КОНФЕРЕНЦИИ

С интервалом в четыре дня в Москве прошли две схожие по формату конференции лидеров мирового и отечественного рынка ERP. О "Весеннем форуме SAP" мы уже писали (см. PC Week/RE, N 13/2005, с. 1), но в предлагаемом вниманию читателя отчете об Oracle AppsForum трудно будет удержаться от некоторых параллелей и сопоставлений. С полной уверенностью можно констатировать существенный рост интереса к системам корпоративного управления со стороны предприятий СНГ: обе конференции собрали более тысячи участников, а на пленарных заседаниях зал был забит до отказа.

Мероприятие Oracle (www.oracle.com/ru) продолжалось два дня, что дало возможность провести в первый день десять секционных потоков по вертикальным решениям, а во второй - семь потоков по функциональным блокам пакета Oracle E-Business Suite. Если на форуме SAP особое внимание уделялось интеграционной платформе NetWeaver и реализации на ее основе сервисно-ориентированной архитектуры, то на конференции Oracle о ее технологическом стеке, масштабируемой СУБД или Grid-архитектуре упоминалось лишь вскользь. В фокусе были конкретные проекты, специфические для той или иной отрасли бизнес-процессы, проблемы внедрения и т. д. Создавалось впечатление, что организаторы обеих конференций вольно или невольно стараются сломать определенные предрассудки и стереотипы, сложившиеся на рынке ERP.

О том, насколько они живучи, свидетельствует и доклад старшего вице-президента Oracle по региону EMEA Альфонсо Ди Ианни, в котором одной из главных слабостей продуктов SAP называлось отсутствие у этой компании собственной технологической платформы и ПО промежуточного слоя. Не скрою, похожие по стилю заявления мне доводилось слышать и из уст руководителей SAP; здесь, правда, акцент делался на отсутствие у Oracle столь же богатой, как у SAP, практики в области управления бизнесом. Думается, оба эти тезиса сегодня уже неверны: SAP успешно продолжает экспансию на рынок технологического ПО, а Oracle (и это показала прошедшая конференция) может похвастаться замечательными крупными проектами по автоматизации управления бизнесом. Тем не менее, судя по программам двух конференций, по-прежнему первая компания чувствует себя обязанной доказывать серьезность своих планов в области развития технологической платформы, а вторая - наличие компетенции в корпоративном управлении.

Альфонсо Ди Ианни:

"Учитывая большой потенциал российской экономики,

в Oracle рассматривают этот регион как один из ключевых"

Нуждается ли Oracle в подобных подпорках, особенно после приобретения ею таких авторитетных игроков рынка ERP, как PeopleSoft и (совсем недавно) Retek? Вряд ли. Сами за себя говорят и успехи корпорации в нашей стране: за год, прошедший после предыдущей конференции, у Oracle появилось здесь 22 новых заказчика, а общее их число перевалило за сотню (сюда входят и бывшие российские клиенты PeopleSoft). Продажи лицензий выросли на 40%. У компании есть уже 15 партнеров по Oracle E-Business Suite. Три из них ("Борлас", TopS BI и "Квазар-Микро") сертифицированы и имеют в своем составе сотни квалифицированных консультантов (всего их в странах СНГ более 600).

Самый широкий по функциональности проект в Центральной и Восточной Европе по внедрению Oracle E-Business Suite (он был признан корпорацией лучшим в регионе EMEA в 2004 г.) завершен на Магнитогорском металлургическом комбинате, причем запуск системы в промышленную эксплуатацию произошел на два месяца раньше планового срока. В его рамках проведена интеграция ERP с MES-контуром цехового управления. Развернуто 1450 рабочих мест, а в общей сложности с системой будут иметь дело более 2300 пользователей.

Два проекта продолжаются в ведущих российских сотовых компаниях - "ВымпелКоме" и МТС: первая построила типовую систему и начинает ее тиражирование в региональные филиалы, МТС завершила первый этап и развернула более 800 рабочих мест. Продвигается вперед и крупнейший в истории нашей страны ERP-проект в "Связьинвесте" (75 тыс. рабочих мест!): здесь точно в срок удалось создать так называемую мастер-систему, на основе которой будут строиться решения в региональных дочках телекоммуникационного гиганта. О самом масштабном внедрении этого года стоимостью 11,5 млн. долл., происходящем сегодня в холдинге "ЕвроХим", мы уже писали (см. PC Week/RE, N 2/2005, с. 1). В сети магазинов электроники "МИР" в составе системы управления впервые в нашей стране использован модуль консолидации данных о клиентах Oracle Customer Data Hub. На "Уралкалии", где система Oracle E-Business Suite успешно эксплуатируется уже два года, развернут очень важный для данного предприятия модуль управления основными фондами и ремонтами. В ОКБ "Сухой" наряду с традиционными бизнес-процессами будет автоматизировано управление жизненным циклом выпускаемых здесь изделий. Первым клиентом Oracle в медиаиндустрии недавно стал телеканал НТВ.

