КОМПАНИИ
Иногда в экзотическую далекую страну попасть легче, чем к соседям по СНГ. Так сложилось, что, побывав в 27 странах мира и восьми бывших советских республиках, в Белоруссии я никогда не был. Поэтому, получив на пресс-клубе "Руссофта" приглашение посетить Минск и познакомиться с компанией IBA, о которой мне было известно только, что это крупнейшая в республике софтверная компания, отказываться не стал и в конце ноября очутился в столице Белоруссии. За два дня этой насыщенной впечатлениями поездки у меня сложилось мнение, что уровень IBA и размах ее деятельности в российских компьютерных кругах явно недооценен. В ходе визита мне организовали встречи с многими топ-менеджерами компании. Началось все с беседы с заместителем генерального директора Валентином Михайловичем Казаном и менеджером отделения программных разработок Кириллом Дегтяренко, а затем мне показали все минские отделы IBA, где удалось поговорить и с их руководителями.
Кирилл Дегтяренко
Рассказывает Валентин Казан: Компании IBA уже двенадцатый год. Она была создана в 1993-м как совместное предприятие IBM, НИИЭВМ и МПО вычислительной техники. За это время компания выросла с четырех человек до полутора тысяч. Вначале рост был экспоненциальный, затем стабилизировался. Основной упор делается на разработку ПО. Структурно IBA представляет собой группу компаний. Это сама IBA - прародительница остальных. Кроме того, есть "IBA Гомель", тоже разработчик ПО, есть расположенная в Минске IBA Intelligent Systems, она занимается сетевыми решениями. Другие подразделения предоставляют в Беларуси услуги пользователям компьютеров IBM.
Валентин Казан
Зарубежные компании - это "IBA Чехия", занимается разработкой ПО, а также "IBA Германия" и "IBA США". В Германии и США - это большей частью офисы, занимающиеся продажами, маркетингом, логистикой и поддержкой инфраструктуры, в том числе они занимаются рабочими визами, так как некоторые проекты требуют присутствия наших сотрудников в этих странах.
Практически все наши сотрудники владеют иностранными языками. В частности, Кирилл Дегтяренко, отвечающий в IBA за развитие маркетинга и продаж, свободно владеет английским и немецким языками. Он несколько лет работал с клиентами в США, а сейчас больше общается с немецкими заказчиками.
Кирилл Дегтяренко: Мы - самая крупная программистская фирма в Беларуси и Восточной Европе. IBA Intelligent Systems, или IBA IS, занимается на локальном рынке разработкой сетей, защитой данных и компьютеров. "IBA Гомель" - это полноценный быстро растущий филиал - за прошлый год он достиг численности в сто человек. У нас с ними очень много проектов. В Минске у нас также есть свой учебный центр, технический центр и ВЦ. Компания прошла оценку на соответствие четвертому уровню СММI, и мы этим гордимся. Скажу, что не все CMMI одинаковы. Все зависит от того, какая компания вас сертифицирует. Мы совершенно сознательно пошли самым трудным путем - пригласили фирмы Gartner и TeraQuest. Нужно сказать, что такая сертификация нам очень помогла: мы посмотрели на себя совершенно другими глазами.
PC Week: В Москве сейчас очень большая проблема с кадрами. А какова ситуация с программистами в Белоруссии?
К. Дегтяренко: Здесь все то же самое, и даже, может быть, проблема еще более актуальна, потому что в Москве основная проблема с кадрами, в моем понимании, состоит в "задранных" зарплатах - т .е. народ есть, но за те зарплаты, которые готовы платить, он уже не очень хочет идти. В Минске дело обстоит несколько иначе: зарплаты в Беларуси на 20-30% ниже, чем в Москве, достаточно много крупных софтверных компаний, а рынок рабочей силы значительно меньше, поскольку меньше народу. Поэтому у нас проблема - просто найти человека. Это вынудило нас раньше, чем в Москве, начать напрямую работать с университетами. Мы первыми стали это делать. В Минске - с Белгосуниверситетом и Белгосуниверситетом информатики и радиоэлектроники. А в Гомеле есть Гомельский университет и еще несколько институтов, готовящих по ИТ-специальностям. Белорусские вузы выпускают 3000 ИТ-специалистов в год. В 2002-м Интернетом пользовалось уже около 10% населения республики - в этом мы опережаем Россию.
