ЭКСПОЗИЦИИ
К итогам выставки Infosecurity Europe 2005
Создается ощущение, что отечественные софтверные компании осваивают западные рынки не менее интенсивно, чем зарубежные разработчики ПО "окапываются" в России. Взять хотя бы выставку Infosecurity Europe 2005 (www.infosec.co.uk), которая входит в семейство международных выставок Infosecurity, проводимых с 1996 г. в Великобритании и ряде других стран мира. Если раньше единственным российским участником этой выставки была лишь "Лаборатория Касперского" (ЛК, www.kaspersky.ru), открывшая представительство в Лондоне в 1999 г., то в этом сезоне был представлен еще и объединённый стенд РФ, на котором единым фронтом выступил ряд членов межрегиональной общественной организации "Ассоциация защиты информации" (АЗИ, www.azi.ru), образованной в июне 2002 г. по инициативе ФАПСИ и Гостехкомиссии с целью создания благоприятных условий для реализации потребностей граждан, бизнеса и органов государственной власти в продуктах и технологиях защиты информации.
Геннадий Емельянов:
"В Infosecurity Europe 2005 участвуют те члены АЗИ,
которые уверены в конкурентоспособности своих продуктов"
Председатель совета АЗИ, член-корреспондент Академии криптографии РФ, член-корреспондент Российской инженерной академии, действительный государственный советник РФ 3-го класса Геннадий Емельянов отметил, что устроители Infosecurity Europe 2005, помня о той помощи, которую АЗИ оказала в организации прошлогодней выставки Infosecurity Moscow 2004 (www.infosecuritymoscow.com), проходившей с 21 по 23 сентября 2004 г. (см. PC Week/ RE, N 36/2004, с. 1), предоставила ассоциации определенные льготы по оплате стенда, на котором разместили свои экспозиции "Инфосистемы Джет" (www.jet.msk.su), ФГУП "Пензенский филиал НТЦ "Атлас"" (www.atlas.sura.ru), "Крипто-Про" (www.cryptopro.ru), "РНТ" (www.rnt.ru) и ФГУП "Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт" (www.pniei.penza.ru).
InfoWatch выходит на международную арену
Однако вернёмся к старожилу Infosecurity Europe. В этом году на стенде "Лаборатории Касперского", занявшем около 30 кв. м, широкой публике впервые была представлена её дочка - компания InfoWatch (www.infowatch.ru), разработчик систем защиты предприятий от внутренних угроз, выделившаяся в самостоятельную фирму в прошлом году (см. PC Week/RE, N 34/2004, с. 42) и уверенно наращивающая число клиентов: по словам генерального директора InfoWatch Евгения Преображенского, всего за полгода с начала продаж технологии InfoWatch взяли на вооружение Волжский гидроэнергетический каскад (www.vohec.ru), ОАО "Транснефть" (www.transneft.ru), ОАО "ВымпелКом" (www.beelinegsm.ru), Министерство экономического развития и торговли РФ (www.economy.gov.ru) и ряд других крупных заказчиков.
По своим размерам стенд "Лаборатории Касперского"
практически не уступал стендам конкурентов - McAfee и Symantec
На лондонскую Infosecurity компания InfoWatch пришла не с пустыми руками. В день открытия выставки было объявлено о том, что на базе голландского представительства ЛК, открытого в 2003 г. в г. Хертогенбоше, создан европейский офис InfoWatch. Его управляющим директором назначен Дик Гехениу (Dick Geheniau), занимающий аналогичную должность и в самом представительстве.
Цифры и факты |
На Infosecurity Europe 2005 было представлено 259 экспонентов (против 228 в 2004 г.). При этом количество новых участников оказалось равным 108, что на 10% выше прошлогоднего показателя (98). Число посетителей выставки составило 10 609 человек (в прошлом году было 9659). К выставке проявили внимание 284 представителя СМИ, что на 8% превышает аналогичный показатель прошлого года (263 журналиста). |
В обязанности сотрудников данного офиса входит деловая активность по продвижению, продаже, внедрению и поддержке решений InfoWatch компании для заказчиков Старого Света. Основными географическими приоритетами офиса станут страны Бенелюкса, Германия, Англия и Франция. Развитие бизнеса на этих территориях также будет осуществляться при поддержке локальных офисов ЛК.
Директор по маркетингу InfoWatch Денис Зенкин отметил, что уже завершена локализация на английский язык всех решений компании, включая интерфейс (около 50 окон), документацию (свыше 1000 страниц) и базу данных фильтрации. Проведен тренинг технического персонала и специалистов по продажам. Также подготовлены необходимые рекламно-маркетинговые материалы.
