КОНФЕРЕНЦИИ

В Москве прошла вторая международная конференция "Информационные технологии в стратегии развития российских компаний", организованная Институтом Адама Смита (www.adamsmithconferences.com). В ней приняли участие руководители таких известных компаний, как IBM Global Services, SAP C.I.S.&Baltic States, Oracle EMEA, Columbus IT Partner Russia, Kraft Foods Int., "АвтоВАЗ", "Глория Джинс", "Евросеть", Veritas Software, "Эльдорадо", Cisco Systems, ТНК-ВР и др.

Первый день конференции был посвящен управлению бизнес-процессами в российских корпорациях и методам их интеграции. Сложность процессного подхода к управлению обусловлена рядом факторов. Проектируя бизнес-процессы, надо обеспечить взаимодействие собственных сотрудников и подразделений, работа которых в той или иной степени автоматизирована с помощью различных информационных систем (ИС). Поскольку же бизнес-процессы могут пронизывать всю компанию, встает целый ряд задач интеграции ИС. Кроме того, бизнес-процессы все чаще выходят за пределы предприятия, а потому корректировка той их части, что выполняется внутри компании, влияет на бизнес партнеров или клиентов, взаимодействующих с нею. В этих условиях бывает трудно принять решение об изменении тех или иных процессов и сказать, как именно они должны быть скорректированы, а также учесть и все последствия данного шага. Не просто освоение новых процессов дается и рядовым сотрудникам. Системы Business Process Management (BPM), позволяющие в рамках удобного графического интерфейса анализировать, проектировать, внедрять и оптимизировать бизнес-процессы, позволяют привлечь к проектированию руководителей функциональных бизнес-подразделений. Система BPM делает гибким взаимодействие внутренних и внешних пользователей, с ее помощью можно без особого труда формализовать управление исполнением заданий, интегрировать приложения. Однако, судя по опыту выступавших на конференции специалистов, инструменты BPM не решают всех проблем в данной области. Они лишь предоставляют средства, помогающие консолидировать стратегии, задачи, людские ресурсы, функции, документы и пр. в единую непротиворечивую систему. Главной остается задача измерения эффективности отдельных бизнес-процессов и работы компании в целом, определение параметров и критериев оценки их качества, а это требует системного подхода к проблеме.

Интеграция бизнес-процессов в рамках корпорации позволяет упростить регистрацию и анализ происходящих бизнес-событий. В качестве инструментария для такой интеграции могут быть использованы специализированное ПО промежуточного слоя, средства, встроенные в ERP-системы, а также заказные разработки. Подход к интеграции зависит от имеющейся на предприятии ИТ-инфраструктуры, ресурсов, числа интегрируемых процессов и их изменчивости. Сравнительно новая задача - интеграция с партнерами по бизнесу. К ней еще не все готовы, но есть уже и успешные примеры. Идея гиперинтеграции, выдвинутая компанией Cisco Systems, подразумевает равномерное, сбалансированное развитие и внедрение трех базовых элементов: приложений, ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов. Любая попытка создать не уравновешенную другими компнентами ИТ-инфраструктуру приводит к отрицательным результатам и неоправданно высоким расходам.

Компания VERITAS Software особое внимание уделяет проблеме обеспечения непрерывности бизнеса. Ее подход подразумевает, что на предприятии разработана соответствующая стратегия, имеются необходимые системы управления и стандарты. Здесь приходится думать о повышении готовности приложений, управлении инцидентами, резервном копировании, послеаварийном восстановлении данных и пр. А поскольку ключевой фактор в построении системы управления непрерывностью бизнеса - это люди, без формирования корпоративной культуры также не обойтись.

Публичные компании, то есть такие, чьи акции котируются на бирже, в связи с ужесточением требований со стороны органов государственного регулирования поставлены перед необходимостью наладить систему внутреннего контроля за управлением бизнес-процессами, рисками и формированием отчетности. Там введена персональная ответственность CEO и CFO за достоверность предоставляемой финансовой отчетности, они обязаны проводить аудит бизнес-процессов с целью прозрачности деятельности своих компании. Пример построения подобной системы внутреннего контроля и аудита на базе инструментария Oracle ICM (Internal Control Manager) представила на конференции компания "Квазар-Микро".

