Появление стеков программной инфраструктуры с открытыми кодами открывает новые возможности для их применения - таков вывод обсуждавшей этот вопрос экспертной группы.
"Мы рассматриваем стек открытых кодов как совершенно новое явление, прокладывающее путь в корпоративную среду большему числу компаний, - заявил генеральный партнер фирмы Matrix Partners (Уолтэм, шт. Массачусетс) Дэвид Скок. - Этот стек несет равенство".
Первыми такую модель выдвинули фирмы SourceLabs, SpikeSource и некоторые другие, решившие создать программный стек открытых кодов и предложить сервисы на его основе. Обычно в этот стек включают компоненты Linux, Apache, MySQL и PHP/Perl/Python, отчего он получил сокращенное название LAMP.
"Многие корпорации обращаются к услугам крупных разработчиков только из-за недоверия к небольшим компаниям, - сказал Скок в своем выступлении на киберсимпозиуме, ежегодно проводимом Гарвардской школой бизнеса. - В то же время компании наподобие JBoss активно трудятся над небольшими проектами с открытым кодом и охотно помечают их своими логотипами".
А вот Мартен Микос, исполнительный директор фирмы MySQLAB из шведского города Упсала, начал использование ПО с открытым кодом, полагая, что это принесет долгосрочную прибыль. "Их применение позволило нам снизить расходы на маркетинг и разработку новой продукции", - поясняет он. По мнению этого специалиста, главной движущей силой разработки открытых кодов служит отнюдь не альтруизм: создатели таких программ просто хотят что-то освоить, что-то продемонстрировать, что-то исправить.
"Чтобы начать бизнес в среде открытых кодов, нужно прежде всего сплотить энтузиастов и лишь потом открывать свою фирму", - уверен Скок.
В какой-то степени с ним соглашается и Брайан Стивенс, вице-президент по развитию операционных систем фирмы Red Hat (Рэйли, шт. Северная Каролина). Но при этом он подчеркивает, что для успеха программы с открытым кодом ее нужно делать как можно более полезной потребителю.
Для программного обеспечения с открытым кодом существует, по мнению Скока, несколько основных бизнес-моделей. Во-первых, здесь подходит модель двойного лицензирования, в рамках которой компании предлагают свои разработки бесплатно на условиях лицензии для обычных пользователей GNU GPL, а плату берут только с тех, кто начинает применять их в коммерческих целях. Во-вторых, компании могут распространять свое ПО бесплатно, но взимать деньги за его сопровождение и техническое обслуживание. И, наконец, можно предлагать бесплатно только базовую версию продукта, а его обновления и дополнения к нему сделать платными.
В качестве примера того, как можно получать прибыль в мире открытых кодов, Скок приводит корпорацию IBM. "Они сумели создать капитал на Linux, - рассказывает он. - Главным соперником корпорации на аппаратном поле всегда была Sun Microsystems, однако IBM, освоив Linux, начала преуспевать, смогла предложить целый пакет новых сервисов и оборудования".