Лондонская выставка показала, что по степени комплексности решение InfoWatch не имеет себе равных. В 32-уровневом рубрикаторе выставки ему наиболее точно соответствуют два раздела: "Системы мониторинга и фильтрации контента" (в этот раздел "записали" свои решения 68 участников Infosecurity Europe 2005) и "Сетевая безопасность" (119). Кроме того, деятельность компании вписывается еще в три раздела выставки: "Сертификация управления ИТ-безопасностью" (24), "Разработка политики ИТ-безопасности" (40) и "Курсы по ИТ-безопасности" (29).
Топ-менеджеры InfoWatch (слева направо):
директор по продажам Рустэм Хайретдинов,
Евгений Преображенский и Денис Зенкин
Казалось бы, систем мониторинга и фильтрации контента на мировом рынке, что называется, пруд пруди. Но это только на первый взгляд. Чтобы дальнейшее изложение было понятным, напомним: интегрированный пакет InfoWatch Enterprise Solution, предназначенный для обеспечения ИТ-конфиденциальности с возможностью централизованного управления и оповещения об инцидентах в режиме реального времени, включает три составляющие (которые, вообще говоря, могут поставляться и отдельно):
- Mail Monitor, выполняющий в исходящем и входящем потоках электронной почты поиск сообщений, которые могут представлять угрозу утечки конфиденциальной информации;
- Web Monitor, реализующий обнаружение подозрительных данных в исходящем и входящем HTTP-потоках;
- Net Monitor, обеспечивающий выявление нежелательной активности пользователей в корпоративной сети (запись конфиденциальных данных на сменные носители, вывод их на печатающие устройства и т. д.).
Так вот: большинство систем, контролирующих Mail-трафик, анализируют лишь тело письма, а систем, подобных Net-монитору (т. е. осуществляющих мониторинг на уровне файловых операций), на рынке практически нет. Евгений Преображенский утверждает, что InfoWatch Mail Monitor ныне "понимает" не только все документы, созданные приложениями Microsoft, но и PDF-файлы. Кроме того, он умеет "расправляться" с ARJ- и ZIP-архивами. На очереди - возможность анализа текстов, скрытых в графических файлах.
Антивирус без антихакера - деньги на ветер
К сожалению, насыщенная конференц-программа Infosecurity Europe 2005 не предусматривала презентации решений InfoWatch. А вот Евгений Касперский перед посетителями лондонской выставки выступил. В переполненном до отказа зале. На хорошем английском языке. Смысл его эмоционально насыщенного выступления сводился к тому, что, по оценкам ЛК, ныне 75% зловредных кодов носят криминальный характер (т. е. пишутся с целью заработать деньги путём кражи конфиденциальной информации). В 2004 г. этот показатель равнялся примерно 50%. Как правило, авторы этих кодов, прежде чем выпустить своё творение в свет, тщательно тестируют его с помощью различных антивирусных программ, и если продукт их мысли хотя бы один такой тест не проходит, они его дорабатывают.
Евгений Касперский:
"Зловредные коды все чаще проникают на ПК не через почту,
а через заражённые сайты"
Разумеется, подобного рода технология, сильно ослабляющая позиции антивирусов, делающих ставку на мощные эвристические анализаторы, используется не шутниками-одиночками, а организованными кибербандами, "воюющими" не только с пользователями, но и друг с другом. Практика показывает, что уважающая себя шпионская программа, "забравшись" на ПК, первым делом уничтожает аналогичные по назначению продукты конкурентов. Похоже, что число таких кибербанд сокращается. Но приносимый ими вред только увеличивается, так как выживают сильнейшие.
Другая тревожная тенденция, подмеченная специалистами ЛК, состоит в том, что зловредные коды все чаще проникают на ПК не через почту, а через зараженные сайты. Однако обычные антивирусы против бестелесных червей и различного рода хакерских атак практически бессильны. Поэтому использование антивирусов без антихакеров уже не гарантирует пользователю относительно спокойной жизни.
Интересно отметить, что зарубежные продажи "Антивируса Касперского" увеличиваются быстрее, чем отечественные: в 2005 г. они выросли более чем вдвое, в то время как в нашей стране рост составил "всего лишь" 40%. Кроме Великобритании и Голландии офисы ЛК есть во Франции, Германии, Польше, Румынии, Японии, Китае и США. Но перспективы расширения зарубежного бизнеса далеко не исчерпаны: по разным оценкам, объём мирового рынка антивирусных средств составляет от двух до четырёх миллиардов долларов. в год. Долю же "Лаборатории Касперского" на этом рынке аналитики оценивают в 1-2%.