ДИСТРИБУЦИЯ
Компания перевыполнила планы развития бизнеса в 2004 г.
Входящая в "Национальную компьютерную корпорацию" дистрибьюторская компания OCS (www.ocs.ru) обнародовала некоторые итоги 2004 г. и поделилась видением развития рынка и своими планами на 2005-й. Абсолютные значения оборота и прибыли она раскрывать не стала, ограничившись представлением относительных показателей, которые, тем не менее, являются хорошими ориентирами для понимания происходящих на отечественном ИТ-рынке процессов.
Как сообщил президент OCS Максим Сорокин, рост оборота фирмы в прошлом году составил 41%, причем наиболее динамично развивались продажи в регионах: закупки региональных дилеров в целом выросли на 69%, а через местные филиалы - на 87%. При этом на долю филиалов пришлось 23% оборота, а их вклад в копилку компании распределился следующим образом: "OCS-Пермь" - 33%, "OCS-Воронеж/Ростов" - 22%, "OCS-Екатеринбург/Челябинск" - 14%, "OCS-Нижний Новгород" - 13%, "OCS-Новосибирск" - 10% и "OCS-Самара" - 8%.
Максим Сорокин: "Мы намерены
инвестировать в укрепление
корпоративного духа OCS"
По словам директора по маркетингу Роксаны Янборисовой, в настоящее время с OCS сотрудничает порядка 3000 дилеров. В 2004 г. новые дилеры принесли порядка 10% оборота. Потери же из-за ухода некоторых партнеров в течение последних трех лет колеблются в пределах 1,5-2%, что сравнимо со вкладом крупнейшего дилера OCS, который обеспечивает примерно 2,6% оборота. С географической точки зрения основной оборот дистрибьютора приходится на регион Центральной России (46%), дальше с заметным отставанием следуют север и северо-запад (19,5%), Урал (14%), Сибирь, юг России и Поволжье (по 6%). Другие страны СНГ приносят 2% продаж, еще меньше - Дальний Восток: всего 0,5%. С точки зрения распределения центр - регионы Москва обеспечивает 44% продаж, Санкт-Петербург - 18, регионы - 38%.
"Центральный офис подобен крупному гребню, а региональные филиалы - словно мелкие гребенки" - так образно охарактеризовала разделение функций г-жа Янборисова, объяснившая, что созданная в OCS инфраструктура продаж позволяет эффективно работать с заказчиками всех масштабов - как крупными, так и небольшими. Передовиком в деле освоения новых технологий работы с местными клиентами она назвала южный (ростовско-воронежский) филиал, опыт которого активно (причем по собственной инициативе) перенимают остальные. Роксана Янборисова также рассказала о намерении вскоре создать в Хабаровске институт дальневосточного регионального представителя, который будет напрямую взаимодействовать с нижегородским филиалом.
Роксана Янборисова: "Филиалы
активно перенимают друг у друга
лучший опыт"
Как отметил директор OCS по продажам Дмитрий Русин, сегодня компания предлагает порядка 35 продуктовых линеек. Ее бизнес сконцентрирован на четырех основных направлениях. Крупнейшее из них - ПК и серверы на платформе Intel, а также периферийное оборудование - приносит 41% оборота, но растет медленнее других: в 2004 г. всего на 27%. Второе по величине направление - компоненты и мониторы - дает 29% оборота и растет быстрее всех (на 69%). Доля сегмента сетевого и телекоммуникационного оборудования в структуре продаж компании составляет 19%, темпы роста - 29%. Самое же небольшое пока направление бизнеса - серверы на платформе Risc/Unix и системы хранения - хоть и принесло OCS лишь 11% оборота, зато продемонстрировало опережающую динамику роста: 55%. "Динамика рынка формируется в областях компонентов и Risc/Unix/Storage", - подытожил директор по продажам.
Как весьма успешное г-н Русин охарактеризовал направление дистрибуции инфраструктурного ПО, развитие которого в OCS началось с подписания в марте 2004-го соглашения с Veritas Software. В течение полугода неоднократные закупки продуктов этой компании осуществили 26 дилеров, а объем продаж к концу года составил 1,2 млн. долл. Отметим, что на рынке ПО компания присутствует всего лишь два года и соответствующий опыт пока еще только нарабатывает.
Из приоритетных направлений развития бизнеса OCS в 2005 г. Максим Сорокин в первую очередь выделил развитие поставок инфраструктурного ПО (для систем хранения, кластеров и т. д.) и дистрибуции компьютерных компонентов. По его оценкам, огромные перспективы таит рынок ноутбуков, который компания осваивает с прошлой весны. На сегодняшний день поставки этой техники дилерам OCS превысили тысячи штук в месяц, а ассортимент составляют марки семи ведущих вендоров. Еще одно интересное направление - расширение работы с розничными сетями (это особенно важно с точки зрения роста продаж ноутбуков и компонентов), которым OCS весьма эффективно помогает решать сложные задачи оперативных закупок широкой номенклатуры товаров.
В OCS полагают, что в нынешнем году отечественный ИТ-рынок будет расти быстрее, чем в прошлом. Технический директор компании Руслан Чиняков столь благоприятный прогноз обосновывает несколькими факторами, такими, как переход многих компаний малого бизнеса в категорию корпоративных с соответствующим масштабированием ИТ-потребностей; снижение ценовой планки для ряда тяжелых технологий (например, появление недорогих систем хранения корпоративного уровня); реализация отложенного из-за прошлогодней административной реформы спроса предприятий госсектора.
В прошлом году, как сообщил г-н Чиняков, технический центр OCS обработал более 6000 запросов компаний-партнеров, причем выросло не только их число (в 1,5 раза), но и сложность. В планах технической службы дистрибьютора - усиление поддержки канала, включая создание временных рабочих групп для помощи в сложных проектах. В информационно-разъяснительной работе с партнерами акцент будет делаться на раскрытии возможностей современных технологий не только в плане обучения технических специалистов, но и с точки зрения открываемых для бизнеса перспектив.
В заключение отметим, что к концу 2004 г. общая численность сотрудников OCS (включая работников филиалов) превысила 700 человек. В компании создана единая служба персонала, а ее президент придает особое внимание выработке корпоративного кодекса, принятие которого планируется на нынешний год.