PC Week: Насколько я понимаю, вы не самая дешевая команда. Какое место вы видите для себя на этом рынке заказного программирования? Как вы себя позиционируете?
К. Дегтяренко: Во-первых, все софтверные фирмы, которые у нас на слуху, активно развиваются. Это говорит о том, что ниша есть; другое дело, что у всех ниши разные. IBA развивалась и училась в основном у IBM. Это наш главный партнер, и такого рода сотрудничество мы развиваем и будем развивать. В остальном у нас три направления: локальный рынок, рынки СНГ, где мы пробуем развиваться, и, наконец, рынки Германии и США.
PC Week: С американским рынком все понятно, а вот насколько охотно немцы отдают работы на сторону?
К. Дегтяренко: В основном немецкий рынок для нас - это опять-таки IBM. Что касается не-IBM, то у немцев подход отличается от американского. На мой взгляд, немцев нужно просто дольше убеждать. Все больший интерес для нас представляет рынок Скандинавии. Хотя сами скандинавы говорят, что они не готовы к аутсорсингу, однако ценовое давление на них уже тоже начинается.
Величина компании и наличие инфраструктуры позволяют нам очень эффективно осуществлять проекты по поддержке, причем в формате 24x7, выполнять тестирование ПО. Этот рынок дает нам стабильные деньги, особенно в области мэйнфреймов. Появляются новые платформы, такие, как Z800, и они требуют поддержки, портирования ПО со старых систем.
PC Week: Интересно, вы Коболом занимаетесь?
К. Дегтяренко: Сколько угодно. В компании человек двести работает с Коболом.
У нас свой ВЦ, полная линейка IBM-совместимых машин, есть IBM’овский канал спутниковой связи AT&T. Сети IBM’овскую и не-IBM’овскую мы физически разделили. Объем работ на IBM таков, что корпорация рассматривает нас как свой центр разработки.
Наиболее крупные клиенты на белорусском рынке - Национальный банк Республики Беларусь, Белорусский межбанковский расчетный центр, Беларусбанк. Можно сказать, что костяк банковской системы республики был создан в том числе с помощью нашей компании. Хотя в Беларуси новый план счетов, созданный с учетом европейских стандартов, был внедрен уже восемь лет назад, гораздо раньше, чем в России, но западный банковский софт очень дорогой, и поэтому переход на него достаточно сложен и мало кто может себе это позволить.
В Беларуси у IBA 80% рынка установки и обслуживания банкоматов. Одно из направлений работы IBA - решения под ключ, такие, как, например, информационные киоски.
Георгий Сачок (начальник отдела SAP) представил подразделение IBA, занимающееся разработкой и сопровождением ПО для корпоративных систем на базе SAP. Всего по данному направлению в IBA работает около 130 человек (программисты, пишущие на скриптовом языке и на ABAP-4, настройщики стандартных модулей и консультанты).
Георгий Сачок
Г. Сачок: Наш отдел является одним из подразделений IBA, работающих в области SAP на территории дальнего и ближнего зарубежья, а также в Беларуси. Отдел был создан 6 лет назад для работы с заказчиками IBM. Основными направлениями работ отдела являются: оказание консультативных услуг по решению пользовательских задач в SAP (заказчики IBM в Германии) и совместная с IBM США поддержка программного обеспечения SAP в производственно-торговых подразделениях двух транснациональных компаний - IBM и Hitachi. Каждая из систем охватывает несколько стран. Взаимодействие с компонентами систем осуществляется через Интернет. Круг решаемых нами задач включает настройку SAP под нужды пользователей, оперативную корректировку производственного ПО (срочные производственные проблемы); плановые изменения функциональности ПО и разработку новых программных модулей; поддержку фоновых процессов пакетной обработки (так называемый сервис 24x7).
PC Week: Работая на такие огромные транснациональные компании, вы должны сталкиваться с проблемами планирования и учета работ. Как вы их решаете?
Г. Сачок: Вся деятельность IBA в целом и нашего подразделения в частности осуществляется в строгом соответствии с международными стандартами, которые позволяют успешно решать вопросы организации работ в интернациональных коллективах. В IBA (как и в IBM, и в Hitachi) имеются специальные средства (в основном на базе Lotus Notes) управления работами.
PC Week: Можете привести примеры долгосрочного сотрудничества с внешними заказчиками?
Сергей Богомолов (отделение Интернет-технологий, начальник отдела): Долго живущий проект - поддержка web-приложений бывшего подразделения IBM по производству жестких дисков. Сейчас это подразделение Hitachi. Мы уже пятый год поддерживаем их внешний сайт для дистрибьюторов, реселлеров и ОЕМ’ов. Это заказы, прайс-листы, запросы на скидки, система возвратов по гарантиям и другие сервисы. Здесь сидят разработчики, тестировщики, бизнес-аналитики, выполняющие анализ требований приложений и пользовательских проблем. Они общаются с ключевыми пользователями, которые находятся в основном в Калифорнии, Англии, Сингапуре.
Сергей Богомолов
Наиболее актуальная проблема - это коммуникации. Даже в разных подразделениях большой компании терминология несколько различается: одно и то же может называться по-разному. Бизнес-аналитик должен уметь общаться и сводить эти словари воедино.
Татьяна Русс (заместитель директора отделения Интернет-технологий): В нашем отделении уже 120 человек. Восемь лет назад было тридцать, и начинали мы с небольшого проекта. Основное направление тогда было - создание компонентов Java Beans, из которых можно достаточно быстро создавать приложения. Эта технология в то время только развивалась. Тогда у IBM появился Visual Age for Java. Приходилось самим набирать опыт. Когда началась эпоха Интернет-разработок - сайты, Интернет-магазины, мы переключились на них. По ходу дела нами осваивались все новейшие технологии, которые появлялись в эти годы, - XML, Web-сервисы - все пытались попробовать и включить в свои разработки.
Татьяна Русс
PC Week: Какие технологии сейчас у вас превалируют?
Т. Русс: Все та же Java. Сейчас мы интенсивно используем IBM Lotus WorkPlace - результат эволюции и слияния четырех основных продуктов IBM.
Наше отделение разрабатывает системы как для зарубежных, так и для местных клиентов, например, сейчас - корпоративный портал для Беларусбанка. Затем предполагается, что там будет развернут Интернет-банкинг. Другое направление, которое предназначено для зарубежных заказчиков, называется autonomy computing. Оно подразумевает автоматическую установку и разворачивание системы под линейку продуктов IBM Tivoli.
Есть группа, разрабатывающая игрушки для Palm и для телефонов. В Интернете есть сайт, где эти игрушки можно купить. В отделении работают также группы тестировщиков и технических писателей.
PC Week: Как у вас организовано управление проектами?
Т. Русс: В нашей компании давно внедрена и успешно используется cистема управления проектами Escort, разработанная на базе Lotus Notes. Эта система постоянно совершенствуется и дорабатывается. Она обеспечивает не только отслеживание версий и изменений документов, но и контроль всего процесса разработки. Этот контроль реализован с помощью специальных контрольных списков, в которых система автоматически документирует, кто, что и в какое время должен делать. В любой момент видно, на каком этапе разработки мы находимся.
Одним из модулей системы является модуль, в котором производится регистрация ошибок, как найденных нашими тестировщиками, так и заказчиком. Ошибки сортируются по степени критичности. Критичные ошибки устраняются незамедлительно. Предложения по улучшению, поступающие со стороны заказчика, выполняются по графику.
PC Week: Сейчас модны такие технологии, как экстремальное программирование. Вы применяете что-то в этом духе?
Т. Русс: Я лично не сторонник экстремального программирования. Но бывают проекты, в которых у нас нет другого выхода, кроме как применять этот метод, - когда заказчик совершенно не представляет, что он хочет получить.
Итак, IBA - крупнейшая белорусская софтверная компания, но далеко не единственная. Трудно за два дня пребывания в республике сделать объективные выводы о развитии ее ИТ-индустрии. Однако многие лучшие, чем у России, показатели в области науки, образования и информатизации, забота об армии, общий очень спокойный социальный фон и множество других факторов производят весьма благоприятное впечатление.