ПАРТНЕРСТВО
Наверное, можно спорить о том, в каких случаях и в какой мере системы видеоконференцсвязи (ВКС) способны заменить непосредственное общение собеседников, но если дело касается организации повседневного взаимодействия территориально распределенных структур (государственных или коммерческих) и оперативного управления ими, то тут целесообразность внедрения таких средств зачастую оказывается очевидной даже без проведения детальных экономических расчетов. Как утверждают специалисты, в большинстве случаев достаточно продемонстрировать руководителю компании функциональные возможности современных ВКС в действии, чтобы получить заказ. "Видеоконференцсвязь - это как раз то, на чем очень легко показать эффективность инфраструктуры предприятия, поскольку это инструмент руководителя", - считает Константин Анисимов, директор по маркетингу и поддержке продаж компании "Микротест".
Катсунори Яманоучи:
"Опыт "Микротеста" в области системной интеграции, подкрепленный широкими возможностями нашей продуктовой линейки, поможет нам в достижении наших целей"
Главные козыри ВКС - повышение оперативности принятия решений, снижение прямых расходов на командировки сотрудников, более эффективное использование рабочего времени управляющего персонала - давно известны, но тем не менее рынок подобных систем в России на сегодняшний день невелик. Точных цифр относительно его объема, основанных на результатах серьезных независимых исследований, пока нет, но экспертные оценки колеблются в пределах 10-15 млн. долл., если иметь в виду только терминальное оборудование (с учетом сопутствующих компонентов - серверов, аудиосистем, средств визуализации - цифра окажется больше в разы). Причины такого положения вещей в общем-то прозаичны: изначально оборудование ВКС было довольно дорогим и создавалось в расчете на сети ISDN, которые не получили в России широкого распространения. Теперь же, после переориентации производителей на IP-сети, ситуация, видимо, будет быстро меняться. "Сошлось несколько важных факторов: IP-коммуникации растут, а стоимость их падает; снижается цена оборудования ВКС при одновременном расширении его спектра; появляются новые эффективные технологии сжатия данных, позволяющие ограничиться меньшей пропускной полосой канала связи; упрощается использование самих систем", - поясняет генеральный директор компании "Микротест" Андрей Ларин.
Андрей Ларин:
"Через полтора-два года доля Sony на рынке ВКС-систем в России и странах СНГ увеличится в разы. Это моя личная оценка"
Все это говорит о том, что в ближайшее время можно ожидать активизации действий ведущих игроков на российском рынке ВКС. В частности, компания Sony (www.sonybiz.ru), занимающая здесь, по оценкам экспертов, третье место после Polycom и Tandberg, уже объявила о расширении числа своих партнеров по данному направлению. В конце декабря она подписала соответствующее соглашение с фирмой "Микротест", присвоив ей статус авторизованного дилера (Sony Authorized Dealer) с правом осуществления прямых поставок всей линейки профессионального оборудования Sony для видеоконференцсвязи, конгресс-систем, средств отображения информации и IP-видеомониторинга. В отличие от двух других московских партнеров Sony - компаний "Форум Телеком" и "БизнесМедиа", специализирующихся в области телекоммуникаций и мультимедиа-систем, - "Микротест" является одним из крупнейших системных интеграторов (оборот компании в минувшем году, согласно предварительным оценкам, составил 115 млн. долл.), и для него ВКС-системы зачастую становятся продолжением проектов по созданию или реорганизации технической инфраструктуры заказчика. Таким образом, заключив соглашение с "Микротестом", Sony получает дополнительный рычаг для укрепления своих позиций в растущем сегменте. "Учитывая территориальные особенности России и быстрое распространение здесь IP-сетей, мы ожидаем всплеска продаж оборудования ВКС, - заявил Катсунори Яманоучи, директор подразделения Sony Professional Solutions Europe по операциям в регионе СЕМА (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка). - Россия и страны СНГ наряду с Китаем являются для нас приоритетными рынками, и мы рассчитываем, что опыт "Микротеста" в области системной интеграции, подкрепленный широкими возможностями нашей продуктовой линейки, поможет нам в достижении наших целей." В "Микротесте" тоже соглашение с Sony рассматривают как исключительно перспективное. Российская компания уже имеет опыт реализации целого ряда крупных проектов, в частности в ФК "Уралсиб" (ВКС-системой охвачено 20 филиалов корпорации), в Мининформсвязи РФ и МПС России, в Тюменской области (ВКС связывает 12 населенных пунктов), а с продуктами японского производителя знакома не один год. Как отметил Константин Анисимов, за последние годы спектр предложений Sony для ВКС заметно расширился (например, совсем недавно были представлены топовая система PCS-G70P для оснащения конференц-залов и совещательных комнат и персональный терминал PCS-TL50), что позволяет строить системы разного класса - от малобюджетных, с небольшим числом пользователей, до сложных многоточечных с высоким качеством трансляции и расширенной функциональностью. Несомненным достоинством оборудования Sony специалисты "Микротеста" считают и относительную его дешевизну (по их оценкам, аналогичные по функциональным возможностям решения на базе оборудования Polycom обойдутся заказчику в среднем на 25% дороже). Кроме того, разработанные Sony алгоритмы сжатия данных и технологии повышения эффективности использования канала связи позволяют без заметного снижения качества передаваемого изображения и звука ограничиться меньшей полосой пропускания, а значит, и снизить расходы на аренду каналов. Основываясь на этом, Андрей Ларин выразил уверенность в том, что через полтора-два года рыночная доля Sony в России и других странах СНГ, сегодня приблизительно оцениваемая в 10-15%, вырастет в разы.
Очевидно, и "Микротесту" для этого предстоит немало поработать. Компания намерена предлагать ВКС-оборудование Sony не только в составе реализуемых ею проектов, но и через дистрибьюторский центр "Лантри", обслуживающий региональных партнеров "Микротеста". Стоит отметить, что к настоящему времени в офисе фирмы собрана полная демонстрационная линейка продуктов Sony, а ее ИТ-лаборатории готовы провести предварительное тестирование различных решений на совместимость с другими имеющимися у заказчика программными и техническими средствами. Разработаны и авторские учебные курсы для подготовки персонала заказчика к работе с ВКС, а совместно с Sony формируются маркетинговые программы. Более подробно о них, а также об общих планах развития направления ВКС партнеры "Микротеста", очевидно, узнают на конференции, которая будет проведена в марте.