БИЗНЕС

Год назад было принято решение о преобразовании "Ксерокс Россия СНГ" в компанию "Ксерокс Евразия" (www.xerox.ru), которая объединила подразделения корпорации Xerox в 22 странах СНГ, Балтии, Кавказа, Азии и Восточной Европы, и теперь подошло время подведения первых итогов.

Как признал Константин Клейн, директор по маркетингу "Ксерокс Евразия", год выдался очень непростым. С одной стороны, процесс слияния ранее не связанных между собой отделений Xerox оказался намного более сложным, чем это представлялось поначалу. "Перед нами встало множество организационных задач, начиная от интеграции компьютерных систем и заканчивая согласованием вопросов, обусловленных различиями в менталитете, понимании бизнеса и стратегиях развития", - пояснил г-н Клейн. С другой стороны, наряду с интеграцией подразделений руководство расширенной компании в качестве основных приоритетов на 2004 г. выделило рост бизнеса, а также внедрение принципов XLSS (XEROX Lean Six Sigma) в корпоративную культуру. Судя по итоговым заявлениям представителей "Ксерокс Евразия", все это удалось выполнить.

Константин Клейн:

"Оптимизацией бизнес-процессов у нас

занимается не руководство, а вся компания"

Так, оборот в 2004 г. увеличился на 27% по сравнению с совокупным оборотом вошедших в нее подразделений в предшествующем году. В "Ксерокс Евразия" считают, что это очень хороший показатель, поскольку до ее образования во многих теперь подведомственных ей странах бизнес Xerox либо не рос вообще, либо этот рост составлял единицы процентов. "За год мы удержали или даже увеличили темпы роста в тех странах, где наше присутствие было достаточно успешным, а в других перевели бизнес из застойного состояния в динамично развивающееся", - констатировал г-н Клейн.

Основной вклад в увеличение совокупного оборота дали три категории продуктов: персональные принтеры (во многих отнесенных к компетенции компании странах они ранее практически не продавались, но теперь этот бизнес начат и старт оказался успешным), цветные офисные МФУ (в целом это соответствует общемировой тенденции) и цифровые печатные машины (в этом сегменте Xerox чувствует себя очень уверенно и видит свою роль в активном формировании рынка оперативной цифровой печати, которая должна дополнить, а где-то и заменить печать офсетную).

Следует отметить, что несмотря на наличие в арсенале компании "тяжелого" оборудования для печати, а также ее стремление развивать консалтинговое и проектное направления, персональным принтерам отводится весьма существенная роль. "Раньше многим казалось, что есть смысл заниматься только прибыльными видами продукции, - пояснил Константин Клейн. - Но в долгосрочной перспективе такая политика имеет два изъяна. Во-первых, отказываясь от продуктов массового спроса, компания сама загоняет себя в узкие сегменты рынка, которые не очень быстро растут и со временем становятся все более узкими. Во-вторых, потенциальные заказчики теряют компанию из виду, поскольку ее продуктов нет на массовом рынке".

Очень важным инструментом своей работы руководство компании считает методологию XLSS. Решение о ее внедрении в повседневную практику было принято в Xerox два с небольшим года назад, а теперь она применяется во всех отделениях корпорации и помогает оптимизировать бизнес-процессы. В частности, в 2004 г. в "Ксерокс Евразия" были завершены два проекта по оптимизации процедур обработки заказов и повышению эффективности использования ресурсов московской сервисной службы. В настоящее время ведутся еще восемь аналогичных проектов. Примерно половина сотрудников компании прошла обучение этой методологии, а до конца года планируется обучить весь персонал. Главная преследуемая цель заключается в создании условий для того, чтобы оптимизацией бизнес-процессов занималось не руководство компании, а буквально все ее сотрудники, если они видят такую возможность. Как утверждают представители "Ксерокс Евразия", уже сегодня из 550 штатных сотрудников к такой работе привлечено более 80.

В ближайшее время компания рассчитывает придать своему развитию очередной мощный импульс. "Почти год мы вели переговоры со штаб-квартирой по поводу инвестиций в регион Евразии, - заявил Константин Клейн, - и недавно принято решение о начале инвестиционного проекта. Предполагается, что за три последующих года в пять стран региона будет вложено порядка 40 млн. долл.".

Таким образом компания рассчитывает решить параллельно несколько задач: усилить свои позиции на рынке персональных принтеров ("плацдарм для подготовки наступления уже отвоеван и теперь требуется поддержка артиллерии и авиации"), развить успех в области коммерческой и промышленной печати в соответствии с принятой ранее стратегией и приступить к формированию в регионе рынка консалтинга и аутсорсинга в области документоемких процессов. Кроме того, у компании есть еще одна очень важная задача - укрепление бренда. "В этом вопросе у нас имеется очевидная проблема, - признает г-н Клейн. - Все думают, что мы делаем то, что мы на самом деле не делаем". (Действительно, сегодня даже в программных документах, подготовленных государственными институтами, можно столкнуться с тем, что копировальные аппараты называют "ксероксами".) Работа в этом направлении уже начата. Примерно месяц назад корпорация сменила свой логотип, указав в нем основные направления деятельности: Technology, Document Management, Consulting Services. Теперь маркетинговым службам Xerox предстоит объяснить людям, что эти слова реально означают. И уже, наверное, в этом году (но не ранее, чем для этого созреет рынок) с широкой оглаской пройдет специальное мероприятие по продаже последнего копировального аппарата Xerox. Таким образом компания рассчитывает отмежеваться от накрепко приставшего к ней ярлыка.

