причем подвел его, похоже, даже не Wi-Fi-канал, а обыкновенный пульт дистанционного управления.
Из важных моментов выступления Билла Гейтса можно отметить расширение контактов корпорации с поставщиками контента. Упомянув о недавно объявленной компанией TiVo услуге TiVoToGo для передачи видеозаписей шоу-программ на ПК и ноутбуки, он заявил, что те же средства будут доступны и для владельцев портативных устройств на базе ОС Windows Mobile. Кроме того, возможность загрузки медиаконтента в карманные устройства в скором времени намерена предложить своим клиентам и фирма MTV Networks, с которой Microsoft в настоящее время тесно сотрудничает.
В первый же день выставки с пленарным докладом выступил и главный исполнительный директор Intel Крейг Барретт, констатировавший, что цифровые технологии и инновации стирают для пользователей разницу между ПК и традиционной бытовой электроникой. В сочетании с беспроводными сетевыми соединениями эта тенденция ведет к расширению предлагаемых потребителям форм организации досуга. Чтобы сделать их еще разнообразнее, Intel уже в нынешнем году будет внедрять в свои мобильные, настольные и серверные платформы многоядерную процессорную технологию (Smithfield), которая обеспечит поддержку множества потоков мультимедийной развлекательной информации для одновременного обслуживания всех членов семьи. Подобные системы получат распространение уже через год-два.
Кроме того, г-н Барретт сообщил, что корпорация Intel намерена интегрировать функциональные возможности современных настольных и развлекательных ПК в ноутбуки. Представленная на выставке очередная реализация платформы Intel Centrino для мобильных ПК под кодовым названием Sonoma (в этом году на ее основе будет выпущено порядка 150 моделей мобильных ПК) поддерживает более производительную графическую подсистему для отображения DVD-видео и современных игр, высококачественную звуковую подсистему для воспроизведения музыки в формате MP3, а также TV-тюнеры ExpressCards. Как считают в корпорации, вкупе с продолжительным временем работы от батарей эти инструменты превратят ноутбук в атрибут повседневной жизни людей (кстати, во время предпраздничных распродаж в США впервые ноутбуков было куплено больше, чем телевизоров).
Свою деятельность на потребительском рынке Intel не ограничивает аппаратной сферой. В частности, во время выступления Крейга Барретта присоединившийся к нему солист группы Aerosmith Стивен Тайлер продемонстрировал разработанную корпорацией в содружестве с компанией Cakewalk программу UmixIT. Распространяемая бесплатно в качестве приложения к последнему DVD-диску Aerosmith "You Gotta Move", она позволяет владельцу настольного ПК или ноутбука накладывать собственный голос и инструментовку на любую звуковую дорожку.
Интересным сообщением дополнил выступление г-на Барретта и известный киноактер и постановщик фильмов Роберт Редфорд, объявивший о том, что на кинофестивале Sundance, который пройдет в этом месяце в г. Парк-Сити (шт. Юта) впервые для демонстрации фильмов будет применена продвигаемая Intel беспроводная технология WiMAX. Во время фестиваля давно ожидаемый фильм Редфорда будет транслироваться с компьютера, территориально находящегося в Орегоне. В связи с этим глава Intel подчеркнул: "Технология WiMAX объединит разрозненные сети в единую цифровую систему. Благодаря ей размещенные в Сети средства развлечения и информация могут быть доступны везде, где бы вы ни находились".
К экспансии своих продуктов для домашней среды готовится и Hewlett-Packard. Возглавляющая HP Карли Фиорина объявила, что в нынешнем году ее компания выведет на рынок свой первый медиаконцентратор HDTV, а также 17 моделей проекционных телевизоров и фронтальных проекторов с поддержкой телевизионного стандарта высокой четкости. Концентратор построен на базе собственных технологий HP и работает под управлением ОС Linux. Он объединяет в себе поддерживающие стандарт HDTV цифровую кабельную телеприставку и цифровой же видеомагнитофон (DVR) с двумя TV-тюнерами, а также устройство записи DVD-дисков с возможностью нанесения на них маркировки. "Некоторым покупателям не нужен компьютер в гостиной комнате, но они хотели бы иметь средства, которые позволят им выбирать развлечения по собственному желанию", - прокомментировала назначение устройства г-жа Фиорина. В дополнение к нему HP намерена предложить онлайновые услуги музыкальной информационной службы и сервис, обеспечивающий автоматическое обновление медиаконцентратора.
В поисках новых возможностей
Получить представление о том, что/ уже в ближайшем или чуть отдаленном будущем появится на полках магазинов, можно было на многочисленных стендах выставки. Пожалуй, ни одна другая экспозиция сегодня не предлагает такого количества новинок, разработанных в расчете на обычного покупателя. Даже для простого перечисления только лишь продуктов, удостоенных награды CES’2005 (отбор проводился по тридцати двум номинациям), едва ли хватило бы площади газетной полосы. Остановимся лишь на некоторых интересных новинках, имеющих отношение к обозреваемым PC Week/RE сегментам рынка.
Наверное, одним из самых миниатюрных экспонатов выставки стал предложенный фирмой SanDisk вариант SD-карточки, в которой помимо стандартного для флэш-памяти этого типа интерфейса есть еще и порт USB 2.0. Емкость карточки составляет 1 Гб, что наверняка устроит многих обладателей современных цифровых фотокамер, но еще более привлекательной может оказаться возможность скопировать сохраненные в ней снимки или иную информацию практически в любое цифровое устройство, снабженное обычным USB-портом. Для этого даже не потребуется переходной кабель, хотя сама карточка ввиду малых габаритов имеет нестандартный разъем, открываемый при повороте надвинутой на него части корпуса карточки на 90°. Пока, правда, не ясно, насколько надежна в действительности такая конструкция, но ее удобство, позволяющее отказаться от специальных ридеров и кабелей, несомненно.
