ИТ И БАНКИ

В конце апреля в Москве состоялся круглый стол на тему "Реалии банковской и страховой автоматизации", в котором приняли участие представители крупных российских банков и страховых компаний, а также ряд ИТ-фирм. Мероприятие посвящалось проблемам информатизации финансовой и страховой деятельности, продвижению передовых технологий и сервисов.

Заседание круглого стола открыл директор департамента информационных систем Банка России Михаил Сенаторов докладом "Перспективы развития ИТ в банковской системе России". Он отметил, что от ИТ-стратегии банков в ближайшее десятилетие будет зависеть успех банковского дела. Автоматизация становится важным инструментом бизнеса, а уровень развития ИТ определяет дальнейшую судьбу банка.

Основным условием нормального функционирования финансового учреждения является достаточность ресурсной базы. Увеличение ее стало серьезной стратегической задачей, особенно после кризиса 1998 г. Даже банки, созданные для собственных целей крупными отраслевыми компаниями и имеющие огромную ресурсную базу, приобретая сегодня большую самостоятельность в построении своего бизнеса, оказываются перед проблемой ее расширения. Решение этой задачи напрямую связано с привлекательностью тех финансовых инструментов, которые выведены на рынок, а также с ИТ-инфраструктурой, обеспечивающей их реализацию.

Использование ИТ как инструмента предоставления доступа широкому кругу клиентов к банковским услугам определяет второе направление стратегического развития - расширение клиентской базы. Третья перспективная область применения ИТ - это управление рисками (финансовыми, системными, организационными). Новым этапом работы с рисками станет вступление в 2006 г. в силу соглашения о достаточности капитала ("Базель II"), принятого Базельским комитетом по банковскому надзору. В области системных рисков за последние годы появилось новое требование - к катастрофоустойчивости, которое подразумевает территориальное разнесение площадок размещения вычислительных комплексов и мощные информационные каналы связи. Значимость этого направления зависит от размеров бизнеса и должна учитываться его руководством. Четвертое направление развития ИТ связано с сокращением внутренних расходов банка с целью увеличения рентабельности и ресурсной базы. Нынешняя ситуация в российских банках, сказал г-н Сенаторов, характеризуется низким уровнем автоматизации и стандартизации производственных процессов. Внедрение ИС в разные периоды жизни привело к малосвязанному набору систем, разрыву в используемых технологиях. Сегодня набор финансовых инструментов, предлагаемых нашими банками, существенно беднее того, что предоставляется западными. Среди объективных причин такого положения - сравнительная молодость банковской системы страны, а также низкий уровень информатизации общества в целом. Тяжело отразился на развитии отечественной банковской системы и подрыв доверия к ней населения из-за кризиса 1998 г. и деятельности финансовых пирамид, последствия чего еще психологически не преодолены и усугублены событиями 2004-го, когда ряд банков отказался выполнять свои обязательства перед клиентами. Сказывается и несовершенство ИС, и плохое качество линий связи, и недостаточные серверные мощности для централизованного закрытия операционного дня.

Информатизация финансового сектора в цифрах

Анализ затрат на ИТ в Европе, проведенный компанией Gartner, показывает, что финансовые учреждения лидируют со значительным отрывом от предприятий большинства остальных отраслей. В 2005 г. расходы на ИТ в сфере банковских услуг составят: в Восточной Европе - 6,213, а в России - 1,736 млрд. долл. Общие ИТ-расходы предприятий страны в 2005 г. оцениваются в 19,476 млрд. долл., что по сравнению с предыдущим годом выше на 14,5%.

Возможные пути решения проблем - предоставление клиентам нужного и дешевого сервиса современными средствами (банкоматы, пункты самообслуживания, автоматизированные банковские офисы), расширяющими территориальное присутствие банков; развитие механизмов безналичных платежей для оплаты товаров и услуг в торговых и сервисных сетях, а также использование сотовых телефонов для мелких финансовых операций. Все это призвано сократить издержки и увеличить ресурсную базу банка. Активнее следует изучать и западный опыт, подходя к нему с учетом российской реальности. И вот что важно еще: прежде чем внедрять ту или иную новинку, следует просчитать экономический эффект от ее приобретения, увязать со стратегией развития бизнеса.

Среди причин, обусловивших низкий уровень автоматизации российских банков и страховых компаний, были отмечены низкая заинтересованность в прозрачности бизнеса (когда получение внешних инвестиций не является приоритетной задачей), недостаток финансирования ИТ, стремительный рост бизнеса, появление новых его направлений и отсутствие финансовых продуктов отечественных разработчиков, по качеству аналогичных западным. "Зоопарк" приложений - одна из ключевых проблем в банках и страховых компаниях. Подход к ее решению, как показывает практика, не очевиден и не тривиален. Одни считают необходимым внедрять комплексную систему, другие более эффективным полагают использование узкоспециализированных связанных между собой ИТ-решений. Если автоматизированные банковские системы большинство банков приобрело от сторонних производителей, то приложения типа CRM и аналитические они зачастую применяют собственной разработки. Хочет ли банк избавиться от них или считает целесообразным сохранить? Какие планы у банков по развитию Интернет- и мобильного банкинга, что за проблемы встают при этом? Эти и другие вопросы, предложенные участникам мероприятия для обсуждения, к сожалению, не были раскрыты в полной мере в форме открытого обмена мнениями в рамках отведенного времени.