Андрей Драченко:

 "Oracle по-прежнему ориентируется на крупных российских заказчиков"

С особым интересом было выслушано выступление члена правления РАО ЕЭС России и руководителя центра по реализации проектов реформирования энергопредприятий Александра Чекунова. Затянувшаяся реформа отрасли (в свое время ее предполагалось завершить в 2004 г.) выходит на финишную прямую: в 2007 г. вместо единого холдинга появятся 26 крупных генерирующих объединений, федеральная сетевая компания, системный оператор и ряд других структур. Все они - потенциальные клиенты поставщиков ERP-систем, поскольку управление ими должно строиться на совершенно новой основе. По словам г-на Чекунова, сегодня назначены генеральные директора 26 упомянутых генерирующих компаний и некоторые из них уже приступили к выбору системы корпоративного управления. Между Oracle и РАО ЕЭС заключено соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве, причем в настоящее время корпорация выполняет проекты в головном офисе РАО ЕЭС и на ряде предприятий холдинга.

Тем не менее никаким особым приоритетом в данной отрасли Oracle не пользуется: она на равных конкурирует с другими поставщиками ERP-систем. В некоторых регионах сильные позиции имеет основной соперник корпорации - компания SAP. На основе mySAP Business Suite строится, например, управление Белгородэнерго и Межрегиональной распределительной сетевой компании Центра и Северного Кавказа. Ее же выбрал для своих предприятий Росэнергоатом (см. PC Week/RE, N 25/2003, с. 1). Все это означает, что в ближайшие два года развернется нешуточная борьба за огромный и малоосвоенный рынок постреформенной энергетической отрасли. Чего ждут энергетики от поставщиков ERP-систем? По мнению г-на Чекунова, решений, учитывающих отраслевую специфику и особенности будущего энергетического рынка России. Одним из них вполне может стать система "Электроэнергетика. Строительство, модернизация, ремонт и техническое обслуживание", разработка которой была анонсирована на данном форуме. Поскольку риски здесь очень велики, энергетики хотели бы получить от вендора апробированное вертикальное решение, учитывающее не только специфику данной отрасли, но и особенности российской практики ведения бизнеса. Г-н Чекунов даже помечтал вслух о том, чтобы такие решения были еще и сертифицированы каким-либо авторитетным органом или самим РАО ЕЭС.

Сертификация, как оказалось, тоже бывает мощным аргументом в деле изживания укоренившихся предрассудков. На данной конференции было обнародовано решение Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБР) о сертификации локализованной версии Oracle E-Business Suite, подтвердившей ее соответствие принципам организации и ведения бухучета в нашей стране. Здесь Oracle пошла по дороге, уже проторенной ее конкурентами. Долгое время зарубежным вендорам приходилось с переменным успехом бороться еще с одним стереотипом - тезисом о недостаточной поддержке в их продуктах российского законодательства, в частности в области бухучета. В конце концов кем-то было найдено гениальное решение - сертификация продукта в ИПБР и получение на ее основе рекомендации Министерства финансов. Теперь не нужно тратить много слов: достаточно показать заказчику сертификат ИПБР. После того как по такому пути пошли SAP, Microsoft Business Solutions, "1С" и "Галактика" (см. PC Week/RE, N 3/2004, с. 2), отсутствие подобного свидетельства у Oracle выглядело бы уже подозрительно.

Процедура тестирования и сертификации, принятая в ИПБР, весьма трудоемка: на проверку Oracle E-Business Suite ушло, по словам генерального директора ИПБР Олега Островского, восемь месяцев, а отчет о ней содержит более тысячи страниц. Руководитель ИПБР упомянул и о своеобразном побочном эффекте сертификации: ликвидация замеченных в ее ходе огрехов существенно повысила качество локализованной версии Oracle E-Business Suite. Огрехи выявлялись, по словам г-на Островского, и при сертификации продуктов всех упомянутых выше вендоров.

Нисколько не умаляя значимости подобных мероприятий, следует понимать, что сертификат ИПБР имеет символическое значение. Ведь проверяется конкретная версия программного продукта и определяется ее соответствие действующим на данный момент нормативным актам. На форуме много говорилось о достоинствах новой версии Oracle E-Business Suite 11i.10, но ведь сертифицирована не она, а ее предшественница. В своем выступлении начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Минфина Александр Бакаев отметил, что в ближайшие три года методология бухучета и соответствующие нормативные акты претерпят кардинальные изменения. Отсюда следует, что сертификат ИПБР формально потеряет силу очень быстро и будет свидетельствовать скорее не о качестве локализации, а о высокой квалификации отвечающего за нее подразделения. 

В какой-то мере Oracle AppsForum ответил и на вопрос о месте, отводимом московским офисом корпорации продуктам недавно приобретенной компании PeopleSoft. Хотя для этих решений и была выделена специальная сессия, выступали на ней не клиенты, а консультанты из российских отделений Deloitt & Touche и Robertson & Blums, бывших ранее партнерами PeopleSoft (точнее, купленной ею фирмы JD Edvards). Как заявил директор Oracle CIS по продажам бизнес-приложений Андрей Драченко, система JD Edwards EnterpriseOne будет предлагаться предприятиям среднего масштаба, занимающимся розничной торговлей, машиностроением и производством пищевых продуктов. Это означает, что она не должна конкурировать с пакетом Oracle E-Business Suite, ориентированным исключительно на крупных заказчиков. А если учесть слова г-на Драченко о том, что доктрина Oracle CIS - это качественное внедрение ERP-систем на крупнейших предприятиях, следует констатировать, что продвижение на отечественном рынке систем PeopleSoft так и останется для местного офиса Oracle задачей второго плана.

Версия для печати