ERP
Стремительно набирает популярность новый жанр пресс-конференций: рапорты о грядущих успехах. Так, в конце марта российское и украинское представительства немецкой консалтинговой компании itelligence (www.itelligence.ru) сообщили о старте двух проектов по внедрению специализированных решений mySAP All-in-One в российской фирме "Продукты питания", занимающейся производством замороженных полуфабрикатов из мяса птицы, и киевской сети ресторанов быстрого обслуживания "Швыдко", противопоставившей заморским гамбургерам свое фирменное блюдо - вареники. Казалось бы, в сообщении о начале интересного проекта нет особой крамолы, однако присутствие среди заказчиков компании "Продукты питания" вызвало грустные ассоциации.
В середине 2002 г. мне довелось участвовать в аналогичной по жанру пресс-конференции фирмы "ЭпикРус", посвященной началу проекта развертывания в тех же "Продуктах питания" системы производственного планирования infor: COM, которая должна была дополнить уже эксплуатировавшуюся к тому времени систему финансового учета ERA Financials. И поставщик решения, и заказчик были настолько восхищены возможностями указанных программных продуктов, что свою заметку я тогда озаглавил "Золотому петушку" комфортно с "ЭпикРус" (продукция компании выпускается под брендом "Золотой петушок", см. PC Week/RE, N 27/2002, с. 18). Прошло два года, и все переменилось: президент "Продуктов питания" Стефано Влахович среди основных причин смены ERP-системы назвал неудовлетворенность прежним учетно-управленчеким решением. А ведь за него пришлось заплатить немалые деньги: в 2002 г. вице-президент "Продуктов питания" Дамир Имамович заявил, что стоило оно никак не меньше 100 тыс. долл. Нынешний проект обойдется заказчику в 500 тыс. долл. (70 рабочих мест), что составляет 0,6% его годового оборота. Гораздо больший риск у сети "Швыдко": стоимость ее проекта (300 тыс. долл. на 30 рабочих мест) приближается к 8% годового дохода и сравнима со стоимостью создания нового ресторана (сейчас их 11). И хотя оба заказчика выразили уверенность в успехе, мы, чтобы не сглазить, отложим оценку экономического эффекта указанных проектов до их завершения.
Ирина Заинчковская: "В российском
и украинском представительствах itelligence
более 20 сертифицированных консультантов
по продуктам SAP"
Тем не менее выбор сделан. На чем он основывался? Формально и в том, и в другом случае проводился открытый тендер (его участников так и не назвали), по результатам которого и принималось решение. Отдавая должное функциональности, масштабируемости, полноте и прочим достоинствам продуктов SAP, не следует забывать о важной особенности решений mySAP All-in-One: каждое из них представляет собой жестко сконфигурированную партнером SAP систему mySAP Business Suite, предназначенную для управления предприятиями, принадлежащими к одной достаточно узкой вертикали. Такой подход делает решение максимально стандартизованным, фактически заставляя подгонять под него бизнес-процессы предприятия, но зато оно быстрее внедряется и обходится дешевле.
Заказчика, естественно, интересует, насколько удачно реализована та жесткая конструкция, на базе которой ему придется строить свою повседневную деятельность. Определенную уверенность в этом смысле должна бы принести процедура квалификации подобных решений, проводимая компанией SAP, но, как заявил директор по развитию бизнеса СМБ ее российского представительства Александр Антипов, такую процедуру в нашей стране до конца еще не удалось пройти никому. Дело в том, что наряду с выполнением ряда формальных условий, поставщик конкретного решения mySAP All-in-One должен иметь за плечами как минимум три успешных внедрения своего детища. В этом плане несомненное преимущество получают крупные зарубежные консалтинговые фирмы, к числу которых относится и itelligence. В ее арсенале более десятка специализированных решений mySAP All-in-One, которые, по словам директора украинского офиса itelligence Ирины Заинчковской, прошли сертификацию в США и Европе. И хотя формально подобные сертификаты в России нужно подтверждать заново (в частности, на соответствие местному законодательству и стандартам финансовой отчетности), наличие множества зарубежных предприятий близкого профиля, успешно эксплуатирующих данную систему, убеждает потенциального заказчика лучше всяких сертификатов.
Именно так "Продукты питания" остановили свой выбор на решении it.consumer, построенном по технологии mySAP All-in-One и локализованном российским представительством itelligence: сначала они посетили близкое по профилю предприятие в США, где it.consumer давно и успешно используется. Менеджеры сети "Швыдко", выбирая аналогичное локализованное решение it.trade, руководствовались иными соображениями, но, несомненно, и они принимали во внимание его обширную инсталлированную базу. Все это означает, что вслед за itelligence в нашей стране могут появиться и другие крупные западные конкуренты, играющие на том же поле, что и российские партнеры SAP по программе mySAP All-in-One, и имеющие перед ними естественное преимущество (по крайней мере, на начальном этапе программы mySAP All-in-One). Кроме того, если данная программа будет успешно развиваться, решения SAP начнут вытеснять работающие у заказчиков инородные учетные системы (в "Продуктах питания" в этом качестве выступала ERA Financials, в "Швыдко" - "1С: Бухгалтерия"), а не интегрироваться с ними, поскольку жесткая конфигурация mySAP All-in-One этого изначально не предполагает (название, которое в переводе звучит как "Все в одном", говорит само за себя).
Как скоро мы сможем оценить результаты? В "Швыдко" проект планируют завершить в течение года, а в "Продуктах питания" на это отводят 9 месяцев. Вот тогда мы и узнаем, стало ли по-настоящему комфортно "Золотому петушку" и украинскому варенику с решениями SAP.