Второй день работы конференции открыл директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов. Он сказал, что, решая задачу движения к информационному обществу, министерство отводит важную роль взаимодействию с ведущими российскими ИТ-фирмами. Речь идет о создании в стране единой информационной среды и подготовке условий для вхождения России в глобальное информационное общество. Известно, что значительная доля стоимости крупнейших в мире по капитализации компаний заключается не в материальных, а в информационных активах. Другими словами, общественное благосостояние сегодня в значительной мере базируется на информации. В нашей же стране оно поддерживается за счет сырьевых активов, и это положение надо менять. В правительстве понимают, что продажа сырьевых ресурсов не сможет решить задачу удвоения ВВП к 2010 г. И особые надежды оно возлагает на информационно-коммуникационные технологии. Хотя в прошлом году этот сегмент российского рынка вырос на 26,3%, в нем еще очень высока доля внутреннего потребления. Если, скажем, в Индии экспорт ИТ составляет 80%, то в России - всего 14%. В связи с этим сегодня разрабатывается ряд налоговых и таможенных мер, которые подстегнут ИТ-производство в стране. Поддержку получит и создание центров аутсорсинга различных ИТ-услуг.

Концепция электронного правительства вплотную подводит нас к широкому внедрению ИТ-решений в органах государственной власти. Разработаны основы архитектуры электронного правительства, есть нормативная база для взаимодействия государства и бизнеса с помощью открытых стандартов. В марте заработает предусмотренный законом об ЭЦП корневой удостоверяющий центр. Будет максимально упрощено, а в будущем и вовсе ликвидировано лицензирование в области ЭЦП. В ходе совершенствования нормативной базы претерпит изменения закон об информатизации, информации и ее защите. Информация станет предметом хозяйственного оборота, что будет способствовать повышению капитализации компаний. В целом задача министерства, по мнению г-на Бяхова, состоит в создании благоприятных условий для развития ИТ. А оно, в свою очередь, позволит российскому бизнесу быстро интегрироваться в мировой ИТ-рынок и успешно конкурировать на международной арене.

Говоря о современном этапе развития корпоративных ИС, докладчики отмечали их ориентацию на обслуживание функциональных подразделений, составляющих так называемую цепочку создания добавленной стоимости. Производственные подразделения заинтересованы в системах управления поставками, отношениями с поставщиками, жизненным циклом изделий. Департаменты сбыта и маркетинга нуждаются в CRM-функциях, финансовые структуры - в учетных и аналитических финансовых инструментах. В нынешних условиях возрастает роль ИТ-руководителей среднего звена. Этим специалистам присущ более системный подход к проблемам, отличающий их от других руководителей того же уровня. А это способствует превращению ИТ в важный инструмент развития бизнеса. Общей проблемой больших и территориально распределенных компаний становится информационное взаимодействие отдельных его подразделений между собой и с внешними партнерами.

О своих возможностях заявила на конференции и дочерняя фирма компании CHG-MERIDIAN Leasing (Германия), только что открытая в Москве и предлагающая полный спектр услуг в области ИT-лизинга для промышленных и торговых компаний, финансовых институтов, а также для государственных учреждений. Основными преимуществами ее бизнес-модели являются неангажированность при выборе поставщика, поскольку его называет сам клиент (ИT-портфель компании включает продукты от всех известных производителей персональных компьютеров, сетевого оборудования, систем UNIX, AS/400, мэйнфреймов и т. д.), а также возможность выбора любого банка (контракты "ЦХГ-МЕРИДИАН" заверены независимыми аудиторами и признаются коммерческими банками по всей Европе). График лизинговых платежей согласуется с проектами клиента и может учитывать особенности его бизнеса, например сезонность. Допускается возврат взятого в лизинг оборудования, а также его замена на более современные модели.