КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проверка знаний и квалификации - это важная составляющая часть процесса подготовки ИТ-специалистов. К сожалению, классическая схема "обучение - экзамен" сегодня фактически ограничивается академической системой образования; модель специализированного повышения квалификации (а именно этим занимаются учебные центры) такой проверки сейчас не предусматривает. За последние годы оценка подготовки специалиста сводится к проведению авторизованных сертификационных экзаменов, разработанных соответствующими поставщиками ИТ. (Причем тестирование, строго говоря, проводят не УЦ, а независимые сертифицированные центры тестирования.) Однако такой "фирменной" сертификации уже явно недостаточно. Во-первых, далеко не все специалисты по окончании курсов идут на сертификационное тестирование (среди слушателей, которые обучаются на средства организаций, не более 30% в дальнейшем сдают сертификационные экзамены). А за документом о "прослушивании" курса (его выдает УЦ фактически всем, кто не прогуливал занятия) в реальности может скрываться большой разброс в знаниях. Во-вторых, реальный спрос на тестирование не ограничивается лишь сдачей подобных экзаменов. Вот примеры типичных ситуаций.
- Студенты и начинающие специалисты. При поиске работы им важно реально оценить собственный уровень подготовки, чтобы выявить пробелы в знаниях и залатать их.
- Предучебное тестирование. Перед началом того или иного курса очень важно оценить готовность потенциальных слушателей. Это нужно и ученикам (чтобы реально понять свои возможности), и преподавателям (например, чтобы сформировать равноценные по силам группы и соответственно скорректировать план занятий).
- Послеучебное тестирование. Это нужно и работодателям (особенно если они оплачивали обучение сотрудников), и слушателям (проведение экзаменов существенно повышает уровень усвоения материала), и учебному центру (оценка качества собственной работы).
- Оценка квалификации при приеме на работу и в ходе производственной деятельности. Тут особые комментарии излишни.
Учитывая все эти моменты, учебный центр "Микроинформ" решил в своей работе сделать особый акцент на вопросы тестирования знаний в области ИТ (как специалистов, так и пользователей) и на своем сайте в начале апреля открыл Центр дистанционного тестирования (ЦДТ, www.test.microinform.ru). В нем есть несколько разделов.
- Тест-драйв. Пользователям и специалистам предлагаются пробные тесты по различным темам компьютерных и сетевых технологий (желательно пройти их перед началом обучения).
- Официальное тестирование. Оно предлагается слушателям УЦ по завершении обучения как по авторским курсам "Микроинформа" (веб, Linux, Oracle, пользовательские), так и по авторизованным курсам Microsoft, 3Com, Novell, Fujitsu Siemens Computers, Depo, Kyocera Mita, EuroLAN. При этом после успешного прохождения теста слушатели наряду с сертификатом вендора об окончании авторизованного курса получают свидетельство "Микроинформа".
- Тестирование студентов. Здесь представлено четыре сертификационных теста для пользователей офисного программного обеспечения Microsoft. Тем, кто в течение трех месяцев успешно пройдет все эти тесты, выдается сертификат "Микроинформа", причем до 1 сентября тестирование студентов проводится бесплатно.
- Корпоративное тестирование. Этот раздел может в первую очередь заинтересовать руководителей управлений по персоналу и начальников отделов обучения государственных ведомств и крупных корпораций и фирм.
- Международное тестирование. Тут представлена информация о сертификационных тестах и правилах их прохождения в международных центрах тестирования VUE и Thomson Prometric, которые работают в "Микроинформе".
Наиболее интересными и новыми в ЦДТ "Микроинформа" являются разделы "Официальное тестирование" и "Корпоративное тестирование" (система "Тест-драйв" работает в УЦ уже несколько лет, ее применяют и некоторые другие учебные центры).
По сути официальные тесты являются аналогами авторизованных экзаменов, но с четкой привязкой к учебным курсам. Поскольку их разрабатывают инструкторы, читающие курсы, вопросы в них акцентируются на наиболее актуальных темах и интересных для практики моментах. Тесты представлены на русском языке (в отличие от фирменных, которые даются только на английском) и доступны более широкой аудитории (авторизованные центры тестирования находятся в ряде крупных городов России), их можно гибко применять непосредственно в ходе обучения. Организации, направляющие на обучение своих сотрудников, могут сразу заказать обязательное тестирование для своего слушателя. Это, с одной стороны, заставит его более ответственно относиться к процессу обучения, а с другой - позволит заказчику получить дополнительную объективную информацию о знаниях и способностях своего работника.
Фактически, если сравнивать с фирменным экзаменом, то речь идет только о престижности свидетельства, выдаваемого "Микроинформом". Но авторитет этого старейшего в нашей стране УЦ достаточно высок, к тому же экзаменуемому выдается официальный отчет о сдаче теста с оценкой знаний по различным темам.
В основе предложений по разделу "Корпоративное тестирование" лежат наработки, полученные в ходе выполненных проектов "Микроинформа", в первую очередь это программа регионального обучения и тестирования пользователей Системы электронной обработки данных Министерства по налогам и сборам России (см. PC Week/RE, N 10/2005, с. 48) и система тестирования работников МИД РФ по новым информационным технологиям.
С помощью этих методов массового тестирования можно проводить проверку квалификации как сотрудников ИТ-отделов, так и работников предприятий на знание офисного ПО. Практика показывает, что уже сам приказ руководителя организации о предстоящем тестировании заставляет активно изучать и осваивать ПО (никому не захочется быть в двоечниках), а этого-то и требовалось достичь для повышения эффективности применения компьютерной техники. По результатам же тестирования менеджеры смогут сделать выводы, кого нужно поощрить, кого научить, а с кем и расстаться...
По мнению представителей "Микроинформа", дистанционное тестирование особенно значимо при проведении регионального обучения. Вот последний пример: в начале апреля в Нижнем Новгороде центр проводил курсы "Евролан" по структурированным кабельным системам, а по их завершении проводилась проверка знаний на сервере "Микроинформа" под контролем инструктора. При этом как для слушателей, так и для направивших на обучение организаций значимость обучения явно возросла.