SD-карточка с USB-интерфейсом фирмы SanDisk
Впрочем, у тех, кто сделает выбор в пользу анонсированной Kodak концептуально новой 4-мегапиксельной фотокамеры EasyShare-One, в которой применяются технологии цифровой обработки сигналов Texas Instruments и разработанные Kodak алгоритмы, проблемы неудобства переноса файлов может не быть вообще. Камера изначально создавалась с тем, чтобы избавить пользователя от привязки к компьютеру. В ее памяти умещается до 1500 фотографий, для просмотра которых имеется сравнительно большой (3-дюймовый) встроенный сенсорный LCD-дисплей с хорошим разрешением. Изюминка, однако, состоит в том, что при наличии дополнительной беспроводной карточки Kodak Wi-Fi и подключения к беспроводной сети фотографии можно прямо с фотоаппарата переслать по электронной почте или переместить в собственный сетевой архив, поддерживаемый службой Kodak EasyShare Gallery. Если есть связь, то камера позволяет редактировать содержимое архива, просматривать на встроенном экране сохраненные в нем ранее фотографии, а также снимки из архивов друзей. Таким образом, реализованные в новом продукте Kodak принципы кардинально меняют сам характер обмена фотографиями.
Kodak EasyShare-One
Неотъемлемой частью выставки стали и продукты для демонстрации видео. Не исключено, что в недалеком будущем для этой цели можно будет воспользоваться весьма миниатюрным проектором, подобным продемонстрированному компанией Mitsubishi. Умещающийся на ладони аппарат выполнен по технологии DLP и воспроизводит картинку с разрешением SVGA. Существенно уменьшить его габариты удалось благодаря применению вместо обычной лампы сверхъярких светодиодов фирмы LumiLED. Другие технические подробности, как и сроки коммерческой реализации продукта, пока не афишируются. Между тем представители Texas Instruments утверждают, что через несколько лет миниатюрный проектор может быть встроен, например, в сотовый телефон, и тогда владелец всегда будет иметь его при себе.
Миниатюрный проектор Mitsubishi
Миниатюрность устройства - ключевая характеристика для мобильных пользователей, но дома многие из них, вероятно, предпочтут иметь стационарную систему, для которой не столь страшна внешняя засветка экрана, тем более что индустрия предлагает и широкий спектр крупноформатных плоскопанельных телевизионных аппаратов. На CES’2005 их было предостаточно, причем совершенно очевидно, что на повестку дня выходят системы с физическим разрешением, обеспечивающим прямую поддержку спецификации 1080p телевизионного стандарта высокой четкости (HDTV). В категории LCD-телевизоров самый крупный HDTV-дисплей продемонстрировала компания Sharp: ее аппарат семейства AQUOS, производство которого начнется, очевидно, в нынешнем году, имеет 65 дюймов по диагонали.
К июлю компания Samsung обещает вывести на рынок 67-дюймовый проекционный телевизор высокой четкости HLR6768W - в США он будет стоить порядка $7000. А те, кто готов выложить в десять раз больше (точнее, $75 000), уже сегодня могут приобрести представленную на выставке компанией LG Electronics 71-дюймовую плазменную панель MW-71PY10. На лидерство в классе плазменных дисплеев претендует и Samsung: компания планирует уже в III квартале выпустить в продажу 80-дюймовую панель, а на CES’2005 продемонстрировала разрабатываемую в настоящее время 102-дюймовую версию. О ее стоимости пока можно только догадываться.
Другое обильно представленное на выставке направление - мобильная связь. Очевидно, в ближайшее время функциональность сотовых телефонов расширится еще более. Среди экспонатов были представлены модели с 2-мегапиксельными встроенными камерами и даже одна на 5 мегапикселов (впрочем, эта последняя больше похожа на цифровую камеру). С интересным анонсом выступила компания Motorola. Ее исполнительный вице-президент Рон Гарриквес во время своего пленарного доклада продемонстрировал прообраз готовящегося к выпуску в нынешнем году телефона с функциональностью аудиоплейера iPod фирмы Apple, способного через компьютерную систему подключаться к весьма популярному сервису iTunes для загрузки во внутреннюю память музыкальных композиций.
Появление разнообразных новинок в классе мобильных телефонов от американских, европейских и корейских компаний - явление уже привычное, но, судя по всему, к экспансии на американский рынок активно готовятся и китайские производители. Во всяком случае участие в выставке двух фирм из Поднебесной - Haier и Amoi Mobile - не осталось незаметным для экспертов. Обе предлагают довольно широкий спектр моделей современного уровня. В частности, повышенным вниманием посетителей пользовалась уже продаваемая на некоторых рынках модель Haier P7, напоминающая крупную авторучку, но при этом снабженная ЖК-экраном и даже встроенной VGA-камерой.
Haier P7
О некоторых других продуктах мы еще расскажем в наших публикациях (см., например, материал о миниатюрных жестких дисках в разделе "Мобильные и настольные системы" этого же номера), но в целом, подводя итог выставки, можно утверждать, что в 2005 г. индустрия потребительской электроники предложит покупателям много интересного.