Xerox в России

В число стран, на которые будет распространен инвестиционный проект, естественно, входит и Россия, причем на нее придется больше половины всей суммы вложений. И это не случайно. Как пояснил Антон Бородихин, исполнительный директор "Ксерокс Россия", это подразделение остается одним из наиболее успешных в Xerox. В прошлом году его оборот превысил 190 млн. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годовым результатом на 29%. Сегодня "Ксерокс Россия", по словам сославшегося на экспертные оценки г-на Бородихина, удерживает около 80% рынка промышленной печати, а по предварительным данным IDC, по итогам 2004 г. лидирует в сегменте лазерных МФУ (с долей 36,1% в денежном выражении) и занимает третью позицию по поставкам лазерных принтеров (13,7%).

Антон Бородихин:

 "Мы давно придерживаемся простого правила:

наши партнеры на наших решениях должны зарабатывать больше,

 чем не наши партнеры на не наших решениях"

Как отметил г-н Бородихин, значительный вклад в эти цифры внесли регионы, где бизнес компании развивался иногда даже более высокими темпами, чем в Москве. Наиболее успешными оказались Урал и Сибирь. Некоторые партнеры Xerox в этих регионах за год фактически удвоили свой оборот. Увеличилось и общее число партнеров. Так, теперь у "Ксерокс Россия" насчитывается 53 премьер-партнера (рост на 20% по сравнению с началом 2004 г.), 65 бизнес-партнеров (рост в 2,5 раза), 781 авторизованный реселлер и 1153 активных реселлера. При этом общее число партнеров по офисной технике в прошлом году выросло в 2 раза. Объясняет сей факт Антон Бородихин весьма просто: "Мы давно придерживаемся правила: наши партнеры на наших решениях должны зарабатывать больше, чем не наши партнеры на не наших решениях".

Пожалуй, одним из наиболее интересных направлений в работе сегодняшней "Ксерокс Евразия" является проектное. Надо полагать, именно оно и должно обеспечить компании основу для планируемого развития рынка консалтинговых услуг и аутсорсинга в области документоемких процессов. Компания не раскрывает, какова сегодня доля этого направления в ее суммарном обороте, но за год ею реализовано сразу несколько крупных проектов. К таковым, в частности, относится проект в ОАО "Мобильные ТелеСистемы", с которым "Ксерокс Россия" сотрудничает с 1997 г. В прошлом году специалисты компании расширили функциональные и технологические возможности комплекса по массовому производству документов, интегрировав в него полноцветное оборудование и построив кластер печати. Проект предусматривал создание универсального инструмента маркетинговых коммуникаций для работы с целевыми аудиториями и VIP-клиентами. В результате был открыт интегрированный центр печати, связанный с биллинговыми системами и архивными базами данных оператора мобильной связи и позволяющий динамически менять формы представления информации в короткие сроки.

К числу крупнейших следует отнести и проекты по созданию комплексов обработки и печати документов в ОАО "Российские железные дороги", Федеральной службе по налогам и сборам РФ, архиве Государственной Думы РФ, а также проект по обеспечению процесса печати товарно-сопроводительной документации в компании "ЦВ Протек". Последний, как пояснил Владимир Лавров, директор департамента корпоративных решений "Ксерокс Евразия", имеет важную особенность - он реализован по принципам аутсорсинга. Крупный дистрибьютор фармакологической продукции "ЦВ Протек", обслуживающий около 18 тыс. аптек на территории России, столкнулся с проблемой неконтролируемого увеличения затрат на подготовку сопроводительных документов к поставляемым партиям лекарственных препаратов. Решение этой проблемы взяла на себя "Ксерокс Евразия", причем контрольным параметром для заказчика в данном случае была не производительность оборудования печати и не цена всего решения (созданная по проекту инфраструктура принадлежит "Ксерокс Евразия"), а стоимость услуги по своевременной подготовке необходимых дистрибьютору документов.

Владимир Лавров:

 "Экономический эффект от реализации проекта

в "ЦВ Протек", по оценкам заказчика, превысил 1 млн. долл."

Данные проекты, по словам г-на Лаврова, отражают направление, в котором движется компания. Вместе с тем, развиваться оно будет параллельно с остальными. Как утверждает Константин Клейн, сегодня все они поддержаны ресурсами в равной мере и руководство "Ксерокс Евразия" будет следить за соблюдением этого баланса в дальнейшем.

